Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 87.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер87.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературы в 10 классе по теме: « Жизнь есть движение». ( Перечитывая страницы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения : урок – размышление.

Обучающие цели:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках теме : «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Роман «Евгений Онегин»;

- создать условия для усвоения духовно- нравственных категорий, в частности, таких как Жизнь. Конечность и Бесконечность. Счастье, Радость. Вера. Безверие.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, находить в произведении непонятные для себя места, задумываться над их художественным значением;

- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные цели:

- содействовать развитию умения общаться между собой;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

- формировать эстетический вкус учащихся.

Оформление доски:

Цитаты:

«Общий колорит поэзии Пушкина…- внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. Ни один из русских поэтов не мог быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства…».

В. Г. Белинский

«В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Слов немного, но они так точны, что обозначают все».

Н. В. Гоголь

Духовно – нравственная проблематика урока:

Что есть жизнь? Жизнь, Конечность и Бесконечность,

Счастье, Радость, Вера, Безверие.

Проблемный вопрос:

Когда жизнь приносит радость?

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь к святой вольности, неукротимое желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Поэт очень многое успел сказать, его творчество тревожит душу, заставляет думать, искать ответы. Говоря словами Ф. М. Достоевского, Пушкин умер и унес с собою некую тайну, и вот теперь мы эту тайну разгадываем. В поисках ответов на вопросы, которые поставил перед нами Пушкин, мужает наш характер, формируется нравственный мир.

На этапе актуализации знаний проводится беседа с учащимися:

Учитель: Что делает человека личностью?

Ученик: Его индивидуальность, непохожесть на других, его уникальный духовный мир.

Учитель: Кто или что формирует духовный мир человека?

Ученик: Очень многое. Окружающий мир, образование…

Учитель: Можно ли сказать, что художник - творец, духовный наставник людей?

Ученик: Да. Тем более Пушкин. Он отзывался на все, что есть в мире.

Учитель обращает внимание учащихся на слова великого русского критика

В. Г. Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина… - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность…» и предлагает прокомментировать их.

Далее учитель ставит перед учениками проблемный вопрос.

Учитель: В ходе нашего урока об идейно- художественном своеобразии романа «Евгений Онегин» и его героях мы должны найти ответ на вопрос: «Когда жизнь приносит радость?»

2. Работа по теме урока

Аналитическая беседа

Учитель: Роман «Евгений Онегин»- труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского «труда многолетнего». За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывался стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения – «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественный, исторический, бытовой, литературный материал. Новаторство «романа в стихах» проявилось, прежде всего, в том, что Пушкин нашел новый тип проблемного героя – «героя времени». Таким героем стал Евгений Онегин. На его судьбу, характер, взаимоотношения с людьми повлияли обстоятельства современной действительности, незаурядные личностные качества и круг общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивается:

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет

Утратя жизни лучший цвет.

Далее учитель предлагает учащимся вспомнить, каким они «увидели» Евгения Онегина.

Ученик: В 1 главе романа автор рассказал о принадлежности Онегина к высшему слою дворянства, об образовании и воспитании, которое он получил, о первых шагах его в обществе. В ранней его юности Онегин «забав и роскоши дитя», «добрый малый, как вы да я, как целый свет». На этом этапе своей жизни он по- своему оригинальный, остроумный «ученый малый», но все же вполне обычный человек, покорно следующий за толпой. В нем рано угасли чувства, он научился любить не любя, стал расчетливыми холодным. Но Пушкин выделяет своего героя из череды таких, как он. Онегин показан в движении, в развитии. Уже в 1 главе мы видим человека, который смог отказаться от стереотипов светского поведения и проявил себя как яркая личность. Переехав в деревню, Онегин сменил образ жизни, взяв, таким образом, ответственность на себя. Но герой стал все же не деятелем, а созерцателем. Два испытания, с которыми он столкнулся в деревне, - испытание любовью и испытание дружбой – показали, что, несмотря на внешнюю свободу, Онегин не избавился от ложных предрассудков и мнений.

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно.

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Учитель: Пушкин показал, как трудно движение человека к простым и понятным, казалось бы, жизненным истинам. Через какие испытания он должен пройти, чтобы понять величие и значительность любви и дружбы. От сословных предрассудков, праздной жизни, отрицания подлинных человеческих ценностей – к открытию любви. Такой путь духовного развития проходит Онегин.

Затем учащиеся делятся своими впечатлениями от знакомства с двумя другими главными героями романа: Владимиром Ленским и Татьяной Лариной.

Ученик: Романтик Ленский может поначалу показаться полным антиподом Онегина.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой…

Не только крайности объединили героев. Между ними немало общего. И Онегин, и Ленский не приемлют помещичью среду, они выражают тенденции русской духовной жизни. Онегин – разочарованность, Ленский – романтическую мечтательность. Характер этого героя, как и характер Онегина,- незавершенный. Чувствительный Ленский так же далек от пушкинского идеала человеческой гармонии, как и Онегин. Понимая, что объективно Ленский, повзрослев, растеряет свой романтизм под давлением косности помещичьего быта, Пушкин «убивает» своего героя на дуэли.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не переставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, хмуря левый глаз,

Стал также целить – но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет

На грудь кладет тихонько руку

И падает.

Учитель: Татьяна Ларина – «милый Идеал» автора. Пушкин подчеркиваете искренность, простодушие, глубину ее чувств и переживаний, преданность в любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных отношений. Характер Татьяны так же, как и характер Онегина, развивающийся.

Учитель предлагает ученикам привести аргументы в пользу этого утверждения.

Ученик: В начале романа Татьяна – деревенская барышня, непосредственная и простодушная. Во второй – пятой главах она предстает человеком внутренне противоречивым: в Татьяне уживаются искренность чувств и романтическая мечтательность. Она «от Ричардсона без ума», любила «Грандисона», и в Онегине увидела героя из любимых ею французских романов. Переворот в судьбе Татьяны происходит в седьмой главе. Она поняла, побывав в усадьбе Онегина, что он не тот, за кого она его принимала. Он – загадочный, странный, но все же живой, не книжный. И от осознания этого любовь ее к Онегину стала еще сильнее. Татьяна делает решающий нравственный выбор: она соглашается выйти замуж. Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. В конце романа Татьяна под влиянием высшего света не способна хотя бы поверить в искренность чувств Онегина., так как светское общество враждебно относится ко всякому проявлению живого, человеческого чувства.

Княгиня смотрит на него…

И что ей душу ни смутило,

Как сильно ни была она

Удивлена, поражена,

Но ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих ее поклон.

3. Ответьте на вопросы тестов по содержанию романа

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1.Когда был написан роман «Евгений Онегин»?

1) В 1825 году

2) В 1829 году

3) В 1831 году

2. С чего начинает свой роман Пушкин?

1) Со вступления

2) С предварительного слова о жизни Евгения Онегина

3) Без предварительного слова, без всякого вступления

3. Почему автор так подробно описывает воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина?

1) Так было принято в романах

2) Чтобы более подробно описать главного героя

3) Чтобы объяснить «хандру» Онегина

4. Чем пытается заняться Онегин, покинув светское общество?

1) Охотился

2) Ездил в гости к соседям

3) «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил»

5. Почему Онегин свел знакомство с Ленским?

1) Они были очень похожи друг на друга

2) «От нечего делать»

3) Оба они были страстными охотниками

6. Когда наступает новый этап внутренней жизни Татьяны Лариной?

1) Во время именин

2) После посещения усадьбы Онегина

3) Во время встречи с Онегиным в Петербурге

7. Почему Онегин и Татьяна не нашли путей друг к другу?

1) Не любили по - настоящему друг друга

2) Они люди одного круга, но воспитание получили разное

3) Жили в разных местах

8. Почему Татьяна – «милый идеал» Пушкина?

1) Она симпатична ему внешне

2) Она сохранила в душе лучшие нравственные качества

3) Она верила в народные приметы и сказания

4.Выводы по теме урока

Учитель: Автор романа всем ходом своего произведения дает нам понять, что у него нет готовых ответов на все вопросы о судьбах, характерах, психологии его героев. Пушкин как бы предлагает нам дорисовать их портреты, представить их поведение в тех или иных ситуациях, попробовать посмотреть на них с другой стороны. И этим роман ценен для нас, читателей, потому что мы понимаем, что все написанное – о нас и для нас.

5.Рефлексия

Завершая урок, учитель дает учащимся задание – отталкиваясь от текста романа, ответить на вопрос: «Когда жизнь приносит радость?»

Учащиеся говорят, что радость человеку приносит уверенность в том, что он не одинок, что его любят, способны понять и простить, Счастливый человек всегда в движении, он меняется вместе с окружающим миром, и это его состояние ему нравится.

Домашнее задание: подготовить черновые материалы к сочинению на тему «Перечитывая роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин, я понял (а )… »

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск