Часы
| Темы (знаком * помечены темы углубленного курса: 35 часов)
| Работаем с электронным приложением
| Межпредметные связи
| Теория литературы
|
Слово и время в народной поэзии и литературе |
1
| Поэты о сохранении памяти в слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы. И.А.Бунин «Слово». А.А.Ахматова «Русская речь»
| Аудиозал
Художественное чтение
И.А.Бунин «Слово». А.А.Ахматова «Мужество»
|
| Фольклор, литература
|
Годовой цикл и праздники в народной культуре. Традиции народных праздников в литературе
|
2
| Изображение годового праздничного цикла в литературе.
В.А.Жуковский «Светлана». Святочные мотивы в балладе
| Аудиозал.
Художественное чтение.
Стихи русских поэтов о зиме.
Литературная карта
Тульская область. Мишенское
| Учимся понимать язык искусства
В. Суриков «Взятие снежного городка»
| Литературная баллада. Мотив. Сюжет.
|
*1
| Заимствованный сюжет и национальный колорит в балладе В.А.Жуковского
| Книжная полка
Баллада Г.Бюргера «Ленора» и её русские переводы-переложения Баллады В.А.Жуковского «Людмила» и «Светлана»
|
| Деталь. Пейзаж
Силлабо-тоническое стихосложение
|
3
| В.А.Жуковский «Светлана». Душевный мир героини баллады и средства его изображения.
| Музей на экране
Катрины К.П.Брюллова
Аудиозал
Художественное чтение
В.А.Жуковский «Светлана» (фрагмент)
| Учимся понимать язык искусства.
К.П.Брюллов «Гадающая Светлана»
| Персонаж. Внутренний мир героя
|
4
| А.С.Пушкин Из романа «Евгений Онегин»: Гл. 5. Строфы IV – X (Гадание Татьяны). Русская душою героиня Пушкина: ее причастность к миру народных обычаев и суеверий.
| Аудиозал
Художественное чтение
А.С.Пушкин Из романа «Евгений Онегин»: (Гадание Татьяны).
| К.П.Брюллов – современник Жуковского и Пушкина
| Автор. Ирония.
|
*2
| А.А.Фет «Гаданье». Мотив святочного гадания в лирическом воплощении А.Фета.
| Аудиозал
Художественное чтение
А.А.Фет Из цикла «Гадания».
|
| Лирический герой.
|
5
| И.А. Бунин «Подснежник». Внешний мир и чувства главного героя.
| Музей на экране
Б.Кустодиев «Масленица»
Аудиозал
Народные масленичные песни
| Русские праздники в изображении художников XIX – начала XX века
| Рассказчик. Антитеза. Контраст.
|
6
| Смысл названия рассказа И.А.Бунина. Поэтическое воплощение темы детства в рассказе.
|
| Детские портреты в русской живописи
| Идея .
|
*3
| И.С.Шмелев. Из книги «Лето Господне»: «Егорьев день». Гармония православной веры и народных обычаев в художественном мире рассказа Младенческое состояние души в изображении И.А.Бунина и И.С.Шмелева
| Аудиозал
Народные календарные обрядовые песни
| Народные музыкальные инструменты
| Авторская позиция
|
Мифологические сказания народов мира. Народные предания и легенды |
7
| Понятие о мифе, мифологии.
Русские сказания: Волга и Вазуза. О Доне Ивановиче и Шате Ивановиче. Из зарубежной литературы
Легенды и мифы Древней Греции
|
| Учимся понимать язык искусства М.А.Врубель «Пан»
| Миф. Мифология.
Олицетворение
|
8
| Легенда и предание как жанры народной несказочной прозы. Русские предания и легенды: Курганы-богатыри. Чудо на мельнице.
| Книжная полка
Народные легенды и предания:
О хлебном колосе. Как лошадь простила обиду.
|
| Жанр.
Легенда
Предание
Фантастика.
|
*4
| Из литературы народов России
Татарские предания о происхождении Казани
|
|
| Предание
|
9
| Размышляем о литературе вместе с литературными героями.
Роды и виды поэзии. Эпос. Лирика.
|
|
| Традиция. Новаторство.
|
По следам мифов, народных преданий и легенд
|
10
| Из зарубежной литературы
И.В.Гете «Лесной царь»
Легендарные сюжеты в балладах Гете. Их нравственный и философский смысл
| Книжная полка. И.В.Гете «Странствующий колокол».
| «Лесной царь» Ф.Шуберта
| Литературная баллада
Трагическое
Пафос
|
*5
| Из зарубежной литературы Г.Гейне «Лорелей». Образ рейнской русалки как один из символов родины в поэзии Г.Гейне.
| Аудиозал . Из музыкальной классики
Ф.Шуберт
| С.Маршак и В.Левик – мастера художественного перевода
| Образ в литературе
Художественный перевод
|
11
| Н.В.Гоголь «Майская ночь или Утопленница». Пейзаж и его роль в повествовании.
| Литературная карта
Большие Сорочинцы
|
| Пейзаж в литературе
|
12
| Главные герои повести Левко, и Ганна. Изображение автором их чистой и преданной любви .
| Аудиозал
Н.А.Римский-Корсаков. Песня Левко из оперы «Майская ночь»
|
| Герой
Характер
|
*6
| Связь повести Н.В.Гоголя с украинским фольклором
| Аудиозал
Народные обрядовые песни (русальные)
|
| Сюжет
Мотив
Обряд
|
13
| Сатирический образ головы. Столкновение головы и Левко.
|
|
| Юмор
Сатира
|
14
| Фантастика и реальность в повести. Роль легенды в развитии сюжета.
|
|
| Фантастика Жизнеподобие
|
*7
| Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: сюжеты, образы, идеи.. (Обзор)
| Книжная полка
Н.В.Гоголь
«Ночь перед Рождеством», «Пропавшая грамота»
«Ночь накануне Ивана Купала»
|
| Рассказчик
Цикл
|
15
| И.С.Тургенев «Бежин луг». Природа в рассказе увиденная глазами охотника и крестьянских ребятишек.
| Литературная карта
Спасское-Лутовиново
|
| Повествователь
Пейзаж
Средства художественной выразительности
|
16
| Былички, рассказанные мальчиками, как свидетельство поэтического строя народной души
| Книжная полка
Былички
|
| Быличка
Речь героя
|
*8
| Речевая характеристика героев рассказа
|
|
| Монолог
Диалог
|
17
| Мастерство автора в создании образов мальчиков
| Аудиозал
Художественное чтение. Фрагменты рассказа «Бежин луг»
|
| Деталь
Портрет Характер
|
18
| В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее». Нравственно-философский смысл произведения
| Книжная полка
В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее».
|
| Тема
Идея
|
19
| Роль художественной детали в рассказе о нравственном преображениии героя
|
|
| Художественная деталь
|
*9
| К. Паустовский «Теплый хлеб». Филька по прозвищу «Ну тебя» - главный герой рассказа.
|
|
| Сюжет Идея
|
20
| С.А.Есенин «Корова».
| Аудиозал
Художественное чтение. С.А.Есенин «Корова».
|
| Лирическое стихотворение
|
*10
| А.С.Грин «Легенда о Фергюсоне». «Низкие истины» и «возвышающий обман» в рассказе о рождении легенды.
|
|
| Легенда
|
21
| А.Платонов «Корова». Маленький Вася и его думы о жизни.
| Литературная карта
Воронеж
| Учимся понимать язык искусства
К.С. Петров – Водкин «Купание красного коня»
| Внутренний мир героя
|
22
| Тема взаимозависимости всего в мире и ее воплощение в рассказе Платонова
|
| Учимся понимать язык искусства А.Рылов «В голубом просторе»
| Идея
Олицетворение
|
*11
| Романтика, романтический мир в литературе
|
|
| Пафос
|
23
| В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
| Аудиозал
Художественное чтение. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
| Животные в изобразительном искусстве
| Сюжет
Композиция
|
24
| Размышляем о литературе вместе с литературными героями.
Автор и читатель. Понятие об интерпретации.
|
|
| Читательское восприятие
Интерпретация
|
Героический эпос в мировой литературе |
*12
| Из зарубежной литературы
Песнь о Нибелунгах (фрагмент)/ Беовульф
| Аудиозал
Из музыкальной классики. Р.Вагнер «Валькирия» (фрагмент оперы).
| Р.Вагнер и его музыкальный эпос
| Эпос
|
25
| Понятие о героическом эпосе
Гомер как автор древних эпических поэм. «Илиада» и «Одиссея». Наивность и мудрость его поэзии.
| Аудиозал
Художественное чтение
«Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
| Учимся понимать язык искусства
А.Иванов «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора».
| Гекзаметр
|