Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»





Скачать 83.05 Kb.
НазваниеТема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Дата публикации02.10.2013
Размер83.05 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Военное дело > Рассказ
Урок литературы в 11 классе

Учитель: Малинкина Р.Н.

МБОУ «Ляжмаринская ОСШ»
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М.Шолохова «Судьба

человека».

Цели: 1) показать истоки изображения войны в рассказе Шолохова «Судьба

человека»;

2) вызвать у обучающихся размышления о прочитанном, переживания,

душевный отклик;

3) совершенствовать умение анализировать текст;

4) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи.

Ход урока.

  1. Организационный момент.




  1. Запись темы урока. Объявление целей урока.




  1. Запись эпиграфа

Я видел и вижу задачу как писателя в том,

чтобы всем, что написал и напишу, отдать

долг этому народу – труженику, народу-герою.

М. Шолохов.
Мысль писателя (в рассказе) движется от

судьбы человека к судьбе человечества.

(мнение литературоведов)


  1. Работа по теме.

    1. Слово учителя.

Война… Она ломает человеческие судьбы, оставляет на сердце рваные, незалечимые раны, уносит жизни, лишает самого дорогого: семьи, друзей, а порой и смысла существования. Многие писатели обращались к теме войны в своих произведениях. Михаил Шолохов – один из них. Выдающимся произведением Шолохова стал рассказ «Судьба человека», опубликованный в новогоднем номере газеты «Правда» в 1956 году. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.
2. История создания рассказа. (Сообщение учащегося)

/ слайд с фото Шолохова/
А. Очень похожую семейную трагедию услышал Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его за «своего брата-шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».
Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вешенскую.
- Чем же привлек такое внимание этот рассказ?
Б. В основе сюжета рассказа лежат действительные события. Встреча произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение. Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина. И его создание стало возможным только после смерти «отца народов» и XX съезда партии.
- А почему после XX съезда партии?.

(В феврале 1956 года на закрытом заседании XX съезда КПСС критика «культа личности» Сталина)
3. Беседа.
- Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения «Судьба человека»?
    (а.  Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения, типизации - это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Мне кажется, что это вполне правомочно. Ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа. Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения? Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе. Подобное мы видели, например, в "Старухе Изергиль" Горького. Кроме того, можно говорить о двух "планах" повествования: голосе героя и голосе автора. Дело в том, что повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в "Судьбе человека" отведено рассказу Соколова о себе

Б. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.
В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой. Второй голос—голос автора, слушателя, случайного собеседника.
Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди).



- Что из себя представляет герой рассказа?

(найти в тексте описание героя)
(Андрей Соколов – скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все – таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.

Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны – от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: «Ночью – то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»)

- Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?

ДО ВОЙНЫ

Поначалу жизнь моя была обыкновенная… отношение к жене детям
История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку.

Работа по сцене из спектакля (Слайды)

ВОЙНА
На то ты и мужчина, на то ты и солдат…

И в это благополучие, счастье "врывается" война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря, и наконец совершает побег из плена. Становится совершенно ясно, что и в поединке Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: "Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой".
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Вот и нашел я своего Ванюшку…
Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.
Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.

- А как вы понимаете слово «ГУМАНИЗМ»? Подберите однокоренные слова.
Гуманизм - основной пафос рассказа (записать в тетради)
4. Запишите в тетрадях:
Характер и судьба главного героя

  1. Обыкновенная жизнь;

  2. Смысл жизни- Защита Родины;

  3. Нравственное превосходство над врагом;

  4. Закономерность гуманного поступка – усыновление Ванюши.



ВЫВОД:

В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.
Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».
5. Заключительное слово учителя.

Оценка рассказа является неоднозначной до сих пор. Кто-то восхваляет, а кто-то принижает значение рассказа. Заметим только, что «Судьба человека» выдвигалась на соискание Ленинской премии, но была отвергнута. Руководство считало, что за рассказ премию дать нельзя именно из-за его малого размера. Но все же этот рассказ относится к литературе «оттепели».

3.02.10 г. в информационной программе «Вести Марий Эл» был сюжет о рекламируемом фильме «Кандагар». Вы, наверное, слышали, что фильм создан на реальных фактах. Александр Балуев играет боль командира экипажа самолета, который талибы захватили в плен. Прототипом героя является наш земляк, уроженец п. Красногорский Звениговского района, ныне проживающий в г.Тюмени Владимир Шарпатов – Герой России .

А по каналу «России 1» после фильма «Райские яблочки» демонстрировался документальный фильм «Побег из Кандагара». Члены экипажа вспоминали об Афганской войне. В 15 февраля 2010 года исполняется 21 год со дня вывода войск из Афганистана. Многие наши земляки прошли дорогами афганской войны, среди них есть и раненые и те, кто вернулся домой грузом 200. Выпускники школы прошли дорогами войны в «горячих точках».

(Показать альбом)



  1. Домашнее задание:


Сочинение

1. «Мое прочтение рассказа Шолохова «Судьба человека».

2. « Война в судьбе моей семьи».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconРеферат на тему «нравственная сила добра в рассказе м. Шолохова «судьба человека»
Хх столетия, открывает запретную до тех пор в советской литературе тему фашистского плена. Вышедший в 1956 году, бесхитростный рассказ...
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: М. А. Шолохов: страницы биографии. Изображение русского характера в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconТема урока : Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
...
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconИнтегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока
Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова)
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.)
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconМатериал по подготовке к егэ (часть С, аргументы)
Проблематика рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1956 г.)
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: а я бы смог? («Судьба человека» рассказ о несгибаемой воле русского человека в годы войны)
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconУрока литературы в 5 классе. Тема В. П. Астафьев. Диалог человека...
В. П. Астафьев. Диалог человека и природы в рассказе «Зачем я убил коростеля?» 1 урок
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная...
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы...
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель : формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconУрок литературы в 9 классе (мастерская построения знаний) Русский...
...
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» icon«Основные художественные направления литературы\ Методическая разработка...
Комплексное методическое обеспечение учебного процесса по специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и...
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconТема: «Проблема взаимоотношений человека и животного в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»
Повторение основных смысловых составляющих темы «Человек и животные в разных литературных жанрах»
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
Внеклассное чтение. Тема ратного подвига в литературе XX века. М. Шолохов «Судьба человека»
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск