Скачать 51.47 Kb.
|
план-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"». Эпиграф к уроку: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. П. Чехов «Крыжовник»). Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи урока: 1. Образовательные: 1) познакомить учащихся с рассказом А. П. Чехова «Ионыч», проследить духовную эволюцию главного героя; 2) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали; 3) формировать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь в тексте показать отношение автора, его позицию; 4) формировать навыки комментированного чтения художественного произведения; 5) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус. 2. Развивающие: 1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); 2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста); 3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.); 4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся. 3. Воспитывающие: 1) воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей; 2) воспитывать интерес к предмету. Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод словесного и ассоциативного рисования, метод комментированного чтения. Оформление и оборудование урока: портрет А. П. Чехова, демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов, репродукция с картины И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники», акварельные краски, чистые листы. План урока: I. Вступительное слово учителя (введение в тему) – 5 мин. II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование – 15 мин. III. Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры – 10 мин. IV. Творческая работа (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь) – 10 мин. V. Подведение итогов урока (значение произведения для современного читателя) – 5 мин. Ход урока: I. Вступительное слово учителя (введение в тему). Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А. П. Чехова, писателя, которому принадлежит фраза «Краткость – сестра таланта». Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал «повествование с опущенными звеньями», путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести «Мужики» он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев. «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов. Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч». В словаре С. И. Ожегова слово «эволюция» определяется как развитие, процесс постепенного, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения. Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути. Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А. П. Чехова, И. И. Левитан, напутствуя юных художников, говорил: «Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины». (Обращение к репродукции картины «Осенний день. Сокольники», ее настроение, атмосфера). Живопись Левитана – это живопись настроения. А П. П. Чистяков словно вторит Левитану: «Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…». Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок. Итак, А. П. Чехов, рассказ «Ионыч», 1898 год, город С… II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование. После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4-5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. III. Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам: – Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А. П. Чехова? Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:
Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация»). Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым. IV. Творческая работа (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь). В ходе беседы учащиеся приходят к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А. П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников: «Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…». Затем учащимся предлагается подумать о собственной жизни, спроектировать в цвете свое будущее. Никто из них не хочет повторить путь героя рассказа, чаще всего подбираются ясные, жизнеутверждающие краски. Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А. П. Чехова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Далее они пишут сочинение-миниатюру по эпиграфу к уроку. V. Подведение итогов урока (значение произведения для современного читателя |
Конспект урока в 3 классе по теме «Части тела» Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"» | Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель... Мы уже знакомы с такими рассказами А. П. Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч» | ||
Тема: Старцев и Ионыч (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Целеполагание... Цель для учителя: Создать условия для познавательной и творческой активности обучающегося, эффективного накопления и обогащения своего... | Проекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика... «Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6» | ||
Проекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика... «Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6» | Конспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти» Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О... | ||
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведена выставка иллюстраций к произведениям А. П. Чехова «Тонкий и толстый», «Хамелион», «Крыжовник», «Душечка», «Ионыч» | ||
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный... Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского») | Конспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,... ... | ||
Внеурочная деятельность по предмету содержание Проекты «Твое имя о тебе», «Загадки самых обычных слов», «Все птицы, насекомые, растения из рассказа А. П. Чехова «Степь»» | Рассказа. Цели урока Л. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев. Гуманистический пафос рассказа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе.... | Конспект урока а. И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин... Цель: Познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор» | ||
Антона Павловича Чехова Биобиблиографический указатель Нягань, 2007... Мягкий юмор, сатира, грустные и печальные мотивы чеховского творчества оказали огромное влияние на развитие не только отечественной,... | Рассказать о природе комического Причиной выбора темы моего реферата является мой глубочайший интерес к творчеству А. П. Чехова. Также на мой выбор повлияло участие... |