Скачать 20.55 Kb.
|
Выступление на педагогическом совете Проблема гуманизации знаний важна для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для практического решения дает урок русского языка и литературы? Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Общаясь со школьниками определенного возраста, учитель остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде младших школьников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. Например, идет урок обобщающего повторения по теме «Местоимение». Основная интонация урока – доверительная, сказовая. Слово предоставлено автору сказки «Маленький принц» Антуану де Сент-Экзюпери. Записываем предложение: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Находим в предложении местоимения, определяем их разряд. Все начинается с личного местоимения, то есть с лично твоей ответственности. Местоимение «всех» прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное местоимение «кого» соединяет две мысли: о тебе и твоих друзьях. А тот, кто внимательно слушал, обязательно заметил в рассказе еще одно местоимение – некоторые (Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим). Какие это люди? Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем. А кто скажет, почему здесь употреблено это местоимение? Какое оно? (разряд неопределенное). Это неопределенное местоимение употреблено для того, чтобы никого конкретно не обидеть таким нелепым подозрением. Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость. Подбираем синонимы к этим словам, составляем «Словарь дружбы»: терпение, уважение, такт, сострадание, внимание, заботливость, нежность, сочувствие. Такие слова нужно научиться слушать сердцем. Дома ребята могут придумать сказку об умении дружить, используя местоимения всех разрядов. Такую же работу проводим и на уроках литературы. Анализируем эпизод «Разговор с учительницей» (В. Распутин «Уроки французского»). Мальчик со страхом ожидает нелегкий для него разговор. Особое внимание обращаем на интонацию Лидии Михайловны. От её голоса исходит что-то особенное, сказочное, неподвластное любому и каждому. И от интонации учительницы вместо наказания разговор является «спасением» для мальчика. Многие талантливые книги не только помогают сделать урок интересным, но и обеспечивают главное – возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет жизнь теплом и радостью общения, стремлением щедро делиться с другими и вместе с ними расти. |