Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА История создания, жанр романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
| ФИО (полностью)
| Атремьева Мария Вадимовна
|
| Место работы
| МОУ СОШ №51
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| Литература
|
| Класс
| 9
|
| Тема и номер урока в теме
| 1. История создания, жанр романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
|
| Базовый учебник
| В.Я.Коровина. Литература. Учебник-хрестоматия. 9 класс. В 2-х частях.
|
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о специфике истории создания, жанра романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
9. Задачи:
- обучающие: актуализировать знания о литературоведческих терминах (роман, жанр, рифма, реализм, композиция, строфа); сформировать понятие о романе в стихах, «онегинской» строфе; познакомить с историей создания, особенностями жанра романа «Евгений Онегин» -развивающие: развивать навыки исследовательской работы, навыки работы с документами, поиска материала по заданной проблеме -воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к труду писателя
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, в парах с самопроверкой результатов.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры для учащихся и учителя, мультимедиа, интерактивная доска или экран.
Структура и ход урока.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название
используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный момент.
| -
| Приветствует, просит занять места, проверяет наличие учебных принадлежностей.
| Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.
| 1
| 2
| Мотивация
| 4.В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина
5. Обложка первой главы романа «Евгений Онегин»
| Сообщает тему, цель, урока. На экране портрет поэта, обложка первого издания первой главы «Евгения Онегина». На предыдущих уроках мы знакомились с лирическими произведениями А.С.Пушкина.
Что для поэта стихотворение?
Способ «сердцу высказать себя». Но когда мы высказываемся, мы хотим, чтобы нас слышали, вступали с нами в диалог. Таким диалогом с читателем станет для поэта роман «Евгений Онегин», на его страницах автор коснется многих важных проблем своего времени. Осуществить такой диалог было делом нелегким, у Пушкина не было предшественников.
Роман до сих пор является уникальным произведением художественной литературы. В чем уникальность «Евгения Онегина»? Почему до сих пор интерес к произведению не ослаб, а в 19 веке по поводу романа разгорелись жаркие споры? Ответим на эти вопросы в ходе изучения романа. А сегодня на уроке рассмотрим особенности жанра, замысла и истории создания «Евгения Онегина».
| Воспринимает, записывает тему в тетрадь
Слушает.
Высказывает свое мнение.
| 3
| 3
| Актуализация знаний
необходимых для успешного освоения нового содержания. Словарная работа.
| -
| Вспомним термины, с которыми будем работать в ходе урока. Сопоставьте на карточке (интерактивной доске) определение с литературоведческим термином (роман, композиция, жанр, рифма, строфа, реализм). Даны определения, на самоклеящейся бумаге – понятия.
РЕАЛИЗМ
| сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией
| РИФМА
| вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными стилистическими признаками.
| КОМПО-
ЗИЦИЯ
| большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; бывает философский, приключенческий, исторический, семейно-бытовой, социальный.
| ЖАНР
| направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
| РОМАН
| структура художественного произведения.
| СТРОФА
| совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
|
| Анализирует ресурс карточки, самостоятельно выполняет задание. Получившийся мини словарик вклеивает в тетрадь после взаимопроверки. (На интерактивной доске или в презентации выполняет ученик - если нечетное количество учащихся, если четное, осуществляют взаимопроверку по данному на доске верному варианту). Ошибку легко исправить, переклеив ярлычок.
| 5
| 4
| Введение новой информации
|
| Организует работу групп и формулирует задание:
Прослушайте сообщение, сформулируйте, в чем особенности жанра «Евгения Онегина».
Слушает.
Комментирует.
Дополняет. Направляет.
| Группа «Литературоведы» излагает заранее подготовленный материал о жанре «Евгения Онегина». Остальные слушают, анализируют, перечисляют особенности жанра. Записывают в тетради основные положения под руководством учителя. Лиро-эпическое произведение -
Реалистический роман -
Свободный роман -
Роман в стихах - Признаки реализма:
1.Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
2.Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
3.Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
4.Стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
| 5
| 5
| Введение новой информации
| 2. Онегинская строфа. В те дни, когда в садах Лицея... (базовое изучение 3.Онегинская строфа. Во вкусе умной старины... (базовое изучение)
| Рассказывает.
Поэту была необходима новая форма организации стихотворной речи для непринужденного общения с читателем. Познакомимся с особым явлением в русской поэзии - «Онегинской» строфой. Для этого выполните практическую работу с ЭОР «Онегинская» строфа. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).
Направляет работу учащихся с ЭОР по «Онегинской» строфе. Сформулируйте и запишите структуру «Онегинской» строфы. Сколько в ней строчек? Какой рифмой они соединены между собой? Для чего автор использовал именно такую строфу? Каковы интонационные особенности звучания «Онегинской» строфы? Почему она получила особое название? Почему письма Татьяны и Онегина написаны не «Онегинской строфой»? (Задание к ресурсу записано на доске или экране).
| Выполняют практическое задание.
Работают в парах за компьютером с ЭОР: 1человек - «Онегинская» строфа. В те дни, когда в садах Лицея... (базовое изучение)», 2 человек-«Онегинская» строфа. Во вкусе умной старины... (базовое изучение)»
Записывают понятие, структуру строфы. «Онегинская» строфа - четырнадцатистрочная строфа: три четверостишия и заключительное двустишие. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - смежная (аабб), в третьем - кольцевая (абба), последние два стиха рифмуются друг с другом.
| 15
| 6
| Введение новой информации
| 1. От замысла романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» к его воплощению
| Рассказывает: “Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
Руководит работой с ЭОР «От замысла романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» к его воплощению» и карточкой «Предисловие Пушкина к «Отрывкам из путешествия Онегина». Рассмотрите материалы ресурса, выполните предложенные задания, проанализируйте их и докажите, что изменения, внесенные в роман, не противоречили первому замыслу.
| Самостоятельно изучает материалы ресурса, отвечает на вопросы, анализирует, делает выводы. Обсуждает результаты работы.
| 10
| 7
| Систематизация и обобщение
|
| Спрашивает:
«В чем же уникальность романа??»
Слушает ответы учащихся, при необходимости поправляет, дополняет.
| Формулируют выводы.
Записывают основные выводы в тетрадь:
Автор отразил жизнь своего века и молодого дворянина, своего современника, показал их в развитии.
Особый жанр – свободный реалистический роман в стихах позволяет изменять содержание, композицию.
Особая форма организации речи, «Онегинская» строфа, создает непринужденное течение мысли, способствующее доверительному диалогу между автором и читателем. Лирические отступления, передающие мысли автора, в сумме занимают 2 главы из 8.
| 5
| 8
| Продуктивное использование полученного знания
|
| Формулирует домашнее задание.
Выполнить исследовательскую работу по 1 главе романа “Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.
| Записывают домашнее задание.
| 1
|
Приложение к плану-конспекту урока
История создания, жанр романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
(информационный, практический, контрольный)
| Форма предъявления
информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| От замысла романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» к его воплощению
| Тренировочно-контролирующий
| Самостоятельная работа, анализ текста
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c63f684b-d898-467f-95f6-6354c13b6152/[LI9RK_11-13]_[TE_01].htm?redirected=true
| 2
| Онегинская строфа. В те дни, когда в садах Лицея... (базовое изучение
| практический
| Иллюстрация, аудиофрагмент, практическое занятие, текст отрывка
| http://www.fcior.edu.ru/card/15893/oneginskaya-strofa-v-te-dni-kogda-v-sadah-liceya-bazovoe-izuchenie.html
| 3
| Онегинская строфа. Во вкусе умной старины... (базовое изучение)
| практический
| Иллюстрация, аудиофрагмент, практическое занятие, текст отрывка
| http://www.fcior.edu.ru/card/15848/oneginskaya-strofa-vo-vkuse-umnoy-stariny-bazovoe-izuchenie.html
| 4
| В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина
| информационный
| Иллюстрация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d85d3f5a-a4ab-474c-8e73-9f0cd02ab5e2/%5BLI9RK_11-01%5D_%5BIL_02%5D.htm
| 5
| Обложка первой главы романа «Евгений Онегин»
| информационный
| Иллюстрация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bbcc3df5-f274-4d5e-8990-ecf9effc7e78/%5BLI9RK_11-05%5D_%5BIL_01%5D.htm
| |