Скачать 269.15 Kb.
|
Изучение творческого наследия Лескова в x классе. Изучение Лескова - одна из тем, которые нуждаются в методическом обеспечении, несмотря на то, что уже появились интересные предложения и разработки уроков по изучению «Левши», «Человека на часах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованного странника», все-таки заметно, как скупо, осторожно мы вводим изучение его творчества в X классе. Конечно, отчасти это продиктовано насыщенностью программы в X кл., и в этом смысле до сих пор остается печально прав Л. Толстой, что «Лесков - писатель будущего». А между тем Лесков создает особенный тип положительного героя, тип праведника, воспитательное значение которого велико и в наши дни. С Лесковым приходит в литературу своеобразное решение традиционных вопросов литературы второй половины XIX века. При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого путь к истине, и в этом смысле само творчество и литературная судьба писателя поучительны. Разработка национально-исторических проблем наиболее последовательно и многосторонне дана, пожалуй, именно в творчестве Лескова, который прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душой народа». Именно в прозе Лескова наиболее полное и интересное выражение находит такая форма повествования как сказ. Связь с фольклором, героическим эпосом, тип положительного героя, образ пути, мотив странничества, внимание к отдельной личности, которая осуществляет свою судьбу через взаимодействия с другими людьми, с миром, сказовое повествование - все это обусловливает изучение творчества этого писателя после Н. Некрасова, до изучения Ф. Достоевского и Л. Толстого. Можно предложить следующую систему уроков:
Уроки 4-6. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Опыт изучения повести «Очарованный странник» в 10 класс. Учитель гимназии № 116 г. Екатеринбурга Лыкова Вера Ивановна ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на последующие три урока, посвященные изучению «Очарованного странника» Всему классу:
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: 1-7. Охарактеризовать главного героя и его поступки. По этапам:
УРОКИ I-III. ПРАВЕДНИКИ ЛЕСКОВА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. (На материале повести «Очарованный странник ») ПРОБЛЕМЫ: Показать этапы нравственного совершенствования личности. Увидеть подвиг в негероической жизни героя, в стремлении делать добро, прийти к пониманию, что найти свое призвание в жизни - это задача богатырская. Увидеть в герое воплощение русского национального характера. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
МЕТОДИЧЕСКАЯ ФОРМА УРОКА: беседа по опережающим заданиям и вопросам с элементами лекции учителя, комментированное чтение, диспут. УРОК 4. Смысл заглавия. История создания. Своеобразие сюжета и композиции произведения. Жанр произведения. ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
( кем-то, чем-то очарован, или читатели, автор, слушатели очарованы им?) В беседе с учащимися учитель увидит, как меняется в зависимости от этого взгляд на историю жизни героя, как уточняется, расширяется смысл произведения. Чтобы понять, что хотел выразить автор, выясняем значение слов, соотносим с содержанием, замыслом произведения.Приходим к выводу, что Лескову было важно выразить странничество поэтической души, способной постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе. В описании характера героя отражаются философско-нравственные искания художника : создавая образ героя, писатель «решает» вечные вопросы. Каждый художник – странник. Здесь и главный герой – странник. Странничество как земное мытарство души русская литература пыталась постичь во всей сложности. Провести литературные параллели с Гоголем, Пушкиным, Некрасовым. Рассуждая о названии повести, мы должны иметь в виду, что сам писатель сформулировал для себя три основных закона образцового произведения:
Давайте начнем с наблюдения над тем, как воплощаются второй и третий законы, Это позволит увидеть, воплощен ли в «Очарованном страннике» первый.
безудержность в проявлении чувств, непобедимость. Цель героя сказки - победить злые силы, восстановить справедливость, выручить друга, спасти любимую с помощью таких личных качеств как доброта, отзывчивость, «горячее сердце», терпимость. Побеждает в сказке нравственный человек. Таков и есть герой Лескова. Во время беседы мы обращаемся к репродукциям. аналогии рождаются естественно. Таким образом, вывод наш заключается в том, что своеобразием сюжета и жанра произведения является восхождение к первоосновам жанра. Сказовая форма повествования. Понятие «сказ» употребляется в двух смыслах:
Сказ – жанр – « форма художественной литературы, построенной в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи» (Словарь литературоведческих терминов. М.,1974) В этом случае функция сказа – жанрообразующая. Сказовая форма повествования – один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого – образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть). При работе с текстом обращаем внимание, что рассказчик выступает и как герой произведения, т.е. он тот,
Слушатель в сказе обычно фигура абстрактная (здесь «мы», «все», «путник», «путешествующий», «философ», «купец», «человек солидный и религиозный»). В экспозиции смотивирован рассказ героя о собственной жизни, благодаря вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателями, без чего немыслим сказ. Кроме того – это народ, задумавшийся не над бытовым, а бытийным, и начинается с простого: созерцание «бедного», «старого» поселка, «грустнее которого трудно что-нибудь выдумать», вызывает недоумение, в основе которого, однако, лежит суждение, имеющее отношение к тому, что развернется в повествовании, суждение о том, что в основе действий, поступков людей лежат их представления о должном, нужном и возможном, а вот сами эти представления не есть раз и навсегда заданные, т.е. насколько мы близки к истине. Вечная проблема идеала. Все эти размышления от подслушанного разговора тех, кто станет пытливым слушателем странника. Таким образом, сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора, он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа рассказчика. Вместе с тем сказовая форма повествования определяет композицию и сюжет произведения: для постижения истины нужна стихия разговора («В начале было Слово, и Слово было у Бога»). После этой предварительной исследовательской работы с классом учитель скажет, что первоначально сам Лесков определит жанр этого произведения как рассказ-быль, затем - повесть, среди наших литературоведов есть такие, которые определяют жанр этого произведения как повесть-поэма. Повествование о герое в итоге поднимает его в наших глазах над обыденным сознанием: это обычный человек, но не обыватель - так возникает поэтическое восприятие. Поэтому можно определить жанр этого произведения как повесть-поэму.
Своеобразием сюжета произведения является и сознательная установка на хронологичность повествования. Основа сюжета - это путь, который проходит герой, это поиск своего места среди людей, своего призвания, своего смысла, цели существования. Композиция и сюжет повести организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.
Первый фрагмент Возможные вопросы при беседе в этой части урока:
Ключевое слово говорит Иван Северьянович – «толцитеся», что значит необходимость активного действия человека даже в самых тяжелых, безнадежных жизненных обстоятельствах : « ведь уж от него же самого повелено, ведь уже это не переменится»
Оправдывает его Иван Северьяныч тем, что тот не потерял страх Божий (зачитать, что остановило попика от самоубийства мысль о душе, которая останется без покаяния), нет в нем гордыни. Кроме того, в нем так много истинной любви к людям, что он не мог не молиться за самоубийц. И это оказалось его призванием. Лажены чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Суть христианства выражена в словах Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как если бы все зависело от Бога, но должны действовать так, как если бы все зависело от нас». Человек определяет свою судьбу или судьба определяет его жизнь? Что значит - угадать, определить свое предназначение? Можем ли мы сказать, что думал об этом Лесков?
Второй фрагмент. Что в описании героя привлекает наше внимание? Чем он отличается от других? С кем сравнивает своего героя автор? В чем смысл такого сопоставления? /Работа с иллюстрациями включается параллельно с анализом текста/. На какое противоречие в описании героя невозможно не обратить внимания? /Герой - богатырь, отличается от всех, а был незаметен/. Тема богатырства в русском искусстве
Какой «намек» дает нам Лесков рассказом о гибели укрощенной лошади? Какой смысл связывает эти различные истории?
Третий фрагмент. Предопределенность человеческой судьбы и неотделимость ее от собственной воли человека, когда только в испытаниях, поисках человек находит свое признание, которое дано ему от рождения. Это задача богатырская. Таким и рисует автор своего героя. Обращая внимание на указанные литературные аналогии, видим своеобразное прочтение героя-символа, богатырство мыслится как богатырство духа. Незаметность героя примечательна. Третий фрагмент, где богатырь-черноризец посрамляет иностранца, превосходит его не умением, а талантом /мысль, пронизывающая «Левшу»/ выводит нас к пониманию, что размышления автора о герое - это и есть «дума о России». |
План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера... План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н. С. Лескова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений музыкального и изобразительного... | «Осень в творчестве русских композиторов» Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | ||
Урока: Тема: «Н. С. Лесков «Однодум» Цель: Создать условия для формирования знаний учащихся о творчестве Н. С. Лескова, его связи с Костромским краем | Сценарий приёма учащихся в следопыты«союз наследников татарстана» Подготовить магнитофонную запись музыки частушек «Бабы Ешки», запись фанфар, барабанного боя, сделать костюмы Красной шапочки, Айболита,... | ||
Конспект урока тема Родины в творчестве А. А. Блока фио (полностью) Лескова Татьяна Ефимовна Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта | Александр Морок Ксения Разумовская Лицо, характер и судьба. Физиогномика для девочек «Лицо, характер и судьба. Физиогномика для девочек»: Академия Развития, Академия Холдинг; 2004 | ||
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | ||
Милорад Павич Хазарский словарь (женская версия) Данная рабочая программа отвечает одной из общих тематик учебно-реферативной деятельности учащихся Лицея – «изучение химических и... | Урок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы | ||
Реферат на тему «Праведники в творчестве Н. С. Лескова. Повесть “Очарованный странник”» Роль образа Ивана Флягина в композиции произведения. Целостность и неразрывность повествования | Односоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей... Во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого) | ||
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках... Современные уроки отличаются яркой интегративностью, инновационностью используемых методов обучения при опоре на стандартные. Сущность... | Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о... Урок посвящается биографии писателя и обзору его творчества. Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о личности... |