Скачать 57.36 Kb.
|
Начало формы В 2004 году школе присвоено звание «Лучшая школа России» Официальный сайт Школы № 97 г. Ижевск
Урок - мастерская ценностных ориентаций "Сам ищу выход" ( по роману М.Шолохова "Тихий Дон") Цели: " Рассмотреть, как разрешает проблему выбора главный герой романа М.Шолохова "Тихий Дон" Григорий Мелехов. " Формирование жизненной позиции учащихся. " Развитие мышления учащихся, развитие устной речи, развитие навыка рефлексировать. Оборудование: " Презентация к уроку. " Выписки из романа. " Портрет М. Шолохова. Работа учащихся ведётся в группах. План занятия: " Налаживание взаимоотношений с учащимися. " Постановка проблемы урока. " Индукция: построение ассоциативных рядов, работа с текстом. " Конфликт (Цитаты из текста.) " Просмотр фрагмента кинофильма. " Социоконструкция. Написание сиквейна, ответы на проблемный вопрос. " Социализация. " Рефлексия. Ход мастерской. Вопрос: Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как часто? В жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор. Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор? /обстоятельства, среда, цель, "я сам"/ Существует две точки зрения: " Выбор человека зависит от обстоятельств. " Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми". Фалес. Древнегреческий философ. " Человек сам творит свою судьбу. " Люди хозяева своей жизни" у. Шекспир. Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор? И тема сегодняшнего занятия "Сам ищу выход" 2. Герой и обстоятельства - вечная тема в искусстве и литературе. Своего главного героя Григория Мелехова Михаил Шолохов ставит перед необходимостью выбора. "Сам ищу выход", "Блукаю я , как метель в степи…",- говорит о себе Григорий. Вопрос: Перед каким выбором оказывается Григорий Мелехов? /К кому прислониться? Наталья или Аксинья?/ 3. Григорий Мелехов ищет свой выход. Задание: Запишите ассоциации, которые вызывает у вас этот герой. Это могут быть какие-либо образы, природные явления. Объяснить, почему именно эти ассоциации у вас возникли? Чтение определения слова ассоциации. Пример ассоциации к образу Натальи. Время выполнения задания 2 минуты. Можно обсудить в группе. Прочитать, что записали. 4. ,, Срубил человека зря и хвораю через него... Душа стенить. ...огрубело сердце, зачерствело... и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости,, Прочитать и ответить на вопрос: Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора? Прочитать. Что происходит в душе героя, когда он оказывается в ситуации выбора? 5. Работа с текстом. Задание: прочитать, подчеркнуть в тексте по пять слов, словосочетаний, фраз, которые на ваш взгляд передают внутреннее состояние Григория Мелехова. Объяснить, почему именно эти слова подчеркнули? "Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо идёт. Тянуло к большевикам - шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем… Мира и тишины хотелось,- поэтому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий". "Григорий шёл, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определённой ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение". "Всё было решено и взвешено в томительные дни.… Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжёлой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда"." "Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел, туда - сюда качался". "Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в её смерти… Наталья простила ему всё… и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по - новому осмысливать прошлое и своё поведение в нём". "Ему было безразлично, где бы ни жить, лишь бы жить спокойно. Но вот этого-то спокойствия он и не находил… Тягостная неопределённость мучила, мешала жить". "От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы". Прочитать, что подчеркнули. Объяснить, почему. Каким был выбор героя? За каждым эпизодом - трагедия и драма. Но к чему же пришёл Григорий? Он ни к кому не примкнул и потерял всё и всех: брата Петра, отца, Наталью, Аксинью. "Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось". И вновь вопрос: Что же делать? 6. Слайд 5 отрывок из кинофильма. Финал. Просмотр. К чему же пришёл Григорий? / куда бы ни кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью./ В своих записях: Записать, озвучить. 7.Написание сиквейна. Слайд 6 О каких понятиях шла речь сегодня? Выбор, судьба, душа, верность, трагедия, дом. Каждая группа произвольно выбирает одно понятие и пишет сиквейн, отвечает устно на один из вопросов по выбору. 6. Да, сложен был выбор героя. Вопрос: к чему же пришёл Григорий в результате своих метаний? /Ни к кому не примкнул, потерял своих родных и близких./ Одна из самых трагических потерь - Аксинья. Прочитать слова со слайда. И вновь вопрос, что делать? Григорий делает свой последний выбор. 7. Сейчас мы просмотрим финал художественного фильма "Тихий Дон", а к вам ещё одно задание: составить вопросы к этому эпизоду. Прочтение вопросов. Дать ответы на поставленные вопросы. 8. Написание сиквейна. Вопрос: О каких понятиях шла речь на занятии? Учащиеся называют, учитель записывает их на доске. Задание: выбрать одно понятие и написать сиквейн. Можно обсудить результат в группе. Прочтение сиквейнов. 9. Выбор Григория был сложен. Вопрос: Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам делал свою судьбу? Вопрос обсуждается в группах. Даётся один ответ от группы. (Если позволяет время, дается письменное задание, затем ответы учащихся читаются) 10.Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы. Какие задания вызвали затруднения, какие показались интересными? 11. В заключение я бы хотела привести высказывание Мигеля Сервантеса: " В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода". Впереди у вас очень долгая и трудная жизнь и вам не раз придётся делать выбор. И мне хочется пожелать вам, чтобы ваши решения были бы правильными. |
Конспект по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,... | Урок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В.... Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон» | ||
Урока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов.... Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока | Тема: «своеобразие пейзажа в произведениях м. А. Шолохова» Целью данной работы является реферативный обзор своеобразия пейзажа в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и рассказах... | ||
Литература 11а, 11б: закончить чтение романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Выписать теоремы равносильности. Разобрать примеры. №№30. 33. 30. 37, 30. 41, 30. 42 | Проведение урока-семинара по литературе Цель урока: проверить знания учащихся по содержанию романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова | ||
Судьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон» Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества | Доклад учителя литературы Пустоваловой М. Г. на ежегодной конференции,... Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
«Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций: опыт... Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,... | Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных... Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений | ||
Учебное пособие Москва 2008 Конфигурации ценностных ориентаций в коммуникативной практике глобализирующегося мира | Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” Тношений А. Эткинда. Тест разработан О. А. Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место и роль данного урока в курсе предмета «Английский язык» определяются тем, что урок ориентирует учащихся на восприятие актуальных... | Литература Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина» Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса | ||
Литература «Тихий Дон» Кислоты. Основания (параграф 21, №3,4,7) и амфотерные соединения (параграф 25, №3,5) | Урок литературы в 9 классе (мастерская построения знаний) Русский... ... |