Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 207.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.01.2014
Размер207.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок







Методическая разработка интегрированного урока

Тема: М.А.Шолохов: страницы биографии. Изображение русского характера в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с творчеством М.А.Шолохова;

  • Знать содержание рассказа «Судьба человека», уметь вести беседу и анализировать эпизоды;

  • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;

Развивающие:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;

  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну.

  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся.


Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый,

когда жизнь не требует его к тяжелой жертве.

Но когда приходит беда - русский человек суров,

двужилен в труде и беспощаден к врагу, -

не щадя себя, не щадит и врага… 

А.Н. Толстой « Русский характер»


    1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы обратимся к одному из важнейших событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне.

На фронтах Великой войны сражались и более 2000 писателей и поэтов. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Мусса Джалиль, молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы».

Во время Великой Отечественной войны перед каждым писателем встала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Вот слова, которые стали крылатыми, они принадлежат лейтенанту Герасимову из рассказа «Наука ненависти», написанного в 1942 году М.А.Шолоховым.

« …И воевать научился по - настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»,- а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков» .

Кто же он, М. А.Шолохов, создавший много прекрасных произведений о русском человеке, русском характере…


    1. Человек необычной судьбы (сообщение учащихся)

… С тех пор, как Михаил Александрович Шолохов стремительно ворвался в большую литературу, не утихает интерес к его личности, к фактам биографии, к его знаменитым произведениям, к истории создания его рассказов и романов.

О Шолохове и его книгах написаны десятки монографий, сотни, тысячи статей во всем мире. Уже в начале 1930 – х годов был впервые экранизирован роман «Тихий Дон». На сценах оперных и драматических театров появились в качестве действующих лиц Григорий Мелехов и Аксинья, Давыдов, Щукарь и др., артисты, игравшие эти роли, сразу становились знаменитыми, получали звания, ордена, славу.

Шолохов – лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской. В Москве также есть улица его имени, поддерживаются в надлежащем состоянии дом на хуторе Кружилине, где он родился и провёл первые годы своей жизни, школа в станице Каргинской, где он учился.


  • Учитель. В своей нобелевской лекции Михаил Шолохов сказал: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Мне бы хотелось, чтобы и вы после знакомства с этой книгой стали лучше…


    1. Знакомство с рассказом М.А.Шолохова «Судьба человека»




  • История создания произведения. (Сообщение, подготовленное учеником) - 3 минуты

Видеоклип. Фрагмент…

Враги сожгли родную хату, 
Сгубили всю его семью. 
Куда идти теперь солдату, 
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе 
На перекресток двух дорог, 
Нашел солдат в широком поле 
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья 
Застряли в горле у него. 
Писал солдат: "Встречай, Прасковья, 
Героя - мужа своего.

Накрой для гостя угощенье, 
Поставь в избе широкий стол. 
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел ..."

Никто солдату не ответил, 
Никто его не повстречал, 
И только тихий летний ветер 
Траву могильную качал. //

Вздохнул солдат, ремень поправил, 
Раскрыл мешок походный свой, 
Бутылку горькую поставил 
На серый камень гробовой:



"Не осуждай меня, Прасковья, 
Что я к тебе пришел такой: 
Хотел я выпить за здоровье, 
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки, 
Но не сойтись вовеки нам ..." 
И пил солдат из медной кружки 
Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа, 
И с болью в сердце говорил: 
"Я шел к тебе четыре года, 
Я три державы покорил ..."

Хмелел солдат, слеза катилась, 
Слеза несбывшихся надежд, 
И на груди его светилась 
Медаль за город Будапешт. 
Медаль за город Будапешт

Враги сожгли родную хату
Музыка: Матвей Блантер

Слова: Михаил Исаковский




История песни.

У этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет. 

Так продолжалось до 1960 года. Для участия в в одном из концертов был приглашен популярный артист кино и исполнитель советских песен Марк Бернес. Многочисленные зрители были настроены на веселое, развлекательное зрелище. Но вот на сцену вышел Бернес. Он подошел к микрофону и запел:
Враги сожгли родную хату, 
Сгубили всю его семью. 
Куда ж теперь идти солдату, 
Кому нести печаль свою?..

Поначалу в зале возникло недоумение, но потом установилась абсолютная тишина. А когда певец закончил, раздался гром аплодисментов. Успех превзошел все ожидания! 
С этого дня началась, по существу, жизнь этой замечательной песни. «Прасковья» (как иногда ее называют) получила широкое признание, особенно у бывших фронтовиков. Многие из них восприняли ее как рассказ о своей нелегкой судьбе. Вот несколько отрывков из их писем, которые получал певец: 

«Сегодня я слушал по радио не впервые в Вашем исполнении песню, которая для меня – моя биография. Да, я так приехал! “Я три державы покорил!”. Вот на столе лежат медали и ордена. И среди них – медаль за город Будапешт.

«Услышал я в Вашем исполнении песню, как возвратился солдат с фронта, а у него никаких близких не оказалось, - так было и у меня. Мне так же пришлось со слезами на глазах выпить чарку вина в яме разбитой землянки, где погибла в бомбежку моя мама». 

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ. В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года – его окончание. Это было событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.


  • Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, чьи нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, кто сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.


  • Смысл заглавия рассказа

  • В чем отличие понятий «жизнь» и «судьба». Почему М. Шолохов для названия рассказа выбрал именно второе слово?

От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых

испытаний, проверок требовались особые усилия, душевные затраты, выдержка,

мужество, определенный выбор. А можно ничего не выбирать. Не предпринимать, а просто принимать как должное, смириться, не поднимать головы. Человек, как считал М. Шолохов,

всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические

обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.


  • Почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова», ведь повествуется о его жизни?

М.А. Шолохов назвал произведение «Судьба человека», не указывая, что

повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое:

жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Из рассказа

о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование

о судьбе многих людей, когда каждый ответственен перед собой и другими

за свою жизнь. Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека»

поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький

рассказ глубинным эпосом, рассказом – эпопеей (по определению некоторых…),

раскрывающим сложнейшую проблематику,

затрагивающим основы человеческого общежития.


  • Работа по тексту рассказа

  • Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?

Рассказ в рассказе, потому что…

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием

с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения

повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить

за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную

оценку совершённых им поступков, понять его переживания


  • От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю

своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.


  • Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? Для чего автору понадобилось это? (контраст)




  • Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? Почему?

У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма

он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же?

Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа.

В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя,

мы будем судить не по одному или двум его поступкам.

Этот рассказ предполагает изучение и анализ всей жизни героя


  • Какова основные вехи судьбы Андрея Соколова?

В небольшом рассказе прослеживается судьба героя, «простого советского человека»:

его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьёй, пленение, неудачный побег,

освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшей, ставшим герою сыном.


  • Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи.

В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что еготоварищи погибают без снарядов.

На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся,

то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.


  • Сообщение, подготовленное учеником. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов.


  • Видеоролик (сообщение о концлагере «Саласпилс»…)


Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."


  • Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нём

заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость


  • Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди? (работа с текстом). Какая позиция ближе всего Соколову? Как повёл себя сам герой?

В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого

поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь

воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора,

“который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова

искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой,

не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления

своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва,

чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего.

Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь

ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении.


  • Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?

«Куда меня только не гоняли за два года плена а тут слух по лагерю идет,

будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь…»


  • Сообщение, подготовленное учеником. Исторический комментарий.

Немецко-фашистские генералы не жалели ничего для того, чтобы выйти к берегам Волги и закрепиться там.

Захват Сталинграда для фашистов имел большое значение, он угрожал с фланга гитлеровским армиям, наступающим на Кавказ. В июле, прорвав оборону нашего юго-западного фронта, фашистские войска вышли к излучине Дона. Создалась тяжёлая обстановка.

Между Доном и Волгой был создан оборонительный рубеж - возник Сталинградский фронт.

А сам город сразу превратился в военный лагерь. Ежедневно 180 тыс. сталинградцев выходили строить оборонительные рубежи на дальних и ближних подступах к городу. Пятьдесят тысяч сталинградцев взяли в руки винтовки.

Фашисты стали систематически бомбить город. А на земле непрерывно и ожесточённо атаковали гитлеровские танки и пехота, не умолкала артиллерия. Над городом нависла смертельная опасность. Просто жить в таком городе нельзя было, но жить и бороться, жить, чтобы победить - нужно было. И сталинградцы доказали это. Ещё 75 тысяч добровольцев ушло на передний край, чтобы с героическим упорством отстаивать каждый метр родной земли. А в самом городе все работали, не зная отдыха, под бомбами и снарядами днём и ночью. Непрерывно ремонтировались орудия, танки, миномёты.

За год войны фашисты уже хорошо узнали мужество советских людей. Но то, с чем они столкнулись в Сталинграде, было беспримерным. Немало европейских стран завоевали фашисты. Иногда им достаточно было 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. Здесь же требовались месяцы, чтобы пересечь одну улицу, недели, чтобы взять один дом. Бои продолжались за каждый этаж, за каждую комнату. Жаркие рукопашные схватки вспыхивали на лестницах, на чердаках, в подвалах. Дома, точнее развалины домов, не раз переходили из рук в руки.

Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.


  • А на страницах шолоховского рассказа происходит другой поединок, и в нем мы видим «русское достоинство и гордость»? А.Соколов «собирается с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги

не увидали в последнюю мою минуту, что с жизнью (ему) расставаться

все-таки трудно...»


  • Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером. Видеофрагмент фильма.




  • Зачем, прежде чем расстрелять узника, Мюллер устраивает ритуал с выпивкой?

Расстрелу должен предшествовать некий ритуал, смысл которого проясняется

в тот момент, когда комендант предлагает заключенному выпить за

победу немецкого оружия. Мюллеру необходимо крайнее унижение противника,

то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом.

Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, он тем самым как бы

сольется со своей победоносной армией.


  • Кто одержал победу в этом противостоянии: Соколов и Мюллер? Обоснуйте свою точку зрения. В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический

поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам

Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. «Захотелось мне им,

проклятым, показать, — говорит он, — что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость

и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Так обыкновенный человек

становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет

герой и великуюсилу терпения, столь свойственному русскому народу.

Русское достоинство, твердость духа помогли ему победить в начатой Мюллером игре.

Отказавшись от мысли расстрелять его, комендант говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников». Этот нравственно-психологический поединок закончился победой Соколова.


  • В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

“На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести,

если к этому нужда позвала”.Готовность выстоять, “выдюжить”

становиться жизненным кредо Соколова.


  • Можно ли назвать этот поступок Андрея Соколова да и всю его жизнь в плену подвигом? Почему?

Подвиг – героический , самоотверженный поступок.

Подвиг человека предстает перед нами в рассказе Шолохова

не на поле боя, не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена.
В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае-июне 1945 года, есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире; например, слова «указ» и «совет» упомянуты в этом словаре. Следовало добавить еше одно слово - непереводимое, многозначительное, русское слово «подвиг». Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения...» И далее: «Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершаюшую мысль, вложенную в русское слово «подвиг». Героический поступок -это не совсем то, доблесть - его не исчерпывает, самоотречение -опять-таки не то, усовершенствование - не достигает цели, достижение - имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некое завершение, между тем как подвиг безграничен. Соберите из разных языков ряд слов, означающих идеи передвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину «подвиг». И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперед, - это «подвиг»… И если иностранные словари содержат слова «указ» и «совет», то они обязательно должны включить лучшее русское слово «Подвиг»...»


  • Бегство из плена.




  • Как Андрей Соколов бежит из плена?




  • Что пришлось пережить ему после побега? (работа с текстом) Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает

свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях. Именно

в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса

взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых,

потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно

опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”;

“Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом:

“Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика должна

быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти,

никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила?

За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать

он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение

(“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим.

И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.


  • Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.




  • Какую роль играет встреча с Ванюшей в судьбе Соколова?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”,

у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло”

Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Неожиданная встреча с ребёнком, случайным «осколком войны» возрождает героя.


  • Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Два сироты, жизни которых искорежены войной)

Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей

Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу,

меняет сиротскую судьбу мальчика.


  • Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Какие?

Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в

произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью

после дождя».)


  • Каково  цветовое  значение  этого  образа? 

Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет. Чистый,   не испорченный 

никакими  тяготами  жизни. Но  автору  мало  этого  определения.

Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя».

Каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчика.

Обратим  внимание  на  уменьшительно-ласкательные  суффиксы

(небУШКо,  ЗвёздОЧКИ):они выдают  и  авторское  отношение к мальчику.

Вот и встретились двое, которые помогают друг другу выжить в непростой ситуации. Но вернемся вновь к образу главного героя.


  • Чем поучительна история Андрея Соколова?

Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и

защитник жизни, её основ, нравственных законов, складывавшихся веками.

Герой Шолохова, защищает смысл и правду самого человеческого существования.


  • Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?

*скромность

*терпение

*патриотизм

*душевная щедрость

*стойкость, мужество.

*человечность, доброта, сердечность

И не зря на протяжении всего рассказа автор обращает свое внимание на особую деталь в образе героя – его сердце.

  • «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут» (тупая боль в сердце – есть такое выражение).

  • «Сердце сжалось в комок и не разжимается».

  • «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать»

  • «Сердце раскачалось - поршня надо менять. Схватит и прижмет».

  • Автор в рассказе: «Мягкая, но когтистая лапа сжала мое сердце – я поспешно отвернулся».


*чувство ответственности

*коллективизм

*гордость

*чувство человеческого достоинства

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых

помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.


  • Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

  • Что вы вкладываете в это понятие? 

Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.


  • Итоги урока

  • Обращение к эпиграфу: Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый,

когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда –

русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, -

не щадя себя, не щадит и врага… 

А.Н. Толстой « Русский характер»

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

Шолохов первый написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.


  • Звучит финал рассказа в исполнении учителя.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы

думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около

отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть,

все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

  • Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение «Сердце Андрея Соколова».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск