Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия





Скачать 93.66 Kb.
НазваниеТема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия
Дата публикации04.10.2013
Размер93.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс)

Тип занятия: комбинированный.

Цели занятия:

Воспитательные:

-познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере художественного произведения, в частности, повести В.Г .Распутина «Живи и помни»;

-способствовать воспитанию нравственности, патриотизма, интереса к истории своей страны, активной жизненной позиции, формированию правильного морального облика.

Образовательные:

-дать представление о личности и творчестве писателя-современника В.Г. Распутина;

-познакомить с повестью «Живи и помни»;

-способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-философских проблем его произведений на примере повести «Живи и помни»;

-сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и интеллектуального развития в процессе чтения и проблемной дискуссии;

-навыков устной связной речи и культуры речи;

-выразительного чтения, внимания и памяти;

-развития письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы изучения: вступительное слово учителя, индивидуальные задания и сообщения учащихся, обращение к иллюстративному материалу ,разные виды пересказа эпизодов, постановка аналитических вопросов, выразительное чтение эпизодов, коллективная групповая работа по составлению схем и обобщений.

Учебная литература:

Бережная И.Д. Литература 9-11 классы Уроки-исследования «Учитель»2008 Волгоград В.Г. Распутин «Живи и помни» Москва «Молодая гвардия « ПСС т. 1; 1994г. Литература в школе 9; 2005 г. Литература в школе 7;2007г.

Наглядно - иллюстративный материал: портрет писателя, иллюстрации к произведению, презентация, конспект занятия, кадры из фильма «Живи и помни» интересные высказывания автора, найденные при прочтении текста повести «Живи и помни».

Учащиеся должны: иметь представление о писателе В. Г. Распутине, проблематике произведения «Живи и помни», о Великой Отечественной войне и ее отражении в литературе; знать творческий путь В. Г. Распутина, текст повести «Живи и помни»; уметь комментировать фрагменты, отвечать на проблемные вопросы, высказывать свою точку зрения, сопоставлять текст повести с произведениями классики, составлять схемы ответа и делать обобщения.

Ход урока:

1 этап. Оргмомент. Постановка целей работы учащимися. Тема урока: «Нравственные проблемы «Живи и помни» В.Г. Распутина в контексте русской классики». Эпиграф: »Сладко жить… Страшно жить … Стыдно жить … Нечем жить…» ( «Живи и помни».)

2 этап. Вступительное слово учителя.

Мы почти изучили курс литературы 2 половины 19 века, познакомились с творчеством великих классиков, пытались понять идейную направленность нашей литературы, размышляли о долге, чести. Ведь мы учимся на уроках литературы правильно строить отношения, правильно жить, что невозможно осуществить без законов нравственности. Классическая литература помогает нам стать духовными. А духовность, как известно,- свойство души, состоящее в преобладании нравственных интересов над материальными. Нравственность и духовность - отличительные черты нашей литературы? Что мы знаем об одном из самых лучших писателей современности, которого по праву называют «совестью нашей эпохи»? Что вообще являет собой наша сегодняшняя духовность и как влияет на ее формирование круг нашего чтения? Замахнулись, не правда ли?

Итак, В.Г. Распутин и нравственные проблемы «Живи и помни» в контексте русской классики. Попробуем справиться?

Кроме чтения текста, класс по группам получил задание:

1. Приготовить презентацию по теме «В.Г. Распутин как писатель и человек». Составить примерную схему ответа.

2. Путь Андрея Гуськова. Проблема преступления и нравственного наказания и проблема духовного и животного начал в жизни человека. Выяснение причин гибели. Составление опорной схемы ответа.

3. Путь Настены. Место женщины в семье. Проблема нравственности и духовности. Выяснение причин гибели. Составление опорной схемы ответа.

4. Внутренние связи «Живи и помни» с произведениями русской классики. Прямое подражание или внутреннее сходство нравственной психологии? Составление опорной схемы ответа.

Примерные вехи сопоставления: эпоха, проблемы, нравственная сущность героев, художественное своеобразие.

3этап. Выступления учащихся1,2,3.4 групп.

Презентация 1 группы учащихся с показом слайдов. Составление схемы-рисунка.

Примерный материал:

В.Г. Распутин родился 15 марта 1937года в селе Уст – Уда Иркутской области на берегу Ангары. У отца на пароходе срезали казенную сумку с деньгами. Отца посадили, мать с тремя детьми осталась выживать. О детстве В. Г. Распутина мы читали в автобиографическом произведении «Уроки французского». В1954 году, блестяще сдав экзамены, стал студентом Иркутского филологического института, закончил в 1959году. В 1967 был принят в Союз писателей. Литературе и своему родному краю посвятил жизнь. 1970- «Последний срок»- о связи матери с детьми , которых судьба разбросала по разным местам. 1976год- «Прощание с Матерой»-рассказ о затоплении деревеньки в период строительства ГЭС. 1974год-«Живи и помни». «Пожар»-1986год. Последние произведения-«Дочь Ивана ,мать Ивана», «Ангел над небом ночным». В.Г. Распутин. Нельзя объять необъятное, но мы попытаемся.

Представление схемы-рисунка учащимися. (Фото прилагается). c:\users\главный\desktop\dsc02204.jpge:\семинар молодых специалистов\img_6103.jpge:\семинар молодых специалистов\img_6100.jpg
Учитель: Повесть «Живи и помни» написана в 1974 году. Вот как автор вспоминает об истории создания повести. Сначала было просто впечатление. Через деревню вели страшного человека, пойманного в лесу. Это был дезертир. И однажды мелькнула мысль: « Как бы к такому человеку отнеслась жена?» Ответ на этот вопрос связан с осмыслением двух ключевых проблем (каких?)-проблемы преступления и нравственного наказания и проблемы соотношения духовного и животного начал в жизни человека (на доске). Именно это соотношение определяет ценность человека, его судьбу. Запись в тетрадь с доски. Потрясающее произведение о войне и о ценностях человеческих, помогающее нам понять, почему русские все –таки выиграли войну, открывающее завесу над тем, в чем наша православная особая духовность.

Учитель читает текст: «В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары , случилась пропажа : исчез хорошей работы топор Михеича . Тема нашей повести. (Ответы детей.) Война , люди шли защищать Отечество, ушел и Андрей Гуськов. Поразительная история человеческих судеб. Мы вместе с Настеной и Андреем. Слушаем их историю.

Выступление 2 группы. История Андрея Гуськова от 1 лица, подготовленная учащимся.

Примерное содержание.

До войны жил, как все, работал, имел семью, свою деревню ,избу, никогда не думая о будущем. Был мобилизован на фронт.

Воевал, среди разведчиков считался надежным товарищем, брали с собой в пару, чтобы подстраховать друг друга, воевал, как все: не лучше .не хуже. Ребята ценили за силушку. Когда же стал виден конец войне, не одно сердце просило передышки, но не было ее, хоть и на исходе были силы. Страшно становилось от мысли ,что не можешь дожить до победы.

Перед концом войны оказался в госпитале, не выдержал, не поехал после госпиталя в часть. Поскитался по Иркутску, сожительствовал с немой женщиной и вернулся в родные места. Никому не мог открыться. Обнаружила меня Настена. Помогала мне. Ей приходилось врать, изворачиваться. Одно меня обрадовало: известие о беременности жены, не было у нас детей до войны, значит, не зря я вернулся. Так и жил я, как волк, даже выть, как он, научился./Фрагмент фильма./ Совсем мне лихо стало, одичал я, Когда праздновали 1 Мая, убил я теленка чужого и не чувствовал ничего./Фрагмент фильма./ Просила меня Настена открыться, не слышал я ее. /Текст/. О Победе узнал в лесу, но не изменилось ничего.

Примерные вопросы, которые задают учащиеся.

1.Почему дезертировали?

2. Думали ли вы о том, на что обрекаете семью?

3. Можно ли ваш поступок назвать преступлением?
Продолжение работы учащихся 2 группы со схемой-рисунком «Путь Андрея Гуськова, проблема преступления и нравственного наказания. Причины гибели». (Фото прилагается).






СТРАХ-ПРЕДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСТУПЛЕНИЕ –ГИБЕЛЬ ДУШИ,

Выступление з группы… « История Настены. Место женщины в семье и обществе, проблема верности, любви и духовности. Причины гибели». Рассказ ведется от лица Настены - учащейся 10а класса.

С малых лет мечтала я о счастье, недоедала, росла сиротой. «Семейная жизнь казалась мне по- хозяйски надежной, но и работной, а в отношениях с мужем - веселой и легкой..» Работать мне приходилось много, свекровь меня бездетную не жаловала. А войну и вовсе не до себя было. Все бабенки маялись, чем деток кормить да как самой не упасть. Свекор меня поддерживал, потом одолел расспросами, как про Андрея стал догадываться, да не сказала я ему ничего. Когда Андрей вернулся, не могла я ни с кем поделиться. Известно, « муж да жена одна сатана». Текст: « А что? Конечно, лучше ничего не слышать, не видеть, не знать, не болеть, не страдать-ой как хорошо, как спокойно! А куда я себя дену, если я – вот она… Ты уж меня от себя не отделяй, не надо… Раз ты виноват, то и я с тобой вместе. Вместе будем отвечать. Ты согласился на меня, какая я есть… Я не могла родить, ты меня не выгнал. А кто интересно мне позволит от тебя отъединиться. Врать мне приходилось, обманывать, душа изболелась за мужа да за дитя нерожденное. После Победы совсем лихо мне стало, извелась я. Не могла с людьми находиться рядом, свекровь из дома выгнала, когда узнала, что беременная я, приходилось у подруги квартировать, подозревать меня стали. Не могла я терпеть больше. Кинулась я мужа предупреждать, что искать его станут. Выследили меня.» (/Фрагмент фильма «Гибель Настены»/). Текст :»Бабы не дали похоронить ее вместе с рядовыми самоубийцами. И предали земле среди своих. «/Молитва Пресвятой Богородице: «Царице моя преблагая моя Богородице, Сподручнице грешных, прибежище сирых и странных предстатильнице, скорбящих радостей , обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зрише мою скорбь, помози мне яко немощну, окорми мя яко странно…/» (Музыкальная запись).

Примерные вопросы Настене, которые задают ученики.

Любили ли вы мужа?

Почему не ушли в тайгу с мужем?

Вы не чувствуете вины за погибшего ребенка?

Могли ли вы предать мужа?

Продолжение работы группы – представление схемы –рисунка» «Путь Настены. Проблема любви и верности, ценности судьбы человека». Возвращение к эпиграфу : « Сладко жить … Стыдно жить… Страшно жить … Нечем жить». Соотношение духовного и животного начал. (Фото прилагается).e:\семинар молодых специалистов\img_6106.jpg

e:\семинар молодых специалистов\img_6109.jpg


c:\users\главный\desktop\dsc02202.jpg

ДОЛГ – ЧЕСТЬ-ЛЮБОВЬ – СЕМЬЯ – ВЕРНОСТЬ.

Учитель подводит итог. Возвращение к эпиграфу. Почему «Сладко жить, стыдно жить, когда страшно жить? Какие нравственные ориентиры определяет В. Г. Распутин? Почему Соня спасла Раскольникова , а Настена нет? ( Ответы детей). Добавление учителя: Соне помогла вера , а Настене нет. Почему? Может быть, мы отыщем ответ? В одно стоит верить точно, что основа жизни человека – духовность.(Возвращение к записям на доске.) Что такое духовность?

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность

Братство.

А есть еще : совесть и честь.

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

Духовность - главная черта классической литературы. Сопоставим произведение В.Г. Распутина с ранее прочитанными произведениями.

Представление схемы – ответа 4 группы. «Живи и помни» в контексте русской классики. Прямое подражание или внутреннее единство? (Фото прилагается ).
e:\семинар молодых специалистов\img_6112.jpgc:\users\главный\desktop\dsc02203.jpg


e:\семинар молодых специалистов\img_6113.jpg

4 этап. Заключение учителя. Параллель с произведениями классики просматривается при первом прочтении. Тема «преступления и наказания» («Как ножом отрезал себя от людей»). Автор ничего не говорит о судьбе Андрея в финале романа. Почему? У него нет будущего. Андрей обречен, мы не видим, что совесть его мучит. Раскольников покаялся, Андрей нет. Почему? Может быть утрачена православная вера? Бог отказался от людей? … Настена и Соня. Почему Соня спасает Раскольникова, а Настена нет? Соня спасает, потому что верит в Бога. Она предлагает покаяться и получить прощение. Почему этого не делает Настена? Она убивает ребенка, не может жить среди людей. Но ведь и люди не очень – то помогли ей. Что - духовность потеряна? Как жить? Соня и Раскольников у реки возрождаются для новой жизни. Катерина Кабанова погибает в реке, Настена тонет в Ангаре. Как жить? Почему В. Распутина называют «совестью нашей эпохи»? (Ответы учеников). В чем видят классики долг человеческий и гражданский ? ( Ответы учеников.) Подражает ли Распутин классикам или речь идет о внутреннем единстве психологии героев? Что открыли мы, читая книгу Распутина? Живи и помни о чем? Этот вопрос был темой нашего размышления дома. Поделимся своими мыслями друг с другом. ( Дети меняются заранее на отдельно написанном листочке в форме сердца друг с другом и читают мини- сочинения на тему «Живи и помни о чем?»).

Учитель: Что хотелось бы добавить? Выставление отметок. Индивидуальная оценка лучших ответов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconУрок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни»
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В....
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconУрок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина "
Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Нравственный закон, которым держится жизнь (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconУрока Тема учебного занятия
Введение. Судьба России в ΧΧ веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы ΧΧ века
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Образ русской женщины в контексте нравственно-философских исканий В. Г. Распутина 1960-х годов»
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconТема урока Тип урока
Познаомить уч-ся с личностью Л. Н. Толстого, с историей создания автобиографической повести
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconУрока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный...
Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы,...
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconКонспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные...
Тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconТематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика...
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой...
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconТема урока Кол-во
«праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека. Художественные открытия русских писателей 18 – 19...
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Тема открытого урока: «Нравственные проблемы повести В. Г. Распутина «Живи и помни» в контексте русской классики». (10 класс) Тип занятия iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск