Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»





Скачать 88.97 Kb.
НазваниеПроблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»
Дата публикации24.07.2014
Размер88.97 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ
Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева «Кусака»

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.

2. Расширить активный запас учащихся, объясняя значение этических терминов.

3. Способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви и благодарности как составляющих понятий « добро», учить видеть и различать добро и зло.

4. Способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего желание высказываться.

Ход урока

Мир сотворён, но ещё недосоздан,

Задан маршрут: через тернии к звездам.

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посерединке.

Т. Жирмунская

- Ребята, как вы понимаете смысл этих строк? Почему мы выбрали их в качестве эпиграфа? О чём у нас сегодня пойдет речь? (о мире, в котором мы живём; о добре и зле…)

- Какой фразеологизм здесь встретился? Как вы понимаете его значение? (на уроке присутствует группа экспертов - наших помощников при работе по словарям)

Через тернии к звездам – о движении к прекрасному, совершенному через преодоление трудностей.

- Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть всё: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нём уживаются верность и предательство, любовь и ненависть. Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь?

Добро и зло… два противоположных понятия, две крайние позиции. Прежде всего давайте попробуем разобраться, что такое добро и зло, что скрывается за этими морально-этическими критериями, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и своему собственному.

(после ответов учеников спрашиваем экспертов)

Справка экспертов.

Добро – положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим.

Зло – нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения.

- Ребята, а давайте посмотрим, какие зрительные образы вы представили, какие ассоциации у вас возникли о понятии добра и зла, и почему?

Анализ работ учащихся.

На стенде представлены рисунки – образы добра – зла, выполненные учениками; ребята представляют свои работы, объясняя, почему данные понятия ассоциируются у них с тем или иным образом.

-Мы узнали о том, как вы сами толкуете эти понятия, и как толкуются они в словаре. Ваш жизненный опыт , ваши друзья, товарищи , родители, учителя помогли вам сформировать представление об этих сложнейших понятиях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают вам разобраться в проблеме добра – зла?

( ребята высказывают свое мнение , приводят примеры из русских народных сказок, классической и современной литературы)

- Всегда ли проблема добра – зла решается однозначно? (отвечая на данный вопрос, ученики говорят о том, что однозначно вопросы добра и зла решаются только в сказках: добро всегда побеждает зло. ) Но в литературе, как и в жизни, эта проблема не столь проста.

- Давайте посмотрим, как решается данная проблема в рассказе А. Андреева «Кусака», который вы читали дома самостоятельно.

Беседа по тексту

- Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ? ( ученики рассказывают о том, какие чувства вызвал у них рассказ о судьбе собаки).

- Рассказ начинается с местоимения ОНА. О ком идет речь? (О собаке)

Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»:

«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

- Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром?

(Собака ничья, она никому не принадлежала. Другие собаки гнали ее, дети бросали в нее камнями, взрослые улюлюкали, свистели. )

- Вспомните, кто из писателей до Л.Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга? (Тургенев «Муму», Чехов «Каштанка»)

- Чем отличается наша героиня от её сородичей в других произведениях? ( Во всех других произведениях собака – верный, добрый, ласковый друг, а здесь она – озлоблена).

- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?

- А в чем общее? В чем заключается собачий секрет счастья?

- Так ли уж она нуждается в людях? Ведь она живет на свободе. Вспомните кота из сказки Киплинга: « Я кот, который гуляет сам по себе: куда хочу, туда хожу».

- Может быть, и Кусаке эта вольная жизнь по душе? (Собака тянется к теплым избам, у нее есть инстинктивная потребность в общении, она нуждается в том, чтобы о ней позаботились и приласкали. )

- Один раз её действительно приласкали. Кто это сделал и как это прозошло? (Пожалел пропойца мужик.)

- Он добрый человек или злой? Из чего это видно? (Он всех любит, надеется на добрых людей, заботится о жене, которой купил платок. Но в нем живет и зло: «Он почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подарок жене, долго и больно бил её).

- Если мы представим себе отрезок, в одном конце которого будет добро, а в другом – зло, то где-то должна быть та грань, перейдя через которую человек из доброго превращается в злого?

- Итак, что мы отнесем к добрым качествам этого мужика, а что к злым?(Ребята заполняют таблицу. Добро: Любовь, Жалость, Надежда. Зло: скука, злоба, обида. ) Ребята, как вы понимаете эти слова? ( Ученики объясняют, в случае необходимости помогают эксперты. )

- Собаку и потом пытались приласкать, но могла ли она подпустить после этого случая человека? Что поселилось у неё в душе в ответ за содеянное зло? (недоверие) Справка эксперта. Недоверие-сомнение в правдивости, истинности чувств, слов.

- Куда мы отнесем это понятие? (Зло: недоверие)

- Но всё же и при такой собачьей жизни Кусака не сломалась, устроила свою жизнь так, что изредка бывала даже довольна собой и испытывала чувство гордости. Как это случилось? (она бескорыстно сторожила чужую дачу)

- Но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники. Хорошие это были люди? (они добрые)

- Какие доказательства приводит автор? (в тексте говорится, что «воздух, удаленность от города, зелень, голубое небо делали их ещё добрее»)

- Получается, что любой, кто живет в деревне, дышит свежим воздухом, любуется голубым небом -добряк в душе и среди таких людей вовсе нет злых?(Нет.)

- Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол платья Лели? (Хотели прогнать, застрелить из револьвера, потом привыкли. )

- Но именно они и приручили собаку. Как? (Дали ей имя – Кусака, привыкли к ней, бросали хлеб, впервые по - настоящему приласкали. )

- Каким образом люди лишили собаку ее непримиримой злобы? Что сыграло свою роль?( Ласка. Ласка- проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное отношение. )

- Как автор показывает что Кусака счастлива? ( Она изменилась внешне и внутренне, «душа её расцвела».

- Расцвести может и цветок. Как же понять фразу о душе? ( Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок.«У ней расцветают в душе незабудки»)

- А вы сможете, ребята, сами передать её счастье. Попробуйте передать состояние расцветающей души. Улыбнитесь друг другу.

- И всё-таки прежнюю долгую жизнь забыть нельзя. Состояние счастья для неё так непривычно, что приносит боль. Автор нам говорит, что Кусака настрадалась за свою короткую жизнь страшной фразой. Найдите её. ( «Она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки.Как от удара»).

- Что заставляло вздрагивать её и ждать удара даже от ласки? (страх) -А какое это чувство? Куда мы его отнесем? (Зло: страх.) Справка эксперта. Страх-очень сильный испуг, боязнь.

- Поэтому, видя, как люди добры теперь к ней, она ещё острее чувствует к ним ответные чувства. Какие? ( восторг, благодарность). (Добро: восторг, благодарность) Справка эксперта. Восторг- большой подъём чувств, восхищение. Благодарность-чувство признательности к кому –нибудь за сделанное добро, оказанное внимание.

- Чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинает прыгать, кувыркаться, вертеться. Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия? (наречия: неуклюже, нелепо; определения: «неповоротливое, смешное, жалкое тело»).

- Когда вы видите, что кто-то в проявлении своих лучших чувств жалок, неповоротлив; когда вы видите, что то, что он делает, неуклюже, что надо делать? (остановить , прекратить это унижение).

- Что делают наши добрые люди? (они смеются)

- Чего они не видят, чего не замечают? (странной мольбы в собачьих глазах)

- А дальше следует более чем странная фраза: « Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали».

- Почему появляется эта странная параллель: как раньше – так теперь? (Как раньше люди не задумывались, каково собаке, что у неё на душе, так и теперь до неё нет никому дела.Им безразлично, что чувствует собака).

- Каким одним словом можно охарактеризовать поведение людей?(Безразличие)Справка эксперта.Безразличие – равнодушное, безучастное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.

- И человек, и собака привыкает как к плохому, так и к хорошему. К чему привыкла Кусака за это лето? (Кусака привыкла, что не надо заботиться о пище, что у неё есть своё место в жизни, что её приласкают , если попросит.)

- Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живет по своим законам. Прошло звонкое веселое лето. Наступила осень. Андреев рисует нам потрясающий образ осени. На что настраивает нас это описание? (от этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой).

- И это неслучайно. Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки? (Людям жалко собаку).

- Действительно, Лёля трижды повторяет слово «жалко». Как она произносит это слово и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой? (первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй – готова была заплакать, третий – после обещания матери приобрести породистого щенка, сдалась, уступила, не заплакала).

- Мы видим, как на наших глазах происходит внутренняя борьба добра со злом в душе Лёли. Какое чувство направляет девочку в сторону добра? (жалость)

- А в сторону зла? (эгоизм: ведь вместо Кусаки будет другая, лучшая, породистая собака). Ребята записывают слова в таблицу.( Добро: жалость. Зло: эгоизм. ) Справка эксперта. Жалость-сострадание, соболезнование. Эгоизм- предпочтение личных, корыстных интересов.

- Судьба Кусаки решена. Лёля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания, такой естественной и нужной, Андреев дает нам другую сцену. Почему? (Проводится параллель между тем, что с Кусакой сделали добрые люди , и теми злыми людьми, которые смеются над деревенским дурачком и мучают его. )

- Только ли об отношении к животным этот рассказ? (Люди жестоки не только кживотным, но и друг к другу.Эта жестокость стала настолько привычной, что её порой не замечают.)

- Есть ли печальные подтверждения этому в нашей жизни, ребята? ( ловля бездомных собак на глазах у детей, грубость и отказ в просьбе нищим, просящим о милости, и т.п.)

-Вывод: то есть люди, сами того не подразумевая, даже добрые, на первый взгляд, невольно несут зло. Что же порождает это зло? (безответственность) Справка эксперта. Безответственность- отсутствие ответственности.

Заполняем таблицу.

Добро

Зло

Любовь

Скука

Забота

Злоба

Надежда

Обида

Ласка

Недоверие

Восторг

Страх

Благодарность

Безразличие

Жалость

Эгоизм

Безответственность

- Посмотрим на нашу таблицу. Понятия диаметрально противоположные, а резкой границы между ними нет. Есть хорошие и плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Всё вместе и составляет суть добра и зла.

- Ребята, какое чувство вызвал у вас рассказ о душевной боли Кусаки? (сострадание, сопереживание, сочувствие)

- Что значит приставка СО- в этих словах?(Ребята рассуждают о значениях данных слов.)

- Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых мы прочитали в рассказе, с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

- Давайте сделаем выводы. Можно ли однозначно сказать, добрые или злые герои Л.Андреева? Подтверждают ли это слова эпиграфа?(Ребята говорят о том, что в них, как и во многих других людях, живёт и добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернётся в сторону добра или подчинится злу.)

- Что порождает зло и почему подчас бессильно добро? Посмотрите, как мы раскрыли эти понятие. ? (Обращаясь к таблице, ученики отвечают на вопрос)Ребята, если отвлечься от рассказа, мы перечислили все составляющие добра и зла? Дополните этот список своими определениями, входящими в понятие «добра» и «зла». (добро: доверие, сострадание, милосердие, забота, уважение, сердечность…; зло: жестокость, лицемерие, жадность, трусость, зависть )

- На что обращает наше внимание автор и к чему призывает? Нужен нам был такойурок? (Каждый ребенок с детства должен задуматься, каким быть.)

Рефлексия:закончить предложение : “Что дал мне для жизни этот урок?”

Или этот урок заставил меня задуматься…

- Благодаря рассказу, мы осознали понятия добра и зла. Моё пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, пусть каждый примет в своё сердце частичку чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми.–Закончить урок хочется строчками из стихотворения Б. Дубровина:

Но только вы не мешкайте, не ждите,

Не останавливайтесь на пути.

И если быть счастливыми хотите,

Другому нужно счастье принести.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconРассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока
В этом рассказе? Проблемы добра и зла
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе....
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconРассказ Л. Андреева "Кусака"
«братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века «Человек и окружающий мир»
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconРассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока
Этот рассказ? (О жестоком отношении людей к животным, об их безответственности, неумении отвечать за свои слова и поступки)
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л. Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая...
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconСодержание программы класс преобразующая сила музыки ( 8 часов )
Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка огромная сила, способная...
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconУрок по теме «Добро и зло»
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconТема: «Зимние забавы»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconМетодическая разработка урока по теме «Добро и зло»
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П ознакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака»; дать понятие об авторской позиции и способах ее выражения (портрет, пейзажная...
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconУрока
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconДиалектика добра и зла: социально-философский аспект
Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М. Вебер)
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconЗанятие по развитию речи «Животные Севера» Программное содержание
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconКонспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности...
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Помочь обучающимся задуматься о сущности добра и зла, предназначении совести, значении раскаяния


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск