Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 55.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.05.2014
Размер55.66 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Маевская Ольга Станиславовна


Методическая разработка урока


Урок литературы в 9 классе «Автор и его герой»

(по 1 главе романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина)




Для учителей, работающих в 9–х классах общеобразовательных школ

Аннотация
В основе данного урока – подробный анализ текста 1 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с целью расширить представление учащихся о главном герое романа, определить причины потери его интереса к жизни. Важнейшим этапом урока является сопоставление героя романа с автором, позволяющее дать ответ на вопрос, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.

Данный урок имеет также большое воспитательное значение, так как на нем затрагиваются вопросы о назначении человека и смысле жизни.

Урок литературы в 9 классе «Автор и его герой»

(по 1 главе романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина)


Цели урока

  1. Обучающая – продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.

  2. Развивающая – развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.

  3. Воспитательная – воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

  2. Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

- Пробуждение Онегина – «всё равно».

- Онегин в театре – «недоволен», «в… рассеянье взглянул», «зевнул», «надоел».

- Онегин в своём кабинете – «боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант», «он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил» (попутно замечаем, что «боязнь ревнивых осуждений» приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

- Онегин на балу – «полусонный в постелю с бала едет он».

Вывод: герою «всё равно», как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он «три часа» занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXYII и XXXYIII главах читаем (и записываем):

«…рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум…

Измены утомить успели,

Друзья и дружба надоели…»

«…разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец…»

«…к жизни вовсе охладел.

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего».

Как автор называет это состояние Онегина? Это «русская хандра», иначе «тоскующая лень» (YIII строфа), «душевная пустота» (XLIYстрофа). В чём же причина «тоскующей лени», в результате чего образовалась «пустота» в душе героя? Ответ содержится в XXXYI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: «забав и роскоши дитя», «блистательные победы», «вседневные наслаждения» (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя «однообразна и пуста», так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра – закономерный результат жизни, потраченной на «забавы» и «наслаждения».

Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

- «Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать – но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его».

- «Читал, читал, а всё без толку», «как женщин, он оставил книги».

- «Два дня ему казались новы

Уединенные поля…

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом уже увидел он,

Что и в деревне скука та же…».

Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, «хандра ждала его на страже». Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы – автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):





Автор

Онегин

Театр

«Волшебный край!»

«Мои богини!»

«Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

Бал

«Я был от балов без ума»

«Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость»

«Полусонный в постелю с бала едет он»

Деревня

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой»

«Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины»

«Роща, холм и поле

Его не занимали боле»

«В деревне скука та же»

Любовь

«Вздыхать о сумрачной России,

Где я страдал, где я любил,

Где сердце я похоронил»

«Но я, любя, был глуп и нем»

«Как рано мог он лицемерить»

«…рано чувства в нем остыли»

Творчество

«И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу»

«Онегин… за перо взялся,

Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его»


Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

«Прошла любовь, явилась муза…

Пишу, и сердце не тоскует…» (LIX строфа)
Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас «неподражательная странность» Онегина, «мечтам невольная преданность» и «резкий, охлаждённый ум» находят себе применение лишь в «язвительных спорах», в «шутках, с желчью пополам», и в «злости мрачных эпиграмм».

Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

  1. Домашнее задание.

Чацкий, Молчалин, Онегин – люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий – дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского «туза», тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.
Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: Эссе – Л.: Дет. лит.,1985

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск