Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока





Скачать 92.26 Kb.
НазваниеРассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока
Дата публикации09.10.2014
Размер92.26 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Биология > Рассказ
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме:

«Урок доброты. Анализ рассказа Л. Андреева “Кусака”»

Цель урока:

- способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к природе и высоконравственного мировоззрения путем усвоения морали рассказа Л. Андреева «Кусака».

Задачи:

- анализ содержательной и эмоциональной составляющих рассказа Л. Андреева «Кусака»;

- развитие внимательного отношения к тексту;

- совершенствование навыка комментирования афоризмов.

Оборудование:

- карточки с афоризмами;

-картины с изображением времен года;

- запись музыкальной пьесы Шумана «Первая утрата». 

Доска:

- тема урока;

- эпиграф «...Всё живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием...»

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Настраивайтесь на рабочий лад, садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом? (Прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака», подчеркнуть ключевые слова и предложения. Сделать карточку с 3 афоризмами о собаках.)

Вызывало ли сложности выполнение домашнего задания? (Нет)

Отлично, тогда перейдем к его обсуждению. Поменяйтесь карточками с афоризмами со своим соседом. Прочитайте выражения, которые вам достались.

Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

Не у каждого дома должна быть собака, но у каждой собаки должен быть дом.

У собак лишь один недостаток - они верят людям. (Э.Финберт)

Собака обладает одним прекрасным душевным качеством - она помнит.

Собака есть единственное животное, верность которого непоколебима. (Ж. Бюффон)

Если вы не любите собак, вы не любите верность; вы не любите тех, кто верен вам, следовательно, вы не можете быть верным. (Наполеон)

Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А. П. Чехов)

Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. (А. де Сент-Экзюпери)

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр) 

Нет уродливых собак – есть только нелюбимые. («Пшекруй» - польский журнал)

По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек. (А. Боссе) 

Обманщик обманывает даже свою собаку. (Фафик)

Теперь зачитаем несколько афоризмов вслух (фронтальный опрос).

- Какова тема озвученных высказываний? (Человек и собака: преданность собаки, ответственность человека)

- Как здесь соотносятся человек и собака? Они похожи, противопоставляются, нуждаются друг в друге? (В данных афоризмах подчеркивается отношение собаки к человеку. Она любит и уважает хозяина, готова служить ему верой и правдой).

- А что человек? (Человек должен с благодарностью принимать это обожание, ответственно относится к четвероногим друзьям, осознавать, насколько тесно связаны человек и собака).

- Проявляются ли черты характера человека в его общении с собакой? (Да, ведь нечестный, злой, бесчувственный человек, обижающий или предающий животное, так же относится и ко всем остальным. Через отношение каждого к четвероногим друзьям проявляется сущность личности, все то, что не видно с первого взгляда).

- Вы хорошо справились с заданием, проанализировав афоризмы и высказав мысли, навеянные высказываниями. Как вы думаете, мы первые, кто задумывается над ролью собаки в жизни человека? (Нет, наверно).

II. Вступительное слово учителя.

Вы абсолютно правы. Отношения человека и собаки издавна волнуют человека. Это животное стало темой многих произведений искусства. Такие, как стихотворения, скульптуры, картины, фильмы. Давайте подробнее рассмотрим один из примеров. Сегодняшняя тема «Урок доброты. Анализ рассказа Л. Андреева “Кусака”». Зафиксируйте это в тетрадях. Наша цель сегодня – вникнуть в суть текста, понять замысел автора. Урок пройдет в форме беседы, так что задача каждого из вас – быть максимально собранным, внимательным, активным. По итогам занятия будут выставляться оценки.

III. Комментированное чтение текста.

Дома вы прочитали рассказ замечательного русского писателя рубежа 19 и 20 вв Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Мне бы хотелось сейчас почитать вместе с вами. На столах у вас сокращенный вариант произведения, отражающий основные микротемы. Внимательно вчитаемся в текст, обращая внимание на ключевые слова и фразы. (Читает учитель, периодически задавая вопросы: что вы узнали из этого абзаца? Что почувствовали, прочитав данное предложение? почему употреблено это слово, определение? и т.д.)

IV. Анализ восприятия текста.

- Понравился ли вам рассказ? (Да)

- Какое настроение создалось у вас после повторного чтения рассказа? Поиграем. Кидаю мячик, вы бросаете его обратно мне, называя эмоцию, возникшую в процессе чтения текста. (Печаль, ужас, чувство одиночества, грусть, обида, жалость, боль, ненависть, непонимание, растерянность).

- Как вы думаете, названные чувства может испытывать только человек? (Думаю, нет, ведь любая живая душа может почувствовать себя одинокой, брошенной).

- Да, конечно, как сказал сам Л. Андреев, «...Всё живое имеет одну душу, 
все живое страдает одним страданием...»

V. Анализ текста.

- Какой мы видим жизнь Кусаки, героини рассказа, до появления дачников? (1й абзац I главы). Как вы думаете, почему здесь упоминается зима? (Именно это время года отражает состояние души несчастного животного, которому не к кому прижаться, негде отогреться).

- Что изменилось с появлением на даче красивых, добрых людей? Давайте проследим, как развивались отношения собаки и людей. (Сначала Кусака боялась людей, не шла с ними на контакт).

- Как изменилась собака внешне и внутренне? Почему теперь мы видим описание весны? (Через некоторое время душа Кусаки расцвела. 1й абзац III главы.

«Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так

как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно

ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И

отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою

в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так

же громок и бдителен был ее сторожевой лай»).
- Как относятся к собаке люди? 

(«И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

- Кусачка, милая Кусачка, поиграй!»)

- Что в отношении дачников к собаке вас настораживает? (Любовь их была неискренней, люди лишь забавлялись, играя и наблюдая за собакой).

- Вспомните первое появление Лели. Как мы к ней относимся? (Хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад).

Звучит запись музыкальной пьесы Шумана «Первая утрата». 
- Изменилось ли ваше отношение к Леле после того, как мы «услышали» их с матерью разговор? Почему? (Конечно, ведь мы окончательно убедились, что девочка так и не полюбила собаку всем сердцем, ее чувства были притворными).
- «Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком», - сказал философ А. Швейцер. Почему так нельзя сказать о Леле и ее матери? 
- Какова роль описания осени? 

- В жизни Кусаки было три основных состояния: одиночество, счастье, опять одиночество. Давайте восстановим ее чувства, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества».

(Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).

– Какое одиночество в жизни Кусаки страшней. Почему? (Второе, потому что это одиночество преданного существа, оно не имеет надежды).

– О чем же этот рассказ? (О жестоком отношении людей к животным, об их безответственности, неумении отвечать за свои слова и поступки).

– Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки? (Нужно быть человеком в любой ситуации, в том числе и при общении с животными. Не может быть доброта избирательной.)
VI. Заключительное слово учителя 
Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе. Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».

Подведем итоги занятия, получим оценки за активность на уроке.
VII. Домашнее задание (дифференцированное задание) 
Письменная работа. 
1. Какие мысли и чувства вызвала у меня история Кусаки? 
2. Зачем люди заводят домашних любимцев?

Самоанализ.

Тема урока сформулирована четко, ход урока подтверждает ее обоснованность.
Урок преследует цель нравственного развития учащихся, как и весь школьный курс литературы. Не прослеживается связи с другими произведениями. Также цель урока – улучшение навыка анализа художественного текста, что вполне обоснованно, так как умение правильно прочесть текст и интерпретировать его является одним из ключевых для полноценного овладения родным языком.
Содержания урока и педагогической техники соответствует его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе. Система вопросов, на которой построена основная часть урока, отвечает поставленным задачам.


Работа организована достаточно четко: вовремя сообщена тема, обозначена цель урока. Учащиеся к выполнению задач, поставленных на уроке, готовы, всем необходимым обеспечены

Оборудование урока: иллюстрации к изучаемому литературному произведению, запись музыкального произведения – направлены на создание определенного настроения.


Урок выстроен композиционно правильно: части занятия расположены последовательно, логично, переходы четкие.
Тип урока – урок комплексного применения знаний, касающихся умения анализировать текст. Урок-беседа.

Историко-литературный материал почти не представлен, так как это не нужно для достижения поставлено цели.


Соответствие методов и приемов обучения соответствуют целям и содержанию урока, однако они слишком однообразны для детей данного возраста.


Основная используемая форма – беседа, что позволяет участникам разговора свободно высказывать свое мнение, делиться мнением по тому или иному вопросу.


Художественное произведение осваивается путем комментированного чтения, анализ начинается с обсуждения восприятия текста, затем преобладает текстологический анализ.


Ученики до урока ознакомились с текстом, что позволило им более свободно ориентироваться в его содержании.

На уроке формируется навык анализа художественного текста, развивается умение правильно воспринимать произведение. Отсюда вытекает достижение основной цели – повышение нравственной составляющей в поведении учащихся. Развивается умение верно прочитывать текст, вникая в его суть, обращая внимание на детали.


Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.

Происходит также развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).

На уроке преобладает устная речь учащихся, письменная же будет использоваться при выполнении домашнего задания.


По итогам урока выставляется оценка за работу (активность, точность замечаний, поведение, внимательное отношение к работе).


Домашнее задание решает задачу закрепления изученного материала.

Темп урока достаточно высок, однако все учащиеся справились с ним.


Эмоциональная атмосфера урока благоприятная, дисциплина отличная, что способствует лучшему усвоению материала.

Урок проведен с учетом статуса класса, выбор художественного произведения и система вопросов соответствуют уровню детей.


Цель урока достигнута, что мы можем проследить по ответом учеников. Они осознали свою ответственность перед теми, кого приручили, прошли урок доброты с достоинством.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconПроблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»
Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconРассказа. Цели урока
Л. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев. Гуманистический пафос рассказа
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л. Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая...
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconРассказ Л. Андреева "Кусака"
«братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века «Человек и окружающий мир»
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
П ознакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака»; дать понятие об авторской позиции и способах ее выражения (портрет, пейзажная...
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,...
...
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconУрока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный...
Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconРассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока
В этом рассказе? Проблемы добра и зла
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconЛитература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем рассказа, выяснение смысла названия рассказа,...
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconКонспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока...
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconКонспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин...
Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор»
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconУрок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconТема урока : Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
...
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconКонспект открытого урока по английскому языку в 7а классе. Тема:...
Задачи: тренировать учащихся в составлении предложений, рассказа, делать выводы на языке, учить находить нужный, интересный, новый,...
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
Рассказа Л. Андреева “Кусака” Цель урока iconУчебник для общеобразовательных учреждений/А. Е. Андреева; под ред....
Природоведение (естествознание) 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск