Скачать 49.5 Kb.
|
Тема урока: А я бы смог? («Судьба человека» - рассказ о несгибаемой воле русского человека в годы войны) Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» города Балаково Бардина Т.А. Характеристика класса: 9г класс с двумя профилями: социально-гуманитарным и физико-математическим. К ГИА готовятся ребята из обоих профилей. Подготовка по предмету слабая. Недостаточное развитие навыка связной речи, построения развернутого связного ответа. 1. Анализ внешних связей урока: 1) Урок- обобщения знаний по теме для подготовки к ГИА после основного изучения материала 2) урок обобщения полученных знаний, развития речи 2. Цели урока: Помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях. Задачи урока: Показать порядок работы над ответом на вопросы в форме ГИА по данной теме, разобрать вопросы, предлагаемые в КИМах. Совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь. Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека», ЦОР из коллекции ФЦИОР «М.А. Шолохов «Судьба человека» (базовое изучение)»3. Характеристика замысла урока: Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом), использование цифровых ресурсов 4. Как планируется контролировать: используя ЦОР, проверять усвоение материала, ; уровень осознания проверять при написании сочинений разного объема по поставленным проблемным вопросам. 5. Ожидаемые результаты урока. Умение создавать тексты-рассуждения по предложенной теме разного объема с использованием цитирования и привлечением материалов из других произведений подходящей тематики Ход урока:
Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" Вставал вопрос в любые времена- Что жизнь такое? Для чего она? Сто мудрецов на то ответ искали У звезд, богов, земли, воды, огня. А что известно? То же, что вначале- На старой тайне старая броня. Так, может, надо подойти иначе К известно не решаемой задаче И суть в другом аспекте изложить- Раз есть она, то как её прожить? Задавались ли вы этим вопросом? Как вы бы хотели прожить жизнь? Прочитайте высказывание А.Н. Толстова: «Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…» (А.Н. Толстой « Русский характер») Определите, что станет темой нашего сегодняшнего разговора. Чего мы с вами должны сегодня достичь? Что понять? Чему научиться? 2. Этап проверки домашнего задания. История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». - Кому и почему Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания) (Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.) Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. Исаковский -Как связано данное стихотворение с рассказом Шолохова? 3.Подготовительный этап. - Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.) - Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».) Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов. 4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности. 5. Этап первичной проверки понимания изученного. 6. Этап закрепления новых знаний и способов действий.– пропускаем, так как данный урок является уроком углубления и обобщения изученного. 7.Этап применения знаний и способов действий (вопросы, подобные части В и С1,2 в ЕГЭ и ГИА) Сравнение текста литературного произведения с воплощением образов в фильме. Антитеза Соколов – Моллер. Работа с ЦОРом, часть 4 -Что отвечает Соколов на предложение Моллера закусить перед смертью? (тест в ЦОРе) Почему он так отвечает? Как это его характеризует? (ответ в 3-5 предложений) -Как в литературоведении называется образ - предмет, при помощи которого раскрывается важная черта характера героя, например, кусочек хлеба, от которого откусывает Соколов, или кусок сала, который он приносит в барак и делит между всеми? -Вспомним понятие «символ» (Работа с ЦОРом, часть5) Какой образ-символ, использованный в данном отрывке, является сквозным, входит органической частью в целостную структуру произведения? -Какие средства художественной выразительности использованы автором в следующих отрывках (ЦОР, часть 6)? 8. Этап обобщения и систематизации знаний. Тема одиночества в рассказе. Работа с ЦОРом, часть 7. В судьбах каких героев рассказа отразилась тема одиночества, сиротства? (решение теста) Ответьте 5-8 предложениями Сравните расставание Андрея Соколова с женой Ириной и расставание Лизы и Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза». Найдите сходства и различия. 9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Проверка ответов на соответствие с требованиями к ответу, работа с критериями. 10. Этап коррекции знаний и способов действий. Корректировка работы в соответствии с найденными недочетами 11. Этап информации о домашнем задании. Напишите сочинение объемом не менее 200 слов на тему «Какую роль сыграла в судьбе А. Соколова встреча с Ваней?» 12. Этап подведения итогов занятия. - Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования) - Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы. И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры. И воистину справедливы слова Ф.Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать В Россию можно только верить. 13. Этап рефлексии. Доволен ли ты тем, как прошел урок? Что бы ты изменил в уроке? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Учитель был внимателен к тебе? |