Скачать 150.04 Kb.
|
Тема: Урок- cуд над главным героем повести В.Распутина «Живи и помни» Цель: 1)образовательная: продолжить формирование умения давать всестороннюю характеристику герою 2) развивающая: развивать речевые навыки в условиях деловой игры, требующей соблюдения определенных процессуальных формальностей и использования лексики официально – делового стиля, применяемой в уголовном процессе. 3) воспитывающая: воспитывать культуру ведения дискуссии, толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт. Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В.Распутина. Эпиграф к уроку: «Человек есть тайна» Ф.Достоевский Предварительная подготовка учащихся. На предыдущих уроках учащиеся были ознакомлены с правилами проведения судебного процесса, повторили лексику официально-делового стиля, применяемую в уголовном процессе. После чтения повести учащиеся были поделены на 2 группы. Первая группа подбирала аргументы для доказательства вины А.Гуськова. Вторая группа, напротив, готовила доводы, позволяющие в какой – то мере оправдать поступок Гуськова Ход урока
Вступительное слово учителя Про войну немало песен спето, Только вы не ставьте мне в вину, Что опять, что опять про это, Про давно минувшую войну. В.Лифшиц Война - это горе, слезы, смерть, разруха, голод. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Я хочу, чтобы мы, вы видели ужасы войны только на экране телевизора. Кинокадры о войне Мы знаем многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили ранения, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они до сих пор пишут о войне, вот почему вновь и вновь рассказывают о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Среди лучших произведений о войне немаловажную роль играет и повесть В.Распутина «Живи и помни». Мы с вами прочитали эту замечательную книгу. . Эпиграфом к уроку я выбрала слова Ф.Достоевского « Человек есть тайна» Как вы это понимаете? - Человек есть тайна. От него можно ожидать всего: и хорошего и плохого. - Человек есть тайна. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства - через них узнается человек. Читая повесть, мы пришли к выводу, что поступки главного героя нельзя оценить однозначно. Герой повести может быть одновременно и осужден, и оправдан. Поэтому мы сегодня проводим урок- суд. Форма такого урока позволит оценить поступки героев с разных точек зрения, углубит понимание идейно- художественного своеобразия повести. На сегодняшнем судебном процессе присутствуют судья, 2 стороны. Первая группа обвиняет А.Гуськова. Вторая сторона, напротив, будет защищать А.Гуськова. От того, насколько логичной, доказательной будет речь участников судебного разбирательства, зависит исход дела, общее решение суда. Несмотря на то, что в ходе судебного процесса вы будете занимать позицию одной из сторон, ваше мнение к концу урока может измениться. - Итак, начинаем заседание суда II Заседание суда. Секретарь: Суд идет! Прошу всех встать! Судья: Прошу всех садиться. Сегодня проводится открытое судебное разбирательство. В суд поступил иск от читателей по поводу обвинения А.Гуськова. Наша задача: вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновности подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Прокурор: Уважаемый суд! Госпожа присяжные! Вам предстоит сегодня вынести своё решение о виновности А.Гуськова. В своем обвинении мы будем опираться на главный документ – текст повести «Живи и помни». Суд: Слово свидетелям – читателям. 1 свидетель Ваша честь! Вина Андрея Гуськова в том, что он не думает о последствиях своего поступка. Он после госпиталя не отправился обратно на фронт. Он – дезертир. 2 свидетель. На войну пошел по приказу, а не добровольно. Все время боялся, что могут убить. 3 свидетель. Уходя на войну он был словно обижен на деревню, односельчан, родных. Будто они виновны, что началась война. Сухо простился с родными, не дожидаясь остальных, выехал из деревни. Прокурор: Значит, сторона обвинения считает, что дезертирство Андрея было неизбежным? 2 свидетель Я считаю да, в конце войны с тяжелым ранением он попал в госпиталь и уже совсем уверился, что его отпустят домой, а этого не происходит, его снова отправляют на фронт. «Не домой, а в часть. Он настолько был уверен, что поедет домой, что долго ничего не мог сообразить, решив, что произошла ошибка, потом побежал по врачам, стал доказывать, горячиться, кричать. Его не хотели слушать. Можешь воевать и точка» (с. 24). 1 защита: Уважаемый суд! Мы намерены опровергнуть аргументы, доказывающие вину нашего подзащитного. Обратите внимание как он воевал. Он воевал 3 года как следует и ранен был не однажды. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в этом, даже не разрешил Настене приехать в госпиталь повидаться. Весть о том, что снова отправляют на фронт, поразила его. «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными – с отцом, матерью, Настеной – этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал. Нельзя на полном скаку заворачивать назад – сломаешься. Нельзя перепрыгивать через самого себя. Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один – единственный денёк побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно.» 2 защита. Я думаю, можно было отпустить его на несколько дней домой. Ведь рядом, совсем рядом. Он же не железный: больше трех лет война - сколько можно! 3 защита. Он не хотел дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. Андрей хотел только повидаться с родителями, с Настеной « Приду, покажусь Настене на глаза, покаюсь, чтоб извергом в памяти не остался. Погляжу на отца, на мать. Прокурор: Ваша честь! При вынесении общего приговора просим принять во внимание обстоятельства дела, смягчающие вину подзащитного. 4 свидетель Уважаемый суд ! Да, Андрей не хотел дезертировать. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов, он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит — преступником. 5 свидетель Андрей - слабый человек. Если бы он взял себя в руки, вернулся в свою часть, мы встречали бы его как героя. Прокурор: Как отнеслась Настена к предательству мужа? 1 свидетель Уважаемый суд! Мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. 2 свидетель Она даже вину себе придумывает, чтобы Андрею одному не нести, Главное доказательство – текст « Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать. Если бы не я – этого, может, и не случилось бы. И ты на себя одного вину не бери. Я с тобой была – неужели ты не видел? Где ты, там и я. Ты что, считаешь: если б ты пришел героем, я бы была ни при чем? Что мне и порадоваться с тобой не разрешилось бы? Ну да! Я бы себя получше твоего героем почитала: мой мужик, не чей – нибудь. (…) Тебе выпало другое – плохо, значит, я тебя остерегла. Или не верил ты мне, раз не выдержал, или не хватило на тебя моей заботы, или что ещё. (с. 98) 3 свидетель «Убежать от судьбы она не сможет (…)Теперь и толочься – то придется по тому же кругу, но словно бы в сторонке. Подглядывать, как живут другие, и жить наособь, под секретом. Смотреть в оба глаза и говорить в пол- языка. Работать вдвое больше и спать вдвое меньше. Хитрить, изворачиваться, врать и знать наперед, чем это кончится» . Когда читаешь повесть, удивляешься, откуда Настена берет силы, чтобы взвалить на себя такую вину и беду. 4 свидетель И до войны Настена не знала счастья. Жила в чужой семье, суровая свекровь, к тому же у неё еще не было детей. Из-за этого терпела упреки и побои от мужа. Она ждала счастья. Верила, что настанет мир, вернется Андрей, и поживут они счастливо. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы и все перепутал. Судья: Есть ли у стороны обвинения другие доказательства вины подсудимого? 5 свидетель:. Когда Настена сообщила мужу, что она ждет ребенка Андрей очень обрадовался, но его мало беспокоит, что скажут про неё в деревне « А я? – спросила Настена. – Как же со мной – то быть? Я же середь людей живу. Что я им, интересно, скажу? Что я скажу твоей матери, твоему отцу? Они ведь, наверное, спросят, поинтересуются.» 1 свидетель Андрею легко рассуждать, он один, а Настена ведь живет среди людей, тем более в деревне, а в деревне всем про всех известно, слухи быстро распространяются «Господи! Но ведь тебя же нет! Тебя нет, Андрей, нет! – простонала Настена и махнула рукой, словно отгоняя от себя это лохматое неуклюжее видение. – Ты не велишь мне ни одному человеку шепнуть, что ты здесь. Ну нет – значит, нет, я молчу и молчать буду. Я понимаю. Но ведь тогда и ребенок, если он будет, не твой. Чей угодно, только не твой. Может, твои мать с отцом мне спасибо скажут, когда я им без тебя в подоле принесу? Может, люди пожалеют?» Судья: Уважаемые защитники! Есть ли у вас доводы смягчающие вину подзащитного? 2 защита. Ваша честь! Но ведь Настена не отказалась от мужа, когда увидела, что он пришел с войны не тем ходом. Не выгнала, не выдала, помогла выжить. 3 защита. Ребенок для Андрея это последняя надежда. Он сам хочет себя оправдать «Не зря я сюда шел, не зря. Вот она судьба. Как знал, как знал – ты понимаешь? Как чувствовал. А ещё дурак, боялся. Да ради этого… Пускай теперь что угодно, хоть завтра в землю, но если это правда, если он после меня останется… Это же кровь моя дальше пошла.» говорит он. (с.82) 2 свидетель . Пусть даже Настена все перетерпит и родит ребенка, у которого отец — дезертир. Какое же будущее ждет этого ребенка? 3 свидетель . А зачем его оправдывать. Он уже превратился в зверя. Живя в лесу научился выть по - волчьи . «Гуськов приоткрыл однажды дверь и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. Ну, что ж, вот и ещё одна исполненная по своему прямому назначению правда: с волками жить по- волчьи выть. «Пригодиться добрых людей пугать» - со злорадной, мстительной гордостью подумал Гуськов…. Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь, и словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг».(с.57) Прокурор: Есть ли у стороны обвинения другие доказательства, где подсудимый проявляет себя больше как зверь, чем человек?
2 свидетель. Когда он подстрелил косулю, то не стал её добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. 3 свидетель Сцена убийства теленка «Возвращаясь обратно, Гуськов увидел, что теленок лежит, - он так обессилел, что не мог стоять на ногах. Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошел на неё, готовый зашибить и корову, но видя, что она не двигается от него, остановился. Хватит с него на сегодня одного убийства – иначе можно и подавиться. (с. 151). Прокурор: Ваша честь! Прошу учесть, краски контрастны в этом эпизоде: убийство совершается в праздничный день, ясный, солнечный. В свете контрастов - ясный день и темная душа, радость и злоба. Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня -- место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор вводит тему оборотничества. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по- волчьи. Даже Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень. Судья: Мы выслушали сторону обвинения. Предоставляем слово защите. 1 защита: Уважаемый суд! Сторона защиты считает, что Андрей очень любил своих родителей, особенно отца. Его терзает то, что они рядом, а он не может им открыться. И нам известно, однажды Андрей тайком наблюдал за отцом « Чуть не дойдя до прясла, отец закашлялся и остановился. Кобыла сзади смотрела долго, с хриплым надрывом, держась руками за грудь и отворачивая лицо в сторону, потом, успокоившись, поднял голову и посмотрел прямо перед собой на Андрея. Между ними едва было двадцать шагов. Андрей обмер. Задержи отец свой взгляд, он бы, наверное, не выдержал, но отец опустил глаза и потянул повод. Взгляд, направленный на Андрея, ослепил его, он не запомнил отцова лица, не заметил, как оно изменилось, он видел только, что это оно, отцово лицо.» (с. 118) 4 свидетель Ваша честь! Андрей думает только о себе. Но вот как жить дальше близким? Как дальше жить отцу с матерью, Настене ? Отец с самого начала подозревал, (догадывался). Ни раз просил Настену свести их « Дай один только в последний раз увидаться. Христом – богом молю, Настена, дай. Не простится тебе, если от меня скроешь… Хочу я спросить его, на что он такое надеется. А? не говорил он тебе? Чё ж он мою седину позорит? У нас в родове всякие бывали, но чтоб до такого дойти… От стервец дак стервец. Доигрался… Сведи нас, Настена. – почти с угрозой потребовал он. – Христом – богом молю: сведи. Надо заворотить его, покуль он совсем не испоганился. Ты сама видишь: далее некуда играться. Хватит. Пожалей меня, Настена, подмоги. И тебе легче будет.» (с. 193) 5 свидетель: Настена хотела предупредить Андрея, что мужики что - то заподозрили, что приехал милиционер Бурдак. Она спустила лодку и гребла. Вдруг услышала голоса, за ней плыли. «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки- вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать. .. Опершись коленями в борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь, и увидела: у самого дна вспыхнула спичка.(с. 206-207) 1 свидетель: Вспомните, с чего начинается повесть? В бане Гуськовых пропал топор. Топор - символ зла, смерти, рока. Судьба уже занесла его над самим Гуськовым. Но, как чувствуете, ходить под занесенным топором, точно знать, что он непременно опустится и не ведать лишь, когда это случится — мучительно тяжело, невыносимо. Прокурор: Уважаемый суд! Учитывая обстоятельства дела, прошу вынести дезертиру Гуськову обвинительный приговор. Он опустошает и разрушает не только самого себя, он разрушает счастье и даже приводит к гибели своих близких. Погибает Настена, еще не родившийся ребенок, отец лежит при смерти. Не будет ему ни от кого прощения. Судья: Мы выслушали разные точки зрения по делу подсудимого Гуськова, явились свидетелями того, что погибают герои повести. Итак, какими жестокими ситуациями испытывает героев автор? - Слишком большое желание иметь детей несвоевременная беременность Настены. - Любовь Андрея к родителям, к отцу - и невозможность, хоть они и рядом, им открыться. - Жизнь в одиночестве в лесу — и жгучее угрызения совести. - Родить ли ребенка, у которого отец - дезертир. Судья: Как выдержали герои эти испытания? - Андрей теряет человеческий облик, Настена погибает в Ангаре. Судья: Уважаемые участники судебного процесса – читатели повести! Учитывая вышесказанное, я объявляю Гуськова Андрея виновным в смерти жены. Закрывая книгу мы ощущаем горькую печаль, тяжесть на сердце. Финал повести заставляет нас задуматься «Живи и помни» Почему так называется повесть? «Помни» что? - Что никто не должен повторять ошибок героя повести. Что человек несет ответственность за свои поступки. Слова «Живи» и «Помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должны стать вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть и для тебя...» (Виктор Астафьев) Мы благодарны писателю Валентину Распутину за то, что его произведения учат нас быть верными в любви, быть ответственными за свои поступки и поступки окружающих людей.
Сегодняшний урок дал возможность судить о поступках Андрея и Настены; подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Наверняка, любой человек обладает теми или иными положительными качествами. И как не бывает идеальных людей, так и не бывает людей абсолютно плохих. А наша защита сегодня отметила много положительных качеств у Андрея Гуськова. В группах учащиеся оценивают работу каждого. Домашнее задание: написать сочинение - рассуждение на тему: «Что значит быть человеком?» _Ребята, скажите, с чего начинается повесть? 6 обв. В бане Гуськовых пропал топор А почему автор несколько раз возвращается к случаю пропажи, к топору. Может это символ чего- то? 7 обв. -__Давайте вспомним о самых последних событиях в повести. Кто расскажет? 1 уч. Что значит быть человеком? 1 уч. Быть добрым, внимательным. 2 уч. Бережно относиться к природе, к животным. 3 уч. Уметь отвечать за свои поступки. 4 уч. Уметь любить. Недавно в газете я увидела фотографию. Улица большого города, широкий тротуар, люди, спешащие по своим делам. У всех сосредоточенные, замкнутые лица, а на переднем плане пожилой человек, инвалид на коляске, которая перевернулась. И ни один взгляд окружающих не падает на этого человека. Мне показалось, что фотография запечатлела крик, крик о помощи, о том, что нам не хватает сегодня. Давайте, вместе подумаем, чего не хватает каждому из нас: молодому и старому, богатому и бедному? _ Внимания _ Да, внимания, человеческого участия. _ Что такое современная жизнь? Это огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке гибнет любовь, дружба, взаимопомощь. Мы живем среди озлобленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Запишите тему и эпиграф в тетрадях. Среди книг о войне повесть «Живи и помни» оказалась неожиданной, смелой. Автор нашел необычный, в нашей литературе мало разработанный поворот сюжета и характеров. Что нового, нетрадиционного мы увидели в этом произведении. 1 уч. Автор показал не героя войны, а представил судьбу дезертира и его жены. - Отсюда выясним, какова же тема повести.? 2 уч. Повесть о судьбах героя и героини и о соотношении их судеб с судьбою народной. - А какова идея произведения? 3 уч. Автор хотел показать как низко опускается изменник Родины. - А теперь давайте скажем это словами Виктора Астафьева, который точно высказал основную мысль произведения: « Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя...» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Нравственный закон, которым держится жизнь (по повести В. Распутина «Живи и помни») | Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина " Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести | ||
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина... М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово... | Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | ||
Урок – беседа по повести Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В. Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти,... | Урок внеклассного чтения для учащихся 8-9 классов. «Дон Кихот» Их попросили определить лучшее произведение мировой литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон Кихот». Сегодня мы... | ||
Урок-суд над литературным героем «Дело о мёртвых душах» Судья: судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело о мёртвых душах (хищении в особо крупных размерах) | Вадим Булычев Записки психонавта Датура, гашиш, Ошо, Кришнамурти, медитация – вот пути к «эзотерической свободе, просветлению и божественности». Рядом с главным героем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение народных представлений, поверий в повести «Ночь перед Рождеством». Работа... | Конкурс “ в те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал…” Евгений Онегин” произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. В нем наряду с Онегиным и Татьяной... | ||
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный... Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского») | Урок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия.... | ||
Урок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок» А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести | Урок литературного чтения Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: доказать, что Литература не может жить без Музыки; показать на примере литературного произведения Л. Кириллина «Сказка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... |