Скачать 57.88 Kb.
|
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи. Класс : 9 «А» МСКОУ СКШИ 8 вида Дата : 11.03.2010 год Учитель :Вайзерова Е.А. Тема урока : « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Тип урока : комбинированный. Цель : формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». Задачи : образовательные : формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; - уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов ; - расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях; - отрабатывать навыки выборочного чтения, чтения по ролям, умение работать с текстом. коррекционные : развивать устную речь через расширение словаря учащихся, его уточнения; выразительное , интонированное чтение произведения; - развивать зрительную память, внимание через работу по восстановлению последовательности событий рассказа; - развивать мыслительные операции ( обобщения, анализа) при работе над содержанием прочитанного текста; - коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при работе с сюжетными картинками. воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма , гордость за мужество русских людей; воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера, о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны. Оформление : портрет М. Шолохова, пословица, сюжетные картинки по рассказу ( на каждого ученика комплект, комплект для работы у доски) Ход урока. 1. Организационный момент. Вступительное слово учителя: - Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. - Что он смог сохранить в своей судьбе? - Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке. 2. Актуализация знаний. - Прочитайте тему урока, написанную на доске. - Как вы понимаете слово « характер»? ( Характер – совокупность, соединение психических и духовных черт, свойств человека, обнаруживающихся в его поведении). - Какие положительные черты характера вы можете назвать? ( учащиеся отвечают; затем я открываю доску, на которой записаны слова : стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, доброта, мужество, сострадание, трудолюбие, патриотизм, умение любить, сила духа, щедрость, смелость, терпение, чувство собственного достоинства, выдержка, скромность). - Можно ли сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты, которые вы назвали и прочитали на доске? - Какие из написанных черт проявились у Андрея Соколова в эпизоде, который мы читали вчера на уроке? ( стойкость, мужество, сила духа, чувство достоинства, выдержка, смелость, патриотизм). - Попробуем это доказать в ходе обсуждения прочитанного. 3. Исторический комментарий . К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона советских военнопленных. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках и сколоченных бараках. 8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с советскими пленными , беспримерное по своей жестокости: «…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…» Положение пленных усугублялось еще и тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения . Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получении посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным. Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод. Из 6,3 миллиона советских пленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе. Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько всего преодолели. 4. Работа по домашнему тексту. 1) молчаливое чтение стр. 197 – 199 ; 2) чтение вслух; 3) беседа по прочитанному : - Что испытывал Андрей Соколов, вспоминая о годах, проведённых в плену? (болит сердце, трудно дышать) - Как относились к русским в плену? - Зачитайте, чем били военнопленных? - За что били ? Зачитайте. - Чем кормили? ( эрзац (заменитель) - хлеб наполовину с опилками и жидкая баланда из брюквы). - Какую работу выполняли пленные на каменном карьере? («вручную долбили, резали, крошили камень»; «адский труд»). - Насколько люди были истощены? ( « Душа чуть-чуть на одной ниточке держалась»). - Насколько они были голодны ? («Голодны не то что до смерти, а даже хуже») - Все ли выдерживали такую жизнь? - За что Андрея Соколова вызвали к коменданту лагеря Мюллеру? ( нашёлся подлец – сообщил). 4)Чтение по ролям эпизода «Вызов к Мюллеру» стр. 199 – 202 Автор – Соколов – Мюллер – 5) Беседа по прочитанному : - Вспомните из просмотренного кинофильма, каким человеком был комендант лагеря Мюллер? (Безжалостный : «Правая рука у него в кожаной перчатке, а в ней свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает». Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, перечить с ним страшно! - Какую черту характера проявляет Андрей Соколов, повторив лично Мюллеру то, что он говорил в бараке? ( бесстрашие, смелость) - Как ведёт себя в этом поединке измученный, истощённый, обессиленный узник? ( с достоинством - он остался человеком в этих нечеловеческих условиях!) - Какую оценку врагу даёт немецкий офицер? ( он уважает достойного соперника; « …ты - настоящий русский солдат… Ты – храбрый солдат!») - Чем награждает Соколова комендант лагеря? ( жизнью и …едой) - О чём думает Соколов, идя с хлебом к выходу? ( что его могут убить, и он «ребятам харчей не донесёт» ). - Какая эта черта? (человеколюбие, умение переживать о других, готовность поделиться последним или ничтожно малым). - Ещё раз назовите нравственные качества Соколова, которые проявились в этом эпизоде? (смелость, мужество, сила духа, щедрость, чувство достоинства, патриотизм). 5. Работа по сюжетным картинкам. Задание : вспомните прочитанные эпизоды рассказа, просмотренный кинофильм «Судьба человека» режиссера С.Бондарчука, восстановите картинки в нужном порядке. ( Детям раздается каждому разрезанные картинки, работают индивидуально; один ученик – у доски с большими картинками такого же содержания.) Если остаётся время после проверки этого задания, можно попросить учащихся по их выбору рассказать содержание эпизода той или иной картинки. 6. Подведение итога урока : 1) Работа по пословице « Посеешь привычку – пожнёшь характер, Посеешь характер – пожнёшь судьбу». - Мы говорили сегодня о русском характере, о положительных чертах характера. Объясните значение народной мудрости. ( Наша судьба в чем-то зависит от нашего характера, а характер формируется , в том числе и привычками - потребностью совершать те или иные действия, поступки). 2) Анализ ответов учащихся, оценки. 7. Домашнее задание : стр. 202-204, читать, отвечать на вопросы стр.204 Приложение. Сюжетные картинки по рассказу. |