Скачать 28.03 Kb.
|
"Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М.М Шолохов. История создания романа «Тихий Дон» Цели: показать быт и нравы казачества на страницах романа, воспитывать уважительное отношение к культуре и обычаям других народов Выступление ученика по теме « Быт и нравы донского казачества на страницах романа М.М.Шолохова «Тихий Дон» Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" по праву считается самым значительным и серьезным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями. Эпопея захватывает ряд великих потрясений в России. Как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, вечные ценности. Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак. Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все они воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом. М. Шолохов показал, что казаки - это труженики – хлеборобы. Формула казацкой жизни: “Казак работает на быка, а бык на казака”. Казаки гордились своей военной выправкой, своей службой царю и отечеству. Казаков – мальчиков с детства готовили к военной жизни: они учились ловко ездить верхом, владеть оружием. Семья готовила будущему войну коня и “справу”: казак, который призывался в армию, должен был иметь отличного коня, полное обмундирование. Казаки гордились своим отличием от прочих армейцев, в которых не воспитывались такие качества. Но казачество неоднородно. Мелеховы, Астаховы, Кошевые – все это труженики – хлеборобы. А Коршуновы – уже зажиточное, “справное” семейство. Мирон Григорьевич имел много лошадей, коров, сотню овец, больше земли, чем другие, имел работников. Особенное место в жизни хутора занимал Мохов Сергей Платонович, торговец, имевший капитал в банке и державший бедняков хутора в постоянной зависимости. Самостоятельность, смелость, решительность, безграничное трудолюбие и практичность, глубину и нежность большого чувства, даже пренебрежение традициями, переполнявшими жизнь, раскрывает Шолохов в истории о происхождения рода Мелеховых. Казак может не подчиниться своей семье, но он не может защищать свои права, свою семью от “общества”. Убийство турчанки – это не только обдуманный и злой произвол казаков, но и проявление дикого невежества. Уже здесь сказалось казачье высокомерие, ненависть ко всему не казачьему. Намеченные в этой истории черты, характеризующие казачество, будут писателем раскрываться и углубляться, объясняя поступки массы и ее представителей. Казачество раскрывается в эпопее многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, в участии в исторических событиях. Казаки любят трудиться, любят природу. В романе даны сцены труда в разные времена года: рыбная ловля на Дону, весенние полевые работы, покос, который воспринимается как праздник, уборка хлебов осенью и заготовка дров зимой. Особенно много трудятся женщины – казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжелом крестьянском труде: нянчат детей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки. Героини Шолохова все время в труде. Изображая быт казачества, его жизненный уклад Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболее типичное, наиболее характерное для казачества. |
Проведение урока-семинара по литературе Цель урока: проверить знания учащихся по содержанию романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова | Литература Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина» Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса | ||
Литература 11а, 11б: закончить чтение романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Выписать теоремы равносильности. Разобрать примеры. №№30. 33. 30. 37, 30. 41, 30. 42 | Рассказ об этом спасении включен в занимающее три страницы изложение... Проблема авторства романа «Тихий Дон» – проблема непростая. И первый вопрос, на который необходимо ответить, – обоснованно ли утверждение,... | ||
Родился Михаил Шолохов 24 мая 1905 г на хуторе Кружилин Донецкого... Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | Михаил Шолохов поднятая целина Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
Тест. «Синтаксис. Словосочетание» 8 класс. 1 Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает... | ||
Конспект урока (фрагмент) Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006 | Тгпу программа дисциплины Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
Урок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие... ... | План-конспект урока история создания, жанр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «География 6-9 классы», / авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина – М. Просвещение, 2008г | ||
Примерный перечень вопросов к экзамену Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | Примерный перечень вопросов к зачету Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... | ||
Фрагмент урока Предмет Цель урока: систематизировать изученный материал о звонких и глухих согласных, закрепление умения применять полученные знания | Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они... |