Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни





Скачать 67.29 Kb.
НазваниеЦель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни
Дата публикации01.10.2014
Размер67.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

Задачи:

  • воспитание гуманизма;

  • совершенствование умения вести диалог с автором;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Ход урока

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

М.Шолохов

I. Просмотр видеофрагмента.

- О чем эта песня А. Розенбаума?

II. Обозначение темы – проблемы

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?

(Учащиеся отвечают, а учитель записывает их ответы на листе ватмана.)

  • ЗДОРОВЬЕ

  • ЛЮБОВЬ

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

  • СЕМЬЯ (ДОМ)

  • МИР

- Прочитайте эпиграф к уроку. О ком эти слова Шолохова? О чем мечтал Григорий Мелехов?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

(Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов (обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов).

Давайте запишем выводы в рабочую карту урока.

- Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». В самом деле, почему авторский выбор пал не на Михаила Кошевого, Петра Мелехова или Евгения Листницкого, Подтелкова или Бунчука?

- Объяснения этому есть: они в тех нравственных ценностях, которые исповедуют герои.

О Мелехове сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель. В начале романа Григорий – обычный хуторской парень, который живет бездумно, но следует традиционным устоям казачества. Пришел он в этот мир не для кровопролития, и война переворачивает его представления о мире, заставляет задуматься, заглянуть в себя. Начинается сознательная жизнь героя. Война отобрала у Григория все: семью, жену, детей, веру в идеалы. Душа героя выжжена. Дом, земля и Мишатка – это его будущее, его след на земле.

- Давайте прочитаем текст, с которым нам предстоит сегодня работать. Это финал романа «Тихий Дон».

- Прочитаем первый блок заданий рабочей карты.

Чтение текста (вслух). Выполнение заданий.

Взаимопроверка.

- Выполнение 2 блока заданий.

- Как вы считаете, что особенно волнует автора в финальной сцене? (состояние героя).

- Как относится автор к своему герою? (положительно)

- Вспомните, носителем каких нравственных ценностей был Григорий до начала войны?

(выступления по домашнему заданию – Григорий и его семья, Аксинья и Наталья+клеим на доску ватманы).

Видеофрагмент

- Что сделала с ним война? (Григорий Мелехов в годы войны).

- 1914 год. Эта историческая дата отделяет мир от войны в романе. Война зарождается уже на хуторе, в умах казаков, которые думают о сборе урожая, о благополучии семьи. Слово война, как и сегодня, заставляет задуматься о страшном настоящем. И появляются эти страшные образы: поле смерти, земля, распятая множеством копыт. В романе нет описания подвига, нет любования геройством. Шолохова интересует, что делает с человеком война. В романе сильно выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны.

Запись 3 и 4 блока.

Дописать 5, 6 блок с обратной стороны.

Сделать выводы – что получилось? Достигнуты ли цели урока?

Рабочая карта урока литературы

Тема____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Учебные задачи_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

I. Выполните задания:

1) Как можно озаглавить данный фрагмент романа М. Шолохова «Тихий Дон»?____________________________________________________________________

2) Запишите ассоциации, связанные с заглавием, предложенным вами._______________________________________________________________________

3) Подумайте, какую тему и какую проблему1 поднимает автор в данном фрагменте.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

II. Допишите предложение:

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания ____________________ актуальная проблема__________________________________________________________.

III. Ответьте на вопрос письменно.

Что особенно волнует автора? Что он особенно выделяет в тексте?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

IV. Продолжите предложения.

Позиция М. Шолохова по затронутым вопросам очевидна _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Автор доказывает, что__________________________________________________________________________________________________________________________________________.

V. Выразите свое мнение по поводу авторской позиции. Приведите аргументы «за» или «против».

Оценивая авторскую позицию, можно сказать… Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,… Никто не будет отрицать, что…

VI. Продолжите предложение.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод...

Григорий потерял счет томительно тянувшимся дням. До октября он кое-как прожил в лесу, но когда начались осенние дожди, а затем холода — с новой и неожиданной силой проснулась в нем тоска по детям, по родному хутору... Чтобы как-нибудь убить время, он целыми днями сидел на нарах, вырезывал из дерева ложки, выдалбливал миски, искусно мастерил из мягких пород игрушечные фигурки людей и животных. Он старался ни о чем не думать и не давать дороги к сердцу ядовитой тоске. Днем это ему удавалось, но длинными зимними ночами тоска воспоминаний одолевала его… Днем никто из жильцов землянки не слышал от него ни слова жалобы, но по ночам он часто просыпался, вздрагивая, проводил рукою по лицу — щеки его и отросшая за полгода густая борода были мокры от слез. Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых. Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном. «Походить бы ишо раз по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать», — часто думал он.

На провесне как-то днем неожиданно заявился Чумаков. Он был мокр по пояс, но по-прежнему бодр и суетлив. Высушив одежду возле печурки, обогревшись, подсел к Григорию на нары.
— Погуляли же мы, Мелехов, с той поры, как ты от нас отбился! И под Астраханью были, и в калмыцких степях... Поглядели на белый свет! А что крови чужой пролили — счету нету. У Якова Ефимыча жену взяли заложницей, имущество забрали, ну, он и остервенился, приказал рубить всех, кто Советской власти служит. И зачали рубить всех подряд: и учителей, и разных там фельдшеров, и агрономов... Черт те кого только не рубили! А зараз — кончили и нас, совсем, сказал он, вздыхая и все еще ежась от озноба… 
— Что ж, так и должно было получиться, — равнодушно сказал Григорий.

Чумаков переночевал у них в землянке, утром стал прощаться.
— Куда идешь? — спросил Григорий.
Улыбаясь, Чумаков ответил:
— Легкую жизнь шукать. Может, и ты со мной?
— Нет, топай один. Григорий после его ухода пожил в дубраве еще с неделю, потом собрался в дорогу.
— Домой? — спросил у него один из дезертиров.
И Григорий, впервые за все время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся:
— Домой.
— Подождал бы весны. К Первому маю амнистию нам дадут, тогда и разойдемся.
— Нет, не могу ждать, — сказал Григорий и распрощался.
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского.
Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели. Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему. Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору. Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:
— Мишенька!.. Сынок!
Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца... Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти.
Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово: «Сынок... сынок...»…
Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:
— Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка — живые-здоровые?
По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил: «Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе...»…
Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

Семья

Дом

Труд

Мир

Материальный достаток

Любовь

1 Тема – то, о чем говорится в тексте.

Проблема – основной вопрос, который автор рассматривает в данном тексте.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconУрока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов....
Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconКонспект по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Цель: актуализировать для современных школьников традиционные ценности жизни семьи России – благочестие, послушание, ответственность,...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconСудьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон»
Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconАнисимов владимир Николаевич
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconВасант Лад аюрведа для начинающих
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconЕ. Н. Викторук Сибирский государственный технологический университет
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconПрограмма дисциплины этика фтд. 04 для специальности
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconПодготовила: Мячина С. А. педагог-психолог мбоу сош №2 имени М. И....
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconФтс о креативном единстве духа души и тела (в человеке и обществе)
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconК. Л. Хетагурова метафорическое представление лингвокультурных концептов...
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconКонспект урока по курсу орксэ (модуль «Основы светской этики») по теме: «Этикет»
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconРодился Михаил Шолохов 24 мая 1905 г на хуторе Кружилин Донецкого...
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconМихаил Шолохов поднятая целина
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconЛитература Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина»
Календарно – тематическое планирование по курсу «Технология» («Делопроизводство в Республике Казахстан») для 10 класса
Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни iconПроцессы восприятие, воображение, память, мышление, речь, внимание...
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск