Скачать 68.29 Kb.
|
Николай Семенович Лесков УРОК 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя Урок посвящается биографии писателя и обзору его творчества. Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о личности писателя подчеркнут, что сам писатель был праведником. В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу: По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости. Это у вас болезнь зрения. Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу. Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель. Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу». Вопросы и задания для обсуждения Как вы понимаете смысл слова «праведник»? Возможно ли праведничество в наши дни? Знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками? Сопоставьте мысль философа В. Розанова с характером героя повести «Очарованный странник»: «…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе». Такие акценты в изучении биографии Лескова помогут школьникам в восприятии характера героя повести «Очарованный странник». УРОК 115. «Русский человек со всем справится». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом и внешней и духовной биографией героя. Ведь композиция произведения совпадает с композицией образа Флягина и посвящена движению героя от рядового конэсера к очарованности и праведности. Для этого можно предложить учащимся выделить ключевые эпизоды повествования и проанализировать их по следующему плану: Озаглавить фрагмент. Выделить основные черты характера героев и подтвердить свои суждения текстом. Определить духовно-нравственное состояние героев. Выявить авторскую оценку образов. Сделать выводы. План рассказа о герое, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни. Крепостной форейтор. Побег. В разбойниках и «няньках». Поединок. Плен. Возвращение на родину. Конэсер. Любовь. Под чужим именем. Монастырь. Прозрение. Таким образом, повесть делится на довольно крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего. Образ Ивана Флягина
В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которой «очень за народ помереть хочется!». УРОК 116. «Талант чисто художественный»1. Поэтика названия сказа «Очарованный странник» Название произведения — это доминанта смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий — от кучера до солдата и артиста — ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней! Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи. Вопросы и задания для обсуждения
а) Природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста); б) живностью (история c голубями — анализ эпизода, речевая характеристика героя); в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика героя); г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием «наперекором» показалась ему редким чудом); д) музыкой (эпизод с гармонью и песней, которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон»); е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом); ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой), «вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»; з) тишиной приобщения к Богу. Сама речь героя в его рассказе становится в лесковском сказе выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется». УРОК 117. «Две Катерины». Урок внеклассного чтения. «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова На уроке можно сопоставить героинь Островского и Лескова, а наблюдения над текстом оформить в виде опорной схемы.
Изучение темы можно завершить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок 101. Человек, который весь борьба Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок 19: «Жизнь, творчество, личность М. Булгакова. Судьба произведений писателя. Рксо. Булгаков и Кубань» | ||
Конспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя | ||
Лекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2,... При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого... | Урок №3 человек личность Обществознание 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. М.,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.) | Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова) | ||
График проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)» | Урок Блог Миненкова Эдуардовна Галина ... | ||
Урок по теме: «Сказки А. С. Пушкина». Цели: закрепить знания по сказкам... Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Прочитать документ на стр. 113-114 и ответить на вопросы к нему. Задания на стр. 114-115 №1-5 (письменно) | ||
Литература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба» Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Урок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни» Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В.... | ||
Урок изучения нового материала Познакомить уч-ся с биографией писателя,... Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19- начала 20 века с историческими процессами в мире и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Связь духовного... |