Скачать 96.52 Kb.
|
Пичурина Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №887. Урок русского языка в 9 классе с использованием компьютерных технологий по теме: «Придаточное изъяснительное». Урок «Придаточное изъяснительное» проводится в 9 классе, где курс русского языка изучается по программе М.Т.Баранова для общеобразовательных классов (учебник под ред. Бархударова). Данный урок второй, заключительный, по теме «Придаточное изъяснительное» и седьмой в курсе «Сложноподчиненные предложения». На предыдущих занятиях в классе проводилась следующая работа: - знакомство со структурными особенностями СПП, - нахождение главного и придаточного предложений, - составление схем, - знакомство с придаточным определительным, - различение союзов и союзных слов, - знакомство со всеми видами подчинения, - знакомство с придаточным изъяснительным. Тема урока: «Придаточное изъяснительное». Цели урока: - продолжить знакомство со структурными особенностями СПП с при- даточными изъяснительными, - продолжить работу над закреплением навыков расстановки запятых в предложениях с несколькими придаточными, - научиться отличать придаточное изъяснительное от определитель- ного ( если они присоединяются относительным местоимением что). - закрепить навык работы с разными видами связи в СПП, умение составлять схемы предложений, - отработать навык нахождения и узнавания придаточных изъясни- тельных, присоединяющихся при помощи частицы ли. Задачи урока: Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяс- нительном, Развивающая- научить детей сравнивать, анализировать, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных. Воспитывающая - каждое предложение, предлагаемое для разбора, содержит в себе какую-либо воспитывающую мысль; предложения срезовой работы взяты из художествен- ных текстов, с которыми ребята знакомились на уроках литературы. Тип урока - комбинированный ( обобщение и систематизация, твор- ческое применение знаний, контроль знаний). Форма проведения урока – с компьютерной поддержкой. Продолжительность – 40 минут. Оборудование урока: - стенд с информацией по структуре СПП с придаточными определи- тельным и изъяснительным, - компьютер, - проектор, - экран, - презентация в среде «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку. Ход урока. Вступительное слово учителя: Ребята! Наш сегодняшний урок я хочу назвать так: «Сравниваем, углубляем, закрепляем». Мне очень нравится это название, так как мы с вами продолжим разговор о придаточных изъяснительных, сравним особенности построения данных придаточных с придаточными определительными, поработаем со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными и проведем самостоятельную работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. В добрый путь! Учитель: На прошлом уроке в качестве домашней работы вы получили не только упражнение из учебника, но и карточку с несколькими заданиями. Выполнение этих заданий мы проверим. ( Детям были предложены три разноуровневых задания, поэтому вызываю к доске трех учеников, таким образом экономлю время и получаю возможность опросить большее количество учащихся. Пока дети готовятся к ответу у доски, работаю с классом ). Учитель: Расскажите все, что вы знаете о придаточном изъяснительном, его строении, особенностях. Что общего и каковы отличия у придаточных определительных и изъяснительных? ( Один из стендов кабинета содержит информацию о придаточных определительных и изъяснительных, поэтому прошу отвечающего ученика воспользоваться предложенным наглядным материалом. Ответ учащегося в случае необходимости корректируем таким образом, чтобы дети вспомнили о частице ли в придаточном изъяснительном и двойной роли слова что: это очень важно для выполнения последующих заданий, так как с этого этапа урока планируется работа со слайдами). Учитель: Ребята, а ведь действительно интересно, что кроме союзов и союзных слов в изъяснительном придаточном работает частица ли. Как вы считаете, достаточно ли у нее сил для такой серьезной работы? ( На экран выводится слайд №1, который позволяет сделать вывод, что использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, так как частица ли тоже выполняет роль союза. Ребята должны исправить стилистические ошибки и записать в тетрадях одно из предложений). Слайд № 1. ( На экране)
Учитель: Слово что, ребята, будет встречаться в разных видах придаточных предложений, и вы знаете, как подчас сложно отличить союз что от союзного слова что. ( На экран выводится слайд № 2., который предлагает вниманию учащихся две пары предложений. Ребята должны определить: - в каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? - какое придаточное присоединяется с помощью что, определительное или изъяснительное?) Слайд № 2. (На экране)
После работы со слайдом № 2 приступаем к проверке домашней работы. (Три задания, которые учащиеся выполняли дома представлены ниже. Можно вызвать трех человек к доске.)
Разбирая первое задание, обращаем внимание детей на следующие особенности строения предложения: - употребление частицы ли, - употребление слова что (определяем часть речи), - использование союзного слова какое в изъяснительном придаточном, - разные виды подчинения.
Второе и третье задания даются в качестве повторения и подготовки к устному экзамену по русскому языку. Учитель: Мы с вами повторили очень обширный материал по изъяснительным и определительным придаточным, а теперь для закрепления знаний выполним следующие задания.( На экран выводится слайд № 3.) Слайд № 3.
Выполнение данного задания проверяется устно. Слайд № 4.
Слайд выведен на экран. Учитель читает задание. Учащиеся переписывают предложение в тетради. Учитель просит прочитать предложение со знаками препинания, если знаки верны, то для проверки предлагается слад № 5. Слайд № 5.
После проверки знаков препинания один ученик определяет вид придаточных и составляет схему (на доске). Остальные учащиеся проделывают работу в тетрадях. Слайд № 6.
Со слайдом № 7 работаем после проверки знаков препинания (см.слайд № 5) Слайд № 7.
! Дальнейший ход урока зависит от уровня подготовки класса по данной теме. Можно продолжить отработку синтаксического разбора сложноподчиненных предложений, можно провести срез знаний. Предлагаю оба варианта. Вариант № 1. Записать предложения, выполнить синтаксический разбор, составить схемы. Я, конечно, понял, что окончилось детство, что теперь я должен трудиться и что труд мой не будет похож на те спокойные дни, которые я проводил у себя дома. Я сочувствовал его горю и переживал, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не понимали друг друга. Долее всех живут такие произведения искусства, которые во всей полноте передают то, что было самого истинного и существенного в эпохе. Вариант № 2. Срезовая работа. Урок получается достаточно насыщенным, поэтому текст срезовой работы раздаю на заранее подготовленных и размноженных листках. Предложения располагаю по возрастанию уровня сложности. Чтобы осуществить дифференцированный подход в оценке знаний и умений учащихся, перед раздачей оговариваю критерий оценки: «5» - за правильное выполнение всей работы, «4» - за правильное выполнение любых пяти предложений, «3» - за правильное выполнение любых четырех предложений. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
Для желающих проверить себя предлагаю дополнительное задание на отдельную оценку. Составьте предложение по данной схеме: х ┌───┐ х ┌───────────────┐ [.......СУЩ.,( КОТОРЫЙ),…ГЛ.] , ( ЧТО), ( ЧТО) и ( ЛИ ). После проведения срезовой работы предлагаю ребятам проверить себя. Предложения, которые вызвали трудности, можно проанализировать всем классом. На экран выводятся слайды № 8 ,9, которые воспроизводят текст срезовой работы. Слайд № 8.
Слайд № 9.
Заключительный этап урока. Домашнее задание: 7, Упр.58, 59 ( 2 часть ). |