Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя





Скачать 68.29 Kb.
НазваниеУрок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя
Дата публикации20.08.2014
Размер68.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Николай Семенович Лесков
УРОК 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя
Урок посвящается биографии писателя и обзору его творчества. Лекция учителя и сообщения заранее подготовленных учеников о личности писателя подчеркнут, что сам писатель был праведником.
В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу: По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

Это у вас болезнь зрения.

Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».
Вопросы и задания для обсуждения

Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

Возможно ли праведничество в наши дни?

Знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?

Сопоставьте мысль философа В. Розанова с характером героя повести «Очарованный странник»: «…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе».
Такие акценты в изучении биографии Лескова помогут школьникам в восприятии характера героя повести «Очарованный странник».
УРОК 115. «Русский человек со всем справится». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина
В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом и внешней и духовной биографией героя. Ведь композиция произведения совпадает с композицией образа Флягина и посвящена движению героя от рядового конэсера к очарованности и праведности. Для этого можно предложить учащимся выделить ключевые эпизоды повествования и проанализировать их по следующему плану:

Озаглавить фрагмент.

Выделить основные черты характера героев и подтвердить свои суждения текстом.

Определить духовно-нравственное состояние героев.

Выявить авторскую оценку образов.

Сделать выводы.
План рассказа о герое, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни.

Крепостной форейтор. Побег.

В разбойниках и «няньках».

Поединок.

Плен.

Возвращение на родину. Конэсер.

Любовь.

Под чужим именем.

Монастырь. Прозрение.
Таким образом, повесть делится на довольно крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего.
Образ Ивана Флягина

Характерные черты

Духовный рост

Бездумность

Слепой азарт

Сила молодости

Смелость

Наивность

Смекалка

Доброта

Любовь

Живучесть

Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)

Пробуждение духа

Осознание грехов

Проповедь Николая Чудотворца и Христа

Борение плоти и духа

Праведность



В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которой «очень за народ помереть хочется!».
УРОК 116. «Талант чисто художественный»1. Поэтика названия сказа «Очарованный странник»
Название произведения — это доминанта смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий — от кучера до солдата и артиста — ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!
Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.
Вопросы и задания для обсуждения

  1. Почему Флягин назван странником? (Странник — это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Философ серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и за ним стоит поиск смысла жизни — не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное — в постижении высшего смысла жизни.)

  2. Почему образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца? (Дело не в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли колики перехожие и исцелили его от духовной спячки. И пошел богатырь подвиги творить. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит!)

  3. Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

а) Природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста);

б) живностью (история c голубями — анализ эпизода, речевая характеристика героя);

в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика героя);

г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием «наперекором» показалась ему редким чудом);

д) музыкой (эпизод с гармонью и песней, которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон»);

е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом);

ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой), «вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»;

з) тишиной приобщения к Богу.
Сама речь героя в его рассказе становится в лесковском сказе выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».
УРОК 117. «Две Катерины». Урок внеклассного чтения. «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова
На уроке можно сопоставить героинь Островского и Лескова, а наблюдения над текстом оформить в виде опорной схемы.

Драма Островского

Очерк Лескова

Катерина Кабанова

Катерина Измайлова

Общее


Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).

Спокойное и свободное детство и отрочество.

Замужество без любви и очарованности.

Отвращение к домострою.

Страстность натур


Различие


Мечтательность

Скука

Ширь и красота Волги; народная песня; певучая речь

Обход пустых комнат: спальня с пуховыми перинами

Раскрепощенность души

Душевная и духовная неразбуженность

Любовь


Чистота, робость, самоотверженность, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога

Напористость, жадность до любовных утех, убийство, месть за измену, полное забвение своей личности во имя «Сережечки»

Гибель в Волге


Самоубийство

Несчастный случай

Красота, свет, высота любовного чувства

Бездуховность личности, хищница, рабство любви

«Горячее сердце», вечно чистая

«Никогда не вспомнишь без душевного трепета»


Изучение темы можно завершить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок 101. Человек, который весь борьба Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок 19: «Жизнь, творчество, личность М. Булгакова. Судьба произведений писателя. Рксо. Булгаков и Кубань»
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,...
...
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconЛекция учителя и информативно-иллюстрирующие доклады учащихся 2,...
При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого...
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconУрок №3 человек личность
Обществознание 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н. М.,...
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-размышление «Судьба человека, искалеченного войной» (по рассказу «Судьба человека», 9кл.)
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconИнтегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология) Цель урока
Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова)
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconГрафик проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года
Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)»
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconУрок Блог Миненкова Эдуардовна Галина
...
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconУрок по теме: «Сказки А. С. Пушкина». Цели: закрепить знания по сказкам...
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прочитать документ на стр. 113-114 и ответить на вопросы к нему. Задания на стр. 114-115 №1-5 (письменно)
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconУрок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни»
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В....
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconУрок изучения нового материала Познакомить уч-ся с биографией писателя,...
Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19- начала 20 века с историческими процессами в мире и...
Урок 114. «Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Связь духовного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск