Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени





Скачать 107.78 Kb.
НазваниеУрока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени
Дата публикации19.09.2014
Размер107.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)

6 класс, 2 урока, урок 1

Тема урока: «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени.

Программа: под ред. В.Я. Коровиной.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Образовательная: изучать специфику образа главного героя, его характер, отношения с другими персонажами и особенностей изображения послевоенного времени.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников.

Воспитательная: воспитывать у учащихся следующие черты характера на примере главного героя: добросовестность, трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, гордость, взаимоуважение в отношениях друг с другом.

Оборудование: тексты произведения, мультимедийный проектор, реквизит для сценки, портрет писателя, картинки с кадрами из фильма.

Методы: литературная беседа по содержанию рассказа.

Предыдущее домашнее задание: Прочитать и принести на урок рассказ «Уроки французского», выписать предложения, в которых герой рассуждает как взрослый, а в каких как ребенок. Индивидуальные задания: сообщение и сценка.

Ход урока


Сетка времени

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

4 мин.

4 мин.


1.Вступительное слово учителя.

2.Беседа.

- Как вы думаете, почему художники-иллюстраторы выбрали именно эти образы для введения нас в содержание рассказа?


-Какие иллюстрации нарисовали бы вы?


-Понравилось ли вам, как рассказ закончился? И мог ли он закончиться по-другому?

-Как вы думаете, почему автор сделал такое долгое вступление: эпиграф, статья, история создания, посвящение, предисловие?

- Кому и почему посвящен рассказ?

- Почему не названо имя главного героя, и повествование ведется от 1-го лица?

Вводится понятие «автобиография»

Учитель: Автобиография - литературный жанр, описание жизни автора.

3.Сообщение учащегося на тему «Детство В. Распутина»

4.Беседа

-Можно ли назвать этот рассказ автобиографичным?

-Какие черты характера героя наиболее ярки?

-Какие герои ему противопоставлены?


-Есть ли у героя друзья?

-Какой в рассказе изображена послевоенная жизнь?


5. Просмотр эпизода из фильма «Уроки французского», реж. Е. Ташкова, 1978, эпизод «Первый приход Володи на берег».

Вопрос: Как показан мальчик в этом отрывке?

6. Инсценировка. Эпизод «Разговор в школе после драки» (со слов «Это правда, что ты играешь на деньги?» до «Можно»).
-Каким здесь проявил себя главный герой?

-Какой прием использует автор при описании мальчика и учительницы? Вводится понятие «антитеза».

Учитель: Антитеза -сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения.




Учащиеся отвечают на вопросы: На обложках книг нарисованы три яблока или мальчик. Яблоки, т.к. именно их прислала учительница бывшему ученику из Кубани, а мальчик, т.к. он является главным героем рассказа.
Например, как учительница играет с мальчиком в «пристенок» или мальчик с учебником французского в руках.
Конец не понравился, т.к. учительницу уволили, но по-другому он закончиться не мог, т.к. учительницу на месте ее «преступления» увидел директор, который придерживался строгих педагогических правил и за нарушение их обязан был Л.М. наказать.

Чтобы показать серьезность выбранной им темы и сделанных выводов.
Рассказ посвящен А.П. Копыловой, матери А. Вампилова, педагогу.
автор хотел создать обобщенный образ мальчика из деревни, учащегося в городе; рассказывает историю своей жизни.


Сообщение учащегося на тему «Детство В. Распутина»

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Сознательное детство его, тот самый "дошкольный и школьный период" частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной. "Для нашего поколения был очень труден хлеб детства", - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее, что найдет затем отражение в его творчестве: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе".

Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. «Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Так что и библиотекой это можно назвать чисто условно, и понять человека, отвечавшего за книги, тоже можно: чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе». Но каждый из нас знает, какая это великая сила - страсть к чтению: мы можем, особенно в детстве, забыть о еде, о том, что давно пора спать, даже о каких-то делах, увлеченные книгой. Вот и Валентин Распутин вспоминает: «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые... За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться на глаза, - будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в пятый класс, учиться стал в районном центре. Там уже была библиотека. По сравнению с сельской - неплохая. И книги в ней были доступны".

Окончив четыре класса в Аталанке (и очень хорошо окончив, что было отмечено всей деревней, то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами), Распутин и сам, конечно, хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это - целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, "до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым".

Матери трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей; не легче было и отпустить старшего из них, Валентина, практически в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась и, как узнаем мы из рассказа "Уроки французского", съездила в райцентр, "уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…
Можно, т.к. автор тоже родился в деревне и тоже уехал учиться в город совсем один.
-умный,

-добросовестный (готовится ко всем урокам),

-целеустремленный,

-гордый,

-настойчивый,

-упорный (учился играть в «чику»),

- с учительницей – робкий и стеснительный (стесняется своей бедноты.
Вадик, Птаха. Ленивые, плохо учатся, играют ради забавы, не переносят тех, кто чем-то лучше их и применяют физическую силу.

Нет, мальчик одинок в чужом городе. Вадик, Птаха и другие мальчики ему не друзья, а только способ получить деньги.
Бедность (дети плохо одеты), голод (голодает сам главный герой и семья тети Нади, у которой он живет, они воруют его продукты.
наблюдательным (очень внимательно следил за игрой), смелым (ответил Птахе)


Инсценировка. Эпизод «Разговор в школе после драки» (со слов «Это правда, что ты играешь на деньги?» до «Можно»).
Он боялся, что учительница расскажет директору и его с позором выгонят из школы, а он хотел учиться.
противопоставление


12 мин.8. Проверка домашнего задания: Учащиеся записывают цитаты

в таблицу и вслух проверяют.



Мысли ребенка

Мысли взрослого

«Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило».

«Откуда мне было знать, что никогда и никому не прощалось, если в своем он вырывался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним следом».

«Я вертелся между Вадиком и Птахой.. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и то же: «Перевернул! Перевернул! Перевернул!»

«Я говорил искренне, но что поделаешь, если нашу искренность нельзя привязать веревками».

«Упал»,- брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение»

«Не знаю как в математике, но в жизни самое лучшее доказательство от противного».

«Во мне все как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».

«Я оставался один, не понимая и не выделяя из своего горького положения одиночество».

«После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре».

«При этом не было в ее лице жестокости, которая, как я заметил позже, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких».

-Как вы объясните такое смешение у мальчика взрослых и детских голосов? (Мальчик остался совсем один в чужом городе и был вынужден вести почти самостоятельную жизнь, сам зарабатывая себе на еду, столкнулся с трудностями и стал быстрее взрослеть).

2 мин. 9. Подведение итогов урока.

- Понравился ли вам главный герой? Чем? Какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе? Полезен ли был для вас сегодняшний урок?

1 мин. 10. Комментирование оценок.

Составить описание «Портрет мальчика глазами учительницы».

1 мин. 11. Домашнее задание.

2 урок об учительнице, ее поступке и директоре. Эпиграф к уроку « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра и в людях» (Л.Н. Толстой). Можно обсудить следующие вопросы:

- Что общего у мальчика у учительницы?

-Почему Л.М. решила помочь именно этому ученику?

-Раскаивается ли она? Почему она высылает вторую посылку? Каким мог быть ее разговор с директором?

-Какое значение имеет слово «урок»? Какой урок преподнесла Л.М. своему ученику?

Список литературы

  1. Программа литературного образования: 6 класс /Под ред. В.Я. Коровиной. –М.: Просвещение, 2009.

  2. Литература 6 класс. Методические рекомендации// под ред. Маранцмана В.Г. http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_6kl_Metod/6.html

  3. Панкеев И. А. Валентин Распутин (По страницам произведений). – М.: Просвещение, 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconУрок русского языка и литературы на тему: «Проблема жестокости в...
Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconКонспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин...
Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор»
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconПроблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»
Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconТема. Худое и доброе в рассказах «Рукавичка» и«Уроки французского»....
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconРассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока
В этом рассказе? Проблемы добра и зла
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,...
...
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconРазработка урока музыки в 5-м классе. Тема: "Музыка главный герой сказки"
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема судьбы и случая в повести «Фаталист»
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconУрок по литературному чтению во 2 классе. Тема урока: «Н. Н. Носов....
Формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconКонспект урока по математике тема урока: Измерение времени. Час
Цель урока: на основе обобщения личного опыта детей, использование компьютерной презентации познакомиться с единицами времени и их...
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы,...
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconТема урока: «Образ Печорина в эпизоде «Погоня» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский...
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть смысл названия рассказа, проанализировать, как раскрывается тема...
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconУрок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой...
...
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени iconУрок 6/6 Тема урока: Скорость прямолинейного равноускоренного движения
Цели урока: ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, продолжить формирование умения строить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск