Скачать 34.3 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе (мастерская построения знаний) Русский характер в изображении М.Шолохова. Рассказ «Судьба человека». (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) Подготовила Тырина Г.Е., учитель русского языка и литературы гимназии № 16 г. Сочи. Цель урока: рассказ «Судьба человека»; смысл названия, особенности композиции, образы главных героев, тема судьбы человека, искалеченного войной. Ход урока.
-Прошло 68 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, история которой написана кровью её защитников. Фашизм убивал, фашизм мог растлить слабого духом, мог купить предателя, но не мог одержать победу над людьми, для которых защита Родины стала делом всей жизни. Давайте вспомним этих защитников: солдат и офицеров, врачей, спасавших раненых, людей, ковавших Победу в тылу. (Под звуки «Лунной сонаты» на экране военные фотографии).
- Да, до сих пор в каждой семье есть боль от уже далёкой , но не забытой Вов. И сейчас вспоминаются такие строки: Война доныне целится в людей, Чья горькая дорога не забыта.
–Что вы чувствуете, думая о войне? Запишите (3-5 предложений). Работы зачитываются.
- Прочтите об истории появления этого рассказа (карточки на столах учеников). Карточка №1. 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека». Как рассказывает один из журналистов, задуман он был давно: «А знает ли читатель о том, как Шолохов повстречался с героем рассказа «Судьба человека» Андреем Соколовым именно на охоте. В первый послевоенный год он поехал поохотиться…Присев на плетень отдохнуть у разлившейся речушки Еланки, он заметил мужчину, который вёл за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники сели подошли к нему и , приняв его за шофёра, запросто сели отдохнуть. Тогда- то на этом плетне и поведал Андрей Соколов «своему брату- шофёру» о своей судьбе. Путник собирался было уже уходить, но в это время подъехала к писателю его жена и выдала его, что называется, с головой. Путник ахнул от такой неожиданности, но уже было поздно – всё успел рассказать о себе – и быстро распрощался. А писатель жалел, что не успел узнать его фамилию». Однако до создания рассказа было далеко: только через 10 лет, читая о тех, кто пришёл с войны, Шолохов решил показать способность человека к преодолению бед и за семь дней создал рассказ. -Рассказ стал событием в литературе. Как вы думаете, почему? (В этом произведении с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а так же выражено преклонение перед мужеством простых людей.) 5. Работа в группах. 1 группа. Подготовьте краткую историю жизни Андрея Соколова до ухода на фронт. Каким мы видим героя? 2 группа. Выберите эпизоды из военной биографии героя, раскрывающие характер Соколова. Назовите качества характера. 3 группа. Расскажите историю встречи с Ванюшкой. Что пережил Андрей Соколов и какие чувства испытал, став отцом мальчику? 4 группа. - В каких строчках выражена основная мысль рассказа? (Предпоследний абзац, со слов «Два осиротевших человека…», до слов «…позовёт его Родина». О чём заставляет нас задуматься этот рассказ? Ответы заслушиваются от каждой группы. 6. - Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова?» -Как вы понимаете слово «судьба»? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе? - О чём же это произведение? (Рассказ Шолохова – это повествование о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит судьбы и души людей.) -Найдите портреты героев, обратите внимание на детали. -Какая деталь помогает читателю понять, через какие нечеловеческие испытания пришлось пройти Андрею Соколову? (Глаза героя «словно присыпаны пеплом» и «наполнены смертной тоской».) 7. -Почему, представляя читателю героев рассказа, в их облике М. Шолохов выделяет резко контрастирующие подробности: Ваня радостно оживлён, а в глазах Андрея Соколова- «неизбывная смертная тоска»? Запишите ответ (3-5 предложений). Зачитывание работ. 8. Рефлексия. –Как вы считаете, что стоит за словами в основной мысли произведения «хотелось бы думать»- пожелание, предположение или уверенность автора рассказа? 9. Домашнее задание. Война – это всегда трагедия и высшее испытание для человеческого характера. Исповедь Андрея Соколова учит нас мужественно встречать жизненные трудности, брать на себя ответственность за других. Его история никого не может оставить равнодушным. Напишите отзыв о рассказе М. Шолохова «Судьба человека». |
Тема урока : Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» ... | Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова) | ||
Реферат на тему «нравственная сила добра в рассказе м. Шолохова «судьба человека» Хх столетия, открывает запретную до тех пор в советской литературе тему фашистского плена. Вышедший в 1956 году, бесхитростный рассказ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.) | ||
Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: а я бы смог? («Судьба человека» рассказ о несгибаемой воле русского человека в годы войны) | ||
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе Внеклассное чтение. Тема ратного подвига в литературе XX века. М. Шолохов «Судьба человека» | Урок мастерская ценностных ориентаций "Сам ищу выход" ( по роману М. Шолохова "Тихий Дон") | ||
Материал по подготовке к егэ (часть С, аргументы) Проблематика рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1956 г.) | Урок развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Описание внешности человека" Дать определение литературного портрета, знать о возможных приёмах при изображении литературного героя | ||
Александр Морок Ксения Разумовская Лицо, характер и судьба. Физиогномика для девочек «Лицо, характер и судьба. Физиогномика для девочек»: Академия Развития, Академия Холдинг; 2004 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: М. А. Шолохов: страницы биографии. Изображение русского характера в рассказе Шолохова «Судьба человека» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель : формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» | Урок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты» Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока (нужное подчеркнуть): урок открытия нового знания; урок-рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения... | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б |