Скачать 44.51 Kb.
|
Проведение урока-семинара по литературе в 11 классе по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» Цель урока: проверить знания учащихся по содержанию романа «Тихий Дон» М.А.Шолохова. Оборудование урока: тексты романа, записи в тетрадях, критические материалы по творчеству М.А.Шолохова. Методические приемы: проверка знаний, работа по группам. Оформление на доске:
Заслуги писателя Академик АН СССР (1939г.) Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980) Член КПСС (1932г.) Лауреат Нобелевской премии (1965г.) Произведение писателя
О творчестве писателя
Французский писатель Анри Труота
Американский писатель Грэм Грин Ход урока 1. Дорогие ребята. Мы сегодня проводим открытый урок по творчеству М.А.Шолохова, конкретно по его роману-эпопее «Тихий Дон». Но прежде давайте обратим внимание еще раз на заслуги писателя, они обозначены на доске: ему всего 34 году, а он уже академик АН СССР, ему дважды присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда (а это среди писателей большая редкость), лауреат Нобелевской премии (одна их престижнейших международных премий). 2. Теперь давайте вспомним коротко основные этапы его творчества: «Нахаленок» (1925г.) «Донские рассказы» (1926г.) «Тихий Дон» (1928-1940гг.) «Поднятая целина» (1932-1960гг.) «Они сражались за Родину» (1943-44гг.) «Судьба человека» (1957г.) 3. Дорогие ребята! Мы очень коротко прошлись по биографии писателя, и понятно, что биографию писателя составляют его книги. Они как дети, и поэтому они все дороги писателю. Все книги Шолохова дороги читателям. Но всегда есть книга, которая получает признание читателей не только внутри страны, но и за рубежом. И этой книгой, безусловно, является роман-эпопея «Тихий Дон». После появления всех четырех книг в своих письмах к писателю Шолохову читатели нередко упрекали писателя в чрезмерной жестокости. На что писатель ответил так: «Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению». И на самом деле вы, наверное, убедились в том, что шекспировские страсти кипят в этом романе, просмотрев пусть и не весь фильм Сергея Аполинаровича Герасимова по роману Шолохова. Не случайно одним из критиков главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов был назван «казачьим Гамлетом». 4. А теперь настало время для нашей главной работы на уроке – это результаты вашей самостоятельной работы по роману «Тихий Дон» - работа по группам по выбранным вами темам. 4.1. Я представляю слово первой группе по теме «Образ Дона в романе». В группе работали Кузьмина Анна, Васильева Анна, Максимова Анастасия, Шипуш Алиса. - Давайте подведем итоги работы группы. Что такое «Дон»?! Это и родной Донской край – край казачества, особый мир со своим языком, обычаями и традициями, со своим характером, укладом, открытым всему миру Михаилом Александровичем Шолоховым. Это и Дон-батюшка, река, на берегах которой происходят великие события и часто вода Дона окрашивается пролитой кровью, в нем находит свое успокоение Дарья, жена Петра. Это и казачьи станицы, казачий хутор, это, наконец, казачий баз, подворье и хата с простым казачьим бытом. Спасибо за работу группе. 4.2. Я представляю слово следующей группе по теме «Своеобразие и роль пейзажа в романе». В группе работали Иванова Ирина, Кальянова Алиса, Файзрахманова Алина. - Давайте подведем итоги работы по группы. Человек – часть природы, поэтому неизбежна психологическая зависимость литературных героев на фоне изображаемой природы. Все, что чувствуют и переживают герои «Тихого Дона» словно откликает и отзывается в природе. Это традиция, заложенная еще в одном из древнейших литературных памятниках – в «Слове о полку Игореве», - ярко отражены и в произведении Шолохова. Вспомним эпизод проклятия Натальи в адрес мужа «проливной дождь обрушивается в этот момент, гремит гром». Не случайно, именно весной (время пробуждения природы) возвращается в родной хутор Григорий Мелехов. Что ожидает его? Этого не ведал автор, на это ответ не находят и читатели… 4.3. Теперь я предоставлю слово следующей группе по теме «Сопоставление романов Л.Н.Толстого «Война мир» и М.А. Шолохова «Тихий Дон». - Давайте подведем итоги работы группы. Мы с вами убедились, что во многом Шолохов в своей работе над романом «Тихий Дон» повторил путь Л.Н.Толстого. Замысел менялся по мере работы – это и увеличение временного промежутка, это и увеличение количества действующих лиц, это и введение наряду с литературными героями реальных исторических лиц, это и финалы романов и Толстого и Шолохова размыты: и будущее Пьера, и будущее Мелехова неизвестно, это и замечательные параллели между женскими образами Аксинья, Наталья – Наташа Ростова, княжна Марья Болконская, Ильинична и графиня Ростова. 5. Давайте подведем общие итоги, работы всех трех групп. Молодцы! Вы помогли глубже осознать величие романа-эпопеи «Тихий Дон», которой является шедевром не только русской литературы и, в целом, русской культуры, но он является одной из самой высокой вершин в мировой культуре. Не случайно, именно за этот роман Шолохов был удостоен Нобелевской премии. 6. И наш сегодняшний урок – это маленькая лепта в память о великом русском писателе, который ушел из жизни двадцать пять лет назад и похоронен на высоком берегу Дона, где он любил бывать и с высоты смотреть на родной Донской край, на родную станицу Вешенскую, где он прожил всю свою жизнь, которой не изменил, где на средства от Ленинской премии он построил двухэтажную школу. Не случайно, среди донских казаков, земляков Шолохова в ходу была поговорка в станице «Все писатели в столице, только Шолохов в станице». Это дорогого стоит. Урок на этом закончен. Я надеюсь, что творчеством Шолохова Вы будете интересоваться всю жизнь и передадите своим детям. Он поверьте, заслуживает этого. |
Программа городского семинара «Организация и проведение Дня качества... Мбоу «Гимназия №24» стало традиционным организация и проведение Дня качества для родителей (законных представителей) и обучающихся... | Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе, проведенного... Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе» | Программа семинара: 9 30 10 00 регистрация участников семинара. 10... «Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний сельских школьников с учетом их познавательных и творческих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ответственный за проведение и ведущая семинара: Бочкарева Е. Н., руководитель школьного методического объединения учителей начальных... | Методические разработки проведения урока написания писем Организация и проведение регионального этапа конкурса осуществляется оргкомитетом. Оргкомитет получает материалы, формирует жюри,... | ||
План мероприятий библиотек Белоглинского района по организационно-техническому... Проведение районного семинара работников библиотек с участием председателя тик "Белоглинская" Ткачевой Л. И | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аппарата Правительства Российской Федерации о предложениях по проведению юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию В. Г. Распутина,... | ||
Конспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна.... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | Доклад на семинар-совещание с участием представителей Государственного... Проведение настоящего семинара-совещания вызвано необходимостью принятия мер по расширению участия республиканских товаропроизводителей,... | ||
Аннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | План-конспект урока по начальной военной подготовке. Преподаватель-организатор нвп: Луценко А. И Построение, доклад дежурного по роте, доклад командира взвода, приветствие, осмотр внешнего вида, проведение строевого тренажа, проведение... | ||
Программа проведения семинара: 900 «Визитная карточка образовательного учреждения», ознакомление с программой семинара. Директор гбоу гимназии №1542 Карнюшина Нина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе | ||
Урока Тема урока Формы контроля Практическая работа №2: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | Доклада Тип доклада (пленарный, секционный, стендовый, заочное участие) Конференция направлена на обмен опытом и интеграцию работ в этой области при участии специалистов зарубежных и Российских научно-исследовательских... |