Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна





Скачать 74.28 Kb.
НазваниеУрок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна
Дата публикации02.07.2014
Размер74.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Дрожжановский район

Республики Татарстан


Урок – размышление

по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»

в 9 классе


Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Азмуханова Рамзия Иршатовна

2009 год

Урок – размышление по рассказу

А.П.Чехова «Ионыч».
Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова.

  1. «Берегите в себе человека!»

  2. «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет».

  3. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть».

  4. «В любых условиях человек должен остаться человеком».

Тип урока: Обобщающий

Вид урока: Урок - дискуссия

Цель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и

духовного оскудения личности в рассказе.

2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения

анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч».

По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе:

« Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека».

И я не исключаю, что сегодня, отвечая на поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя».

А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:

I.Этап вызова.

Работа по содержанию текста.

  1. Что вы можете рассказать о жизни в городе С?

(В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей.

Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе).

2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?.

(Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).

3. Как изменился Старцев через год?

(Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)

4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных?

(В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»).

5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных.

6 задание: Сделайте вывод.

Вывод:

Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа.

Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого в начале уходит и ненавидит.

И кто в этом виноват? (Он сам)

Вывод: вывешивается табличка с надписью:

«Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов.

II. Этап осмысления.

Анализ действий и поступков героев.

Учитель:

Между событиями, описываемыми в первой и второй главы прошло больше года. Изменилось ли что - нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну.

Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён?

(Работа над деталями художественного произведения)

  1. Если он пел в начале:

Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…

То в обратную дорогу он напевал:


«Твой голос для меня, и ласковый и томный...

  1. Говорит с котиком о литературе, об искусстве, о чём угодно.

  2. Получив записку, идёт пешком в 11 часов ночи на кладбище, хотя понимает, что над ним могут смеяться даже гимназисты, а он интеллигентный, уважаемый человек.

  3. Размышляет над надписями: «Грядет час в онь же..»

  4. Мечтает о счастье, надеется на любовь

  5. Объяснение в любви.

(Чтение эпизода признания Старцева в любви.)

Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне?

Какой мы видели Екатерину Ивановну при встречи со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы?

А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?

Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.

Вывод: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.Чехов

Творческая работа. Поисковое задание.

Учитель:

Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание.

Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.

1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева

2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева.

1 вариант

  1. Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком.

И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…»

  1. У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза:

«Ох, не надо бы полнеть».

  1. В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком.

  2. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.


2 вариант:

  1. Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша.

  2. Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал:

«Твой голос для меня и ласковый и томный»:

  1. На кладбище:

«Я устал, едва держусь на ногах»

И, садясь в коляску, он подумал:

«Ох, не надо бы полнеть»

  1. Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце.

И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!»

  1. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным.

Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!»

  1. У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там.

  2. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо

стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом:

    • Извольте отвечать только на вопросы!

Не разговаривать!

Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он обогащаясь

материально, разлагался духовно.) А как должно было быть?

Материальное богатство должно было стать стимулом к

духовному обогащению.)

Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.Чехов

III. Этап рефлексии.

Раскрытие идейного замысла.

Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам нужно выяснить значение некоторых слов.

Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева).

Пошлость – быть низким, безнравственным

(не обращает внимания на неодетых женщин и детей)

мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо

личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры,

концерты, игр).

эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает

больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол

и пренеприятным голосом говорит).

вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.

Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?

Ответ: (Постоянно теряя ценные свойства, произошло вырождение

человека,

деградировался).


Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы.

  1. Он отказался от активной жизни

  2. Не боролся с пошлостью, ленью.

  3. Не отстаивал своих мнений

  4. Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению.

На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим

духовную деградацию человека.

Вопрос. - Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения?

( Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)

- Что вы понимаете под этими словами?

(Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека).
Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему:

«Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов:

первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна icon«В поисках капитана Гранта»
Тиунова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconУрок в 5 классе по теме
Прачун Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории мбоу сош №5 г. Абакан Республика...
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconУчитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Однако с недавнего времени (с 2005г.) я заинтересовалась идеей компетентностного ориентированного обучения
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна icon«Утраченный рай» (Почему Обломов не встает с дивана?)
Преподаватель – Хныкова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: М. Л. Глинкина, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработала: Шурышкина Л. А. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработала: Шурышкина Л. А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconСтатья «Феномен нигилизма в правосознании русского народа», Стихотворение...
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила и подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Разумкова С. В
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconРабочая программа по литературе в 8 классе учителя русского языка...
Заместитель директора по увр мбоу «Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа»
Урок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пичурина Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №887


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск