Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
6 класс, 2 урока, урок 1
Тема урока: «Уроки французского» В. Распутина. Главный герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени.
Программа: под ред. В.Я. Коровиной.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
Образовательная: изучать специфику образа главного героя, его характер, отношения с другими персонажами и особенностей изображения послевоенного времени.
Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников.
Воспитательная: воспитывать у учащихся следующие черты характера на примере главного героя: добросовестность, трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, гордость, взаимоуважение в отношениях друг с другом.
Оборудование: тексты произведения, мультимедийный проектор, реквизит для сценки, портрет писателя, картинки с кадрами из фильма.
Методы: литературная беседа по содержанию рассказа.
Предыдущее домашнее задание: Прочитать и принести на урок рассказ «Уроки французского», выписать предложения, в которых герой рассуждает как взрослый, а в каких как ребенок. Индивидуальные задания: сообщение и сценка.
Ход урока
Сетка времени
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1.Мин.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
4 мин.
4 мин.
| 1.Вступительное слово учителя.
2.Беседа.
- Как вы думаете, почему художники-иллюстраторы выбрали именно эти образы для введения нас в содержание рассказа?
-Какие иллюстрации нарисовали бы вы?
-Понравилось ли вам, как рассказ закончился? И мог ли он закончиться по-другому?
-Как вы думаете, почему автор сделал такое долгое вступление: эпиграф, статья, история создания, посвящение, предисловие?
- Кому и почему посвящен рассказ?
- Почему не названо имя главного героя, и повествование ведется от 1-го лица?
Вводится понятие «автобиография»
Учитель: Автобиография - литературный жанр, описание жизни автора.
3.Сообщение учащегося на тему «Детство В. Распутина»
4.Беседа
-Можно ли назвать этот рассказ автобиографичным?
-Какие черты характера героя наиболее ярки?
-Какие герои ему противопоставлены?
-Есть ли у героя друзья?
-Какой в рассказе изображена послевоенная жизнь?
5. Просмотр эпизода из фильма «Уроки французского», реж. Е. Ташкова, 1978, эпизод «Первый приход Володи на берег».
Вопрос: Как показан мальчик в этом отрывке?
6. Инсценировка. Эпизод «Разговор в школе после драки» (со слов «Это правда, что ты играешь на деньги?» до «Можно»). -Каким здесь проявил себя главный герой?
-Какой прием использует автор при описании мальчика и учительницы? Вводится понятие «антитеза».
Учитель: Антитеза -сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения.
|
Учащиеся отвечают на вопросы: На обложках книг нарисованы три яблока или мальчик. Яблоки, т.к. именно их прислала учительница бывшему ученику из Кубани, а мальчик, т.к. он является главным героем рассказа. Например, как учительница играет с мальчиком в «пристенок» или мальчик с учебником французского в руках. Конец не понравился, т.к. учительницу уволили, но по-другому он закончиться не мог, т.к. учительницу на месте ее «преступления» увидел директор, который придерживался строгих педагогических правил и за нарушение их обязан был Л.М. наказать.
Чтобы показать серьезность выбранной им темы и сделанных выводов. Рассказ посвящен А.П. Копыловой, матери А. Вампилова, педагогу. автор хотел создать обобщенный образ мальчика из деревни, учащегося в городе; рассказывает историю своей жизни.
Сообщение учащегося на тему «Детство В. Распутина»
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Сознательное детство его, тот самый "дошкольный и школьный период" частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной. "Для нашего поколения был очень труден хлеб детства", - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее, что найдет затем отражение в его творчестве: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе".
Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. «Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Так что и библиотекой это можно назвать чисто условно, и понять человека, отвечавшего за книги, тоже можно: чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе». Но каждый из нас знает, какая это великая сила - страсть к чтению: мы можем, особенно в детстве, забыть о еде, о том, что давно пора спать, даже о каких-то делах, увлеченные книгой. Вот и Валентин Распутин вспоминает: «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые... За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться на глаза, - будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в пятый класс, учиться стал в районном центре. Там уже была библиотека. По сравнению с сельской - неплохая. И книги в ней были доступны".
Окончив четыре класса в Аталанке (и очень хорошо окончив, что было отмечено всей деревней, то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами), Распутин и сам, конечно, хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это - целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей. К тому же, как напишет потом Валентин Распутин, "до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым".
Матери трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей; не легче было и отпустить старшего из них, Валентина, практически в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась и, как узнаем мы из рассказа "Уроки французского", съездила в райцентр, "уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь… Можно, т.к. автор тоже родился в деревне и тоже уехал учиться в город совсем один. -умный,
-добросовестный (готовится ко всем урокам),
-целеустремленный,
-гордый,
-настойчивый,
-упорный (учился играть в «чику»),
- с учительницей – робкий и стеснительный (стесняется своей бедноты. Вадик, Птаха. Ленивые, плохо учатся, играют ради забавы, не переносят тех, кто чем-то лучше их и применяют физическую силу.
Нет, мальчик одинок в чужом городе. Вадик, Птаха и другие мальчики ему не друзья, а только способ получить деньги. Бедность (дети плохо одеты), голод (голодает сам главный герой и семья тети Нади, у которой он живет, они воруют его продукты. наблюдательным (очень внимательно следил за игрой), смелым (ответил Птахе)
Инсценировка. Эпизод «Разговор в школе после драки» (со слов «Это правда, что ты играешь на деньги?» до «Можно»). Он боялся, что учительница расскажет директору и его с позором выгонят из школы, а он хотел учиться. противопоставление
| 12 мин.8. Проверка домашнего задания: Учащиеся записывают цитаты
в таблицу и вслух проверяют.
Мысли ребенка
| Мысли взрослого
| «Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило».
| «Откуда мне было знать, что никогда и никому не прощалось, если в своем он вырывался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним следом».
| «Я вертелся между Вадиком и Птахой.. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и то же: «Перевернул! Перевернул! Перевернул!»
| «Я говорил искренне, но что поделаешь, если нашу искренность нельзя привязать веревками».
| «Упал»,- брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличное объяснение»
| «Не знаю как в математике, но в жизни самое лучшее доказательство от противного».
| «Во мне все как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».
| «Я оставался один, не понимая и не выделяя из своего горького положения одиночество».
| «После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре».
| «При этом не было в ее лице жестокости, которая, как я заметил позже, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких».
| -Как вы объясните такое смешение у мальчика взрослых и детских голосов? (Мальчик остался совсем один в чужом городе и был вынужден вести почти самостоятельную жизнь, сам зарабатывая себе на еду, столкнулся с трудностями и стал быстрее взрослеть).
2 мин. 9. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам главный герой? Чем? Какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе? Полезен ли был для вас сегодняшний урок?
1 мин. 10. Комментирование оценок.
Составить описание «Портрет мальчика глазами учительницы».
1 мин. 11. Домашнее задание.
2 урок об учительнице, ее поступке и директоре. Эпиграф к уроку « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра и в людях» (Л.Н. Толстой). Можно обсудить следующие вопросы:
- Что общего у мальчика у учительницы?
-Почему Л.М. решила помочь именно этому ученику?
-Раскаивается ли она? Почему она высылает вторую посылку? Каким мог быть ее разговор с директором?
-Какое значение имеет слово «урок»? Какой урок преподнесла Л.М. своему ученику?
Список литературы
Программа литературного образования: 6 класс /Под ред. В.Я. Коровиной. –М.: Просвещение, 2009.
Литература 6 класс. Методические рекомендации// под ред. Маранцмана В.Г. http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_6kl_Metod/6.html
Панкеев И. А. Валентин Распутин (По страницам произведений). – М.: Просвещение, 1990.
|