Скачать 60.78 Kb.
|
Конспект интегрированного урока по литературе для учащихся 7 класса (национально-региональный компонент на уроках литературы) Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (По произведениям Л.Андреева «Кусака» и В. Юхнина «Лыско», отрывок из романа «Алая лента») Жанр урока: бинарный. Тип урока: иллюстративно-развивающий с использованием проблемного компонента. Вид урока: комбинированный ( беседа - диалог с элементами исследования) Форма урока: «Урок-исследование.» Групповое занятие. Методическое обоснование урока: Урок, в ходе которого учителя учитель опирается на произведения литературы, музыки и живописи, для эмоционального восприятия и более глубокого усвоения учащимися материала курса. Цели (и задачи) урока: 1. Углубить знания, расширить представления учащихся о коми литературе и связи с русской литературой 2. Познакомить учащихся с творчеством земляка-писателя В.В.Юхнина; добиться более глубокого усвоения темы через эмоциональное восприятие произведений искусства, литературы, музыки. 3. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать умение решать проблемные задания, логически мыслить, исследовать. 4. Воспитывать уважение и любовь к животным, к природе родного края, воспитывать в себе нравственные качества: любовь, уважение, доброжелательность, ответственность Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: - рисунки обучающихся о добре и зле. - фотографии учащихся о животных, собаках, кошках. - высказывания, афоризмы о добре и зле. - компьютер; - проектор; - Фрагменты музыкальных и литературных произведений. -Оформление классной доски -портреты писателей В.Юхнина, Л.Андреева. -Словарь Ожегова -Интернет-ресурсы Источники: Фрагменты: Произведения «Кусака» и «Лыско», информация учащихся о своих домашних животных, Интернет – ресурсы. Очерки по этнографии народа коми. М.-Л.,1958г. Виды деятельности: обмен мнениями в группах, инсценирование отрывков из произведения «Кусака», анализ текстов, сопоставление текстов, героев, ситуаций и сюжетов в произведениях, выразительное чтение отрывков из произведений. Ход урока: 1.Мотивационный этап. Вопрос учителя: Как вы понимаете слова темы урока, откуда они? 1.Примерные ответы учеников: Нужно быть ответственным за тех животных, которых взяли в свой дом, приручили их и ни в коем случае нельзя их бросать. 2.Слова темы урока взяты из произведения С.Экзюпери « Маленький принц» б) Мотивационная беседа учителя: Как вы понимаете, что такое нравственность, нравственные качества характера? (Можно воспользоваться толковым словарем и интернетом) Примерные ответы учащихся: Ученики находят значение данного слова в словаре Ожегова и через подключенный в классе интернет, сравнивют значения. Нравственность - хорошие, духовные качества человека, их нужно воспитывать в себе с детства. в) Совместно формулируется тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Учитель: Почему так назван наш урок? Как вы думаете? Какое было домашнее задание? Ответ учеников: Мы прочитали произведения «Кусака» и «Лыско». Главные герои - собаки, но судьба у них разная. Эти произведения об ответственности людей за свои поступки. Дома нужно было сравнить эти рассказы, героев. 2. Введение в тему. Учитель: а) Итак, ребята, на уроке мы сегодня работаем в группах. Каждая группа «Исследователей» должны были подготовить выступления по творчеству писателей, по сюжету произведений, сделать анализ рассказов, «Художники» нарисовать рисунки к рассказам, рисунки и фото по теме «Добро» и «Зло», «Актеры» проинсценировать моменты из рассказов. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что мы можем узнать? Для чего нам это нужно? Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цель урока. Ученики: Будем анализировать рассказы. Сравнивать жизнь и судьбу собак, делать выводы. в) Беседа с учащимися: - Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло». Прокомментируйте, пожалуйста, ваши подготовленные рисунки и фотографии на эту тему. Ответы учеников: Добро - хорошее, положительное. Зло - плохое, противопоставленное добру. (Учащиеся пользуются словарями и интернетом) Ученики - «Художники» из каждой группы комментируют свои работы: фото, рисунки. На них изображены домашние животные, которых любят, красивая природа, солнце, цветы, голубое небо, счастливые люди, и работы, на которых изображено зло: тучи, нечастные брошенные животные, люди со слезами и т.д. 4.Работа по группам: 1.Выступают в группах по творчеству писателей «Исследователи-литературоведы», используются презентации. Учитель добавляет факты по творчеству и биографии писателей, акцентирует внимание на то, что В.Юхнин- коми писатель, наш земляк, уроженец Прилузского района. 2.Первая группа работает по рассказу «Кусака», вторая - по «Лыско» 3.Работа по сюжетам рассказов, по героям. Делаем в тетрадях сравнительную таблицу: Один ученик из каждой группы коротко передает содержание рассказов.
5.Физминутка 6.Обращение учителя к классу: А сейчас музыкальная пауза - послушаем музыкальную композицию «Мой ласковый нежный зверь» Эту музыку написал композитор Е.Дога. Вопросы к классу после прослушивания. - Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, что вам представлялось? Ответы учеников: -Грусть, слезы, собаку брошенную, плохих людей. -Я так никогда бы не поступил. -Я бы забрал Кусаку домой. -Люди, которые бросили собаку - безнравственные. 7. А сейчас наши «актеры» из групп покажут инсценировки по эпизодам произведений. Ученики показывают моменты из рассказов, когда хозяин Лыско делится с собакой последним куском хлеба в лесу, хотя самому нечего есть, и момент, когда Кусаку бросили хозяева, она лает им вслед. 8. Слово учителя: В нашем современном мире есть приюты для собак, не всегда им там живется хорошо, есть люди, которые ухаживают за ними. Кормят их, это хорошие люди, с чутки сердцем, доброй душой. Но много таких, которые жестоки по отношению к животным, бьют их, бросают. Много передач посвящено животным, особенно собакам. И сегодня хочется сказать всем: «Будьте ответственны за тех, кого приручили»! 9. Ученики - «Защитники животных» читают свои сообщения, сочинения о своих питомцах». Обе группы пишут обращение к людям - относиться бережно к животным, к природе, к людям, быть ответственными за свои поступки. И зачитывают их. Каждая группа зачитывает также высказывания и афоризмы о добре и зле, которые висят в классе на доске. 10.Рефлексия. Проигрывается момент в классе: в дверь кто-то постучал, в классе - тишина, входит ученик «почтальон» и приносит письмо, ищет адресат. Зачитывает письмо: -Уважаемые взрослые, ребята! Это пишет Вам Кусака, вот уже несколько дней я одна, хозяева уехали, бросили меня, я ищу ту девочку, которая жила здесь? Вы не видели ее? Нет ли ее среди вас? Мне очень грустно, голодно и холодно. Помогите мне…. Почтальон спрашивает, нет ли этой девочки среди присутствующих на уроке. В ответ-молчание, каждый думает…. 11. Заключительный этап урока - оценивание учителем групп учащихся, самооценка учащихся: каждый на доску прикрепляет магнитик разных цветов, а именно: красный - мне стало тревожно и грустно, зеленый - урок мне понравился, я многое взял с него для себя, не буду совершать плохие поступки, синий - я в раздумии, пока не могу оценить. Желтый - буду делать добрые дела. В итоге - на доске - магнитики зеленого и желтого цвета. Учитель оценивает учащихся, работу групп. 12. Урок заканчивается с пожеланиями всего доброго и хорошего. P.S. учителя, проводившего урок, для читающих конспект и не побывавших на уроке. На уроке присутствовало 23 человека, кроме учащихся, учителей были и родители. В конце урока почти все плакали, так их затронула тема урока. Плакали в конце, когда зачитывалось письмо Кусаки, и ученики…. |