Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»





Скачать 72.39 Kb.
НазваниеТема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Дата публикации05.10.2014
Размер72.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Г.Тула, МКОУСОШ №48

Учитель: Ляпина Галина Борисовна
Урок литературы.

  1. класс.


Тема урока : рассказ А.П.Чехова «Палата №6»
Цели урока :

-подвести учащихся к пониманию идеи рассказа Чехова;

Формирование навыков исследования текста;

-развитие навыков анализа , синтеза, аргументации;

-формирование метапредметных знаний и умений;

-формирование гражданской позиции.

Методы : исследовательский, проблемный.

Форма работы: групповая.
Предварительное задание классу :

прочитать рассказ А.П.Чехова «Палата №6»

Задания по группам:

Первая группа:

-сжато пересказать содержание;

-где и когда был опубликован рассказ, как его восприняли современники?

-что из себя представляет доктор Рагин?

Вторая группа:

-Как начинается рассказ, с кого? Почему именно так?

-Можно ли сказать, что Рагин - главный герой рассказа?

-Что представляют из себя обитатели палаты?

-Кто антипод Рагина, почему он так враждебно встречает его?

Третья группа:

-В чем суть философских рассуждений Рагина?

- Как он исполняет свой служебный долг?

-Почему именно так заканчивает рассказ Чехов?
Дидактическое оснащение урока :

Портрет А.П.Чехова

Текст рассказа А.П.Чехова «Палата №6»

Кинофильм , снятый по рассказу .

Записи на классной доске:

Тема урока.

Высказывание А.М.Горького

«Он обладал искусством всюду находить и

Оттенять пошлость - искусством, которое

Доступно только человеку высоких

Требований к жизни, которое создается

Лишь горячим желанием видеть людей

Простыми, красивыми, гармоничными.

Пошлость всегда находила в нем

Жестокого и острого судью.»

Вступительное слово учителя :

Учитель читает записанную на доске цитату - эпиграф к уроку.

Эти слова сказал о Чехове А.М.Горький, сам великий гуманист и враг пошлости. Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А.П.Чехова , Долженков, пишет, что одной из важнейших причин поездки Чехова на Сахалин было желание ответить на вопрос, «как живет человек в жизни-страдании и как он должен жить в ней.».

Вот с этой позиции мы и рассмотрим рассказ Чехова.

Вы работали в группах, и каждой из трех групп было предложено задание. Но общие вопросы сводятся к следующим:

-кто такой доктор Рагин и что такое доктор Рагин (как явление)?

-кто опаснее, вреднее для общества : хоботовы или рагины?

-почему издатель Чертков, прислав самый восторженный отзыв о рассказе А.П.Чехову, просил разрешения издать его в серии «для интеллигентных людей»?

-почему А.П.Чехов утверждал, что из «совсем бедного по содержанию рассказа …вырастает глубокая и колоссальная идея человечества»?

Что же это за рассказ? Давайте сжато восстановим его содержание.

Слово первой группе.

Первый ученик:

Содержание рассказа можно кратко свести к следующему. Умный, образованный доктор Андрей Ефимович Рагин , живя в провинциальном городе и заведуя больницей, страдает от того, что его окружают глупые, невежественные люди. Однажды он случайно заходит в больничный флигель, где содержались люди с нарушениями психики (сумасшедшие)

Фрагмент фильма (3 минуты). Доктор Рагин : первое посещение палаты №6

Этот визит изменил всю дальнейшую жизнь доктора. Как видим, в палате он встречает интересного человека - Громова, больного манией преследования. Доктор начинает посещать Громова и беседовать с ним. Это кажется подозрительным окружающим. Доктора самого начинают считать сумасшедшим , а затем заключают в палату №6. Заканчивается рассказ смертью доктора Рагина в этой самой палате.

Второй ученик.

Рассказ «Палата №6 впервые был напечатан в журнале «Русская мысль» в 1892г., а в следующем году вышел отдельным изданием у Суворина. Современники утверждали, что для многих читателей долгие годы Чехов оставался прежде всего автором рассказа «Палата №6» И.Е.Репин писал Чехову : «Как я Вам благодарен за Вашу «Палату №6»! Какая страшная сила впечатлений поднимается из этой вещи! Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию рассказа, вырастает в конце такая неотразимая, глубокая и колоссальная идея человечества! Да нет, куда мне оценивать эту чудную вещь! Я поражен, очарован, рад, что я еще не в положении Андрея Ефимовича. Спасибо… Какой вы силач! Вот это вещь!»

Третий ученик.

И Репин, и Чехов - оба художники, только Репин работал с кистью, а Чехов - со словом. И в этом отрывке из письма художника мы видим, как высоко оценил этот рассказ Илья Репин. Действительно, такую глубокую вещь мог написать только силач слова и силач духа.

Чтение учащимся отрывка наизусть.

«Мне часто снятся умные люди и беседы с ними. Мой отец дал мне прекрасное образование, Но под влияние идей 60-х годов заставил меня сделаться врачом. Мне кажется, что если б я тогда не послушался его, то теперь я находился бы в самом центре умственного движения. Вероятно, был бы членом какого-нибудь факультета. Конечно, ум тоже не вечен и преходящ, но вы уже знаете , почему я питаю склонность. Жизнь есть досадная ловушка. Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода.»

Так рассуждать мог только умный человек. Он окончил университет, чувствуется, что читал труды древних философов, половина жалованья у него уходила на книги. Он думает не о каких-то мелких, бытовых ситуациях, а размышляет об очень сложных философских проблемах, его волнуют «гордые, свободные идеи», вопросы жизни и смерти, он утверждает, что «ум есть наслаждение незаменимое».

Четвертый ученик.

Рагин - не только умный, это очень тонкий, деликатный человек. Он никогда никому не сказал грубого слова. «Андрей Ефимович чрезвычайно любит ум и честность. Приказывать, запрещать и настаивать он не умеет». «Похоже на то, что он дал обет никогда не повышать голоса и не употреблять повелительного наклонения.»Он даже к кухарке обращается так: «Как бы мне чаю… Как бы мне пообедать.» Когда его друг Михаил Аверьянович говорил какую-нибудь глупость, Андрей Ефимович терпел и не возражал, хотя ему было очень трудно сдержаться. Он отдал ему взаймы 500 рублей, хоты лишних денег у самого не было. Когда его вызвали в управу и стали задавать странные вопросы, он не возмутился, хотя у него были для этого основания.

Пятый ученик.

Делает вывод, почему доктор Рагин был заключен в палату №6 ( он стал реже и реже выполнять свои должностные обязанности, а затем и вовсе перестал ходить на службу; происки доктора Хоботова и фельдшера Сергея Сергеевич; тупость и ограниченность окружающих, жестокость и непонимание)

Вторая группа:

Первый ученик.

Чехов - действительно большой писатель. Он прекрасно разбирается в психологии Создавая образ Ивана Дмитриевича Громова, он детально описывает состояние человека, больного манией преследования (зачитывает фрагмент текста со слов :«И.Д.Громов, мужчина лет 33-х, из благородных…»

Второй ученик.

На первый взгляд кажется, что главный герой - доктор Рагин. Это действительно так. Но рассказ начинается не с доктора Рагина. Чехов вначале нам представляет обитателей палаты №6.

Один – благородного звания, ест и пьет машинально, у него чахотка, глядит в одну точку.

Второй - маленький, живой, очень подвижный старик. Это жид Моисейка, помешавшийся 20 лет назад, когда у него сгорела шапочная мастерская.

Третий - Иван Дмитриевич Громов, у него разумное, интеллигентное лицо с выражением глубокого и искреннего страдания.

Четвертый - оплывший жиром мужик с тупым, бессмысленным лицом.

Пятый - мещанин, когда-то служивший на почте. Он говорит о наградах, которые якобы его ожидают.

Все это люди, нуждающиеся во врачебной помощи и в человеческом сочувствии, но умный и гуманный доктор Рагин не оказывает им никакой медицинской помощи. В рассказе я не нашел ни одного эпизода, где доктор лечит или хотя бы пытается как-то помочь этим людям.

Вопрос учителя:

- Основной противник доктора Рагина - Иван Дмитриевич Громов., который болен манией преследования.

Почему деликатный и умный Громов враждебно встречает деликатного и умного доктора Рагина?

(«Убить эту гадину! Нет, мало убить! Утопить в отхожем месте!)

В чем суть их противоречий?

Ответы участников второй группы:

Ученик читает оформленную на доске запись:

«Странное существо - русский человек! В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после 30 лет в нем остается какой-то серый хлам. Чтобы хорошо жить, по-человечески, надо же работать. Работать с любовью, верой.»

Это слова Антона Павловича Чехова. И их можно отнести к доктору Рагину. Ученики приводят примеры бездеятельности доктора. На первый взгляд, это умный и добрый человек. Но он жесток по отношению к своим больным, которым перестал оказывать помощь. Чтобы оправдать свою бездеятельность, он даже сочинил свою философию. ( раскрывают суть философии Рагина).

Он философствовал, сидя дома в кресле, а больные страдали и умирали. Он никого не согрел своей добротой и деликатностью. Ничего хорошего в жизни он не сделал. Именно в этом его трагедия.

Третья группа.

Фрагмент фильма :Доктор Рагин - узник палаты №6.

-Что испытывает доктор, оказавшись в палате в качестве пациента?

-Почему он умирает?

Учащиеся третьей группы приходят к выводу, что

именно здесь, в палате №6, рухнули все философские воззрения Рагина.

Наступает прозрение.

Страшные муки совести.

Возмездие в виде тяжелого кулака Никиты и решетки на окне.

Жизнь прожита впустую.
Обобщение по уроку.

Не случайно Чертков просил разрешения у Чехова издать рассказ в серии «для интеллигентных людей»

Нельзя назвать интеллигентным человека, который только рассуждает о добре, а сам ничего не делает. Сам Чехов, будучи уже известным писателем, в своем имении

содержал амбулаторию, в которой бесплатно вел прием больных, оказывая им медицинскую помощь. Вот это поступок интеллигента. Для детей Мелихова он построил три школы.

А доктор Рагин, имея прекрасное образование, только рассуждал о высоких идеях. Попав в палату №6, он осознал , в чем его трагедия.

В этом рассказе Чехов действительно выступает как «жестокий и острый судья» пошлого и бессмысленного существования.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconПроекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика...
«Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6»
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconПроекта рассмотрение биографии А. П. Чехова великого русского прозаика...
«Проблема духовной ситуации в России конца ХIX века через произведение А. П. Чехова «Палата №6»
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconУрок литературы в 6 классе. Тема урока: «В мастерской художника слова....
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconУрок внеклассного чтения.
Антон Павлович Чехов, имя которого вам знакомо по курсу литературы 6 класса. Сегодня у нас есть возможность углубить знания о творчестве...
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconКонспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока...
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconИсследование 8 класс Тема- «Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история...
Продолжить обучать школьников лингвистическому, содержательному анализу текста и средств языка
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconКонспект урока в 3 классе по теме «Части тела»
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconУрок Тема: 8 кл. «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический...
Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением...
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconАнтона Павловича Чехова Биобиблиографический указатель Нягань, 2007...
Мягкий юмор, сатира, грустные и печальные мотивы чеховского творчества оказали огромное влияние на развитие не только отечественной,...
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconТема урока Цели урока
Формирование умения орфографического списывания; умения составлять лингвистический рассказ
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconБашкирская книжная палата: прошлое, настоящее, будущее
Место работы: гу «Государственная книжная палата Республики Башкортостан» (Архив печати республики)
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconКонспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»
Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися...
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconПрограмма Сахалинского международного кинофестиваля «Край света»
Сахалинский международный театральный центр имени А. П. Чехова (далее смтц им. А. П. Чехова)
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconКонспект урока развития речи в 5 глухом классе Тема: Рассказ по закрытой картинке
Цели и задачи изучения темы
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» iconЛитература, 6-ой класс Тема: Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем рассказа, выяснение смысла названия рассказа,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск