Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока





Скачать 63.55 Kb.
НазваниеИнтегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока
Дата публикации29.08.2014
Размер63.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)

Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).

Задачи:

раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

формировать коммуникативные и информационные компетентности;

способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

Народная мудрость

Ход урока

1 слайд.

Учитель литературы: Сегодня у нас с вами непростой урок, необычный. Потому что вести его будут два учителя: учитель литературы и педагог-психолог. А назвали мы его «Судьба человека».

2-й слайд.

Учитель литературы: Цель нашего урока - формировать понятия «судьба» на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова.

Основная задача – это раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”.

3-й слайд.

Учитель литературы: Начать наш урок хочется словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.

Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью “Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”.

Психолог: Ребята, что такое характер? Какими чертами характера могут обладать люди?

4-й слайд.



Психолог: Готовясь к уроку, мы с вами провели социологический опрос. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет, которым было предложено ответить на вопрос: “Что может кардинально повлиять на вашу жизнь?”. Вот, что у нас получилось. Самыми популярными ответами были.

5-й слайд.



6-й слайд.



Психолог: На этом слайде вы можете познакомиться с результатами опроса в виде диаграммы. Можно сравнить как отвечали мужчины и как женщины в процентном соотношении.

Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.)

7-й слайд.



Мыс уже встречались с произведениями Эдуарда Асадова. И сегодня для нашего урока я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта.

Гиперссылка.

Ученик рассказывает биографию Э. Асадова

8-й слайд.

Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение (Приложение 5).

Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!

А годы мчат суровой чередой.

И вот однажды не заметишь даже,

Как ты уже – на финишной прямой…

А в прошлые, упрямые годы

Душе хотелось и дерзать, и сметь,

Спешить, не остывая никогда,

Всего достичь, добиться и успеть!

А вот теперь, когда посыпал снег,

Ты дни как будто пробуешь сберечь,

Чтобы подольше, замедляя бег,

Той финишной черты не пересечь…

Учитель литературы:

- Почему стихотворение написано от 2-го лица? (наставление писателя читателю).

- Что значит “посыпал снег”? (Старость.)

- Подберите к этому слову контекстные синонимы. (Финишная черта.)

- Найдите смысловые (опорные) слова стихотворения. (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь.)

- Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт? (Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др.)

9-й слайд. (результаты диагностики)

Психолог: Ребята, давайте еще раз вернемся к результатам опроса. Обратите внимание, что неизлечимая болезнь может существенно изменить нашу судьбу, так считают 44% мужчин и 47% женщин.

10-й слайд.



Учитель литературы: Дома вы прочитали рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» Давайте познакомимся с биографией автора.

Гиперссылка.

Учитель литературы:

- Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.)

- На сколько логических частей делится жизнь главного героя? (3 части: до войны, во время войны, после войны.)

11-й слайд. (Музыка Приложение 9)



Работа в группах.

Учащиеся составляют кластер. (1-я группа: А. Соколов до войны; 2-я группа: А. Соколов во время войны, после войны).

Вывешиваем на доску.

Психолог: Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная.)

12-й слайд.



Учитель литературы:

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. (“Поначалу жизнь моя была обыкновенная...” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

- Чему радуется главный герой? (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

- Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.)

13-й слайд.

- Что меняет быт главного героя? (Война.)

- Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

- Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.)

13-й слайд.



- Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.)

Отрывок из фильма «Судьба человека» (от 54 минут до того, как фашист протягивает Соколову хлеб).

- Какие черты проявил главный герой в этом фрагменте? (Достоинство.)

- Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

— И что же впереди?

14-й слайд (4 картинки)

(Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». До слов: «…никто герою не ответил…ковыль…)

15-й слайд



— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни. (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”).

- Что значит для человека дом? (Дом — очаг, хранитель семейного счастья, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются надежда и смысл жизни. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе и пустоту.)

- Как вы думаете, как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

- Наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

16-й слайд



- Что изменило жизнь А. Соколова? (Встреча с мальчиком.)

- Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.)

17-й слайд.

- В чем смысл названия рассказа?

- Давайте обратимся к словарю Ожегова. Судьба – многозначное слово.

- В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

Психолог: Я предлагаю прослушать отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной “Конь рыжий”.

17-й слайд. (Музыка. Приложение 6)

Психолог: Как вы поняли, ребята, данный отрывок? (ответы детей).

- Давайте назовем черты характера, которые являются главными в жизни человека. (ответы детей).

- Посмотрите на экран, что у нас получилось.

19-й слайд.



Учитель литературы: Закончить наш урок хочется стихотворением Юрия Левитанского.

19-й слайд. (Музыка. Приложение 8)



Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает по себе.

Подводятся итоги урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по теме “Война в судьбе ребенка”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.)
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconКонспект Оборина Т. П. Fairy-tales in our life Интегрированный урок...
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок (технология – русская литература), готовится и проводится по проектному методу учениками 6 класса
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconТема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconИнтегрированный урок литература-музыка по рассказу
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. В костюнина, воспитывать духовные ценности в подрастающем поколении
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconИнтегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели...
Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,...
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconУрока: Обучающая
Урок литературы в 10 классе( учебник Ю. В. Лебедева «Русская литература ХIХ века. 10 класс»)
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconСпортивные сказки интегрированный урок литература + физкультура
Цель: развивать двигательные качества, укреплять межпредметные связи физической культуры и литературы, воспитывать целеустремлённость,...
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconТема урока : Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
...
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconЛитература. Народная судьба в поэтическом слове тематическое планирование
Поэты о сохранении памяти в слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы. И. А. Бунин «Слово»....
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconПрограмма патриотического воспитания. Цель и задачи программы
Целью программы является возрождение, сохранение и развитие патриотических традиций Отечества как важнейшей социальной ценности,...
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconМехнина Марина Владимировна Бушуева Валентина Степановна Интегрированный урок
Интегрированный урок (география -химия) по теме: "Горно-химическая промышленность Мурманской области"
Интегрированный урок \"Судьба человека\" (русская литература и психология) Цель урока iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск