Проведение урока-семинара по литературе





Скачать 44.51 Kb.
НазваниеПроведение урока-семинара по литературе
Дата публикации24.02.2015
Размер44.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Проведение урока-семинара по литературе

в 11 классе по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Цель урока: проверить знания учащихся по содержанию романа «Тихий Дон» М.А.Шолохова.
Оборудование урока: тексты романа, записи в тетрадях, критические материалы по творчеству М.А.Шолохова.
Методические приемы: проверка знаний, работа по группам.
Оформление на доске:

  1. Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 годы)


Заслуги писателя

Академик АН СССР (1939г.)

Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980)

Член КПСС (1932г.)

Лауреат Нобелевской премии (1965г.)
Произведение писателя

  1. «Нахаленок» (1925г.)

  2. «Донские рассказы» (1926г.)

  3. «Тихий Дон» (1-2 книги – 1928г., 3 книга – 1929-32гг., 4 книга – 1937-1940гг.), Государственная премия.

  4. «Поднятая целина» (1 книга – 1932г., 2 книга – 1959-1960гг.), Ленинская премия.

  5. «Они сражались за Родину» (1943-44гг.)

  6. «Судьба человека» (1957г.)

О творчестве писателя

  1. «Это великий писатель, у которого есть призвание к эпосу, к трагическому действию и лирическое чувство природы. Его книги полны неистовой силы и поэзии»

Французский писатель Анри Труота

  1. «Только высокое литературное мастерство могло заставить людей расы поверить в эти варварства казацкой жизни, ничего не фальсифицируя, - вожделение на сеновале, насилие в сарае, роды под забором…».

Американский писатель Грэм Грин
Ход урока

1. Дорогие ребята.

Мы сегодня проводим открытый урок по творчеству М.А.Шолохова, конкретно по его роману-эпопее «Тихий Дон».

Но прежде давайте обратим внимание еще раз на заслуги писателя, они обозначены на доске: ему всего 34 году, а он уже академик АН СССР, ему дважды присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда (а это среди писателей большая редкость), лауреат Нобелевской премии (одна их престижнейших международных премий).
2. Теперь давайте вспомним коротко основные этапы его творчества:

«Нахаленок» (1925г.)

«Донские рассказы» (1926г.)

«Тихий Дон» (1928-1940гг.)

«Поднятая целина» (1932-1960гг.)

«Они сражались за Родину» (1943-44гг.)

«Судьба человека» (1957г.)
3. Дорогие ребята!

Мы очень коротко прошлись по биографии писателя, и понятно, что биографию писателя составляют его книги. Они как дети, и поэтому они все дороги писателю. Все книги Шолохова дороги читателям. Но всегда есть книга, которая получает признание читателей не только внутри страны, но и за рубежом. И этой книгой, безусловно, является роман-эпопея «Тихий Дон».

После появления всех четырех книг в своих письмах к писателю Шолохову читатели нередко упрекали писателя в чрезмерной жестокости. На что писатель ответил так:

«Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению».

И на самом деле вы, наверное, убедились в том, что шекспировские страсти кипят в этом романе, просмотрев пусть и не весь фильм Сергея Аполинаровича Герасимова по роману Шолохова. Не случайно одним из критиков главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов был назван «казачьим Гамлетом».

4. А теперь настало время для нашей главной работы на уроке – это результаты вашей самостоятельной работы по роману «Тихий Дон» - работа по группам по выбранным вами темам.

4.1. Я представляю слово первой группе по теме «Образ Дона в романе».

В группе работали Кузьмина Анна, Васильева Анна, Максимова Анастасия, Шипуш Алиса.

- Давайте подведем итоги работы группы. Что такое «Дон»?!

Это и родной Донской край – край казачества, особый мир со своим языком, обычаями и традициями, со своим характером, укладом, открытым всему миру Михаилом Александровичем Шолоховым.

Это и Дон-батюшка, река, на берегах которой происходят великие события и часто вода Дона окрашивается пролитой кровью, в нем находит свое успокоение Дарья, жена Петра.

Это и казачьи станицы, казачий хутор, это, наконец, казачий баз, подворье и хата с простым казачьим бытом.

Спасибо за работу группе.

4.2. Я представляю слово следующей группе по теме «Своеобразие и роль пейзажа в романе». В группе работали Иванова Ирина, Кальянова Алиса, Файзрахманова Алина.

- Давайте подведем итоги работы по группы.

Человек – часть природы, поэтому неизбежна психологическая зависимость литературных героев на фоне изображаемой природы. Все, что чувствуют и переживают герои «Тихого Дона» словно откликает и отзывается в природе. Это традиция, заложенная еще в одном из древнейших литературных памятниках – в «Слове о полку Игореве», - ярко отражены и в произведении Шолохова. Вспомним эпизод проклятия Натальи в адрес мужа «проливной дождь обрушивается в этот момент, гремит гром». Не случайно, именно весной (время пробуждения природы) возвращается в родной хутор Григорий Мелехов. Что ожидает его? Этого не ведал автор, на это ответ не находят и читатели…

4.3. Теперь я предоставлю слово следующей группе по теме «Сопоставление романов Л.Н.Толстого «Война мир» и М.А. Шолохова «Тихий Дон».

- Давайте подведем итоги работы группы. Мы с вами убедились, что во многом Шолохов в своей работе над романом «Тихий Дон» повторил путь Л.Н.Толстого. Замысел менялся по мере работы – это и увеличение временного промежутка, это и увеличение количества действующих лиц, это и введение наряду с литературными героями реальных исторических лиц, это и финалы романов и Толстого и Шолохова размыты: и будущее Пьера, и будущее Мелехова неизвестно, это и замечательные параллели между женскими образами Аксинья, Наталья – Наташа Ростова, княжна Марья Болконская, Ильинична и графиня Ростова.
5. Давайте подведем общие итоги, работы всех трех групп. Молодцы! Вы помогли глубже осознать величие романа-эпопеи «Тихий Дон», которой является шедевром не только русской литературы и, в целом, русской культуры, но он является одной из самой высокой вершин в мировой культуре. Не случайно, именно за этот роман Шолохов был удостоен Нобелевской премии.

6. И наш сегодняшний урок – это маленькая лепта в память о великом русском писателе, который ушел из жизни двадцать пять лет назад и похоронен на высоком берегу Дона, где он любил бывать и с высоты смотреть на родной Донской край, на родную станицу Вешенскую, где он прожил всю свою жизнь, которой не изменил, где на средства от Ленинской премии он построил двухэтажную школу. Не случайно, среди донских казаков, земляков Шолохова в ходу была поговорка в станице «Все писатели в столице, только Шолохов в станице». Это дорогого стоит.

Урок на этом закончен. Я надеюсь, что творчеством Шолохова Вы будете интересоваться всю жизнь и передадите своим детям.

Он поверьте, заслуживает этого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма городского семинара «Организация и проведение Дня качества...
Мбоу «Гимназия №24» стало традиционным организация и проведение Дня качества для родителей (законных представителей) и обучающихся...
Проведение урока-семинара по литературе iconКонспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе, проведенного...
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе»
Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма семинара: 9 30 10 00 регистрация участников семинара. 10...
«Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний сельских школьников с учетом их познавательных и творческих...
Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответственный за проведение и ведущая семинара: Бочкарева Е. Н., руководитель школьного методического объединения учителей начальных...
Проведение урока-семинара по литературе iconМетодические разработки проведения урока написания писем
Организация и проведение регионального этапа конкурса осуществляется оргкомитетом. Оргкомитет получает материалы, формирует жюри,...
Проведение урока-семинара по литературе iconПлан мероприятий библиотек Белоглинского района по организационно-техническому...
Проведение районного семинара работников библиотек с участием председателя тик "Белоглинская" Ткачевой Л. И
Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аппарата Правительства Российской Федерации о предложениях по проведению юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию В. Г. Распутина,...
Проведение урока-семинара по литературе iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Проведение урока-семинара по литературе iconДоклад на семинар-совещание с участием представителей Государственного...
Проведение настоящего семинара-совещания вызвано необходимостью принятия мер по расширению участия республиканских товаропроизводителей,...
Проведение урока-семинара по литературе iconАннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Проведение урока-семинара по литературе iconПлан-конспект урока по начальной военной подготовке. Преподаватель-организатор нвп: Луценко А. И
Построение, доклад дежурного по роте, доклад командира взвода, приветствие, осмотр внешнего вида, проведение строевого тренажа, проведение...
Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма проведения семинара: 900
«Визитная карточка образовательного учреждения», ознакомление с программой семинара. Директор гбоу гимназии №1542 Карнюшина Нина...
Проведение урока-семинара по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Проведение урока-семинара по литературе iconУрока Тема урока Формы контроля
Практическая работа №2: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
Проведение урока-семинара по литературе iconДоклада Тип доклада (пленарный, секционный, стендовый, заочное участие)
Конференция направлена на обмен опытом и интеграцию работ в этой области при участии специалистов зарубежных и Российских научно-исследовательских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск