Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 41.45 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.03.2014
Размер41.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Открытый урок учителя

русского языка и литературы

МБОУ лицей №1 п. Нахабино

СИРОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Тема:

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение народных представлений, поверий в повести «Ночь перед Рождеством». Работа над первой частью повести. Пейзаж Рождественской ночи.

Цели урока: научить понимать и характеризовать роль и структуру описаний природы в

художественном тексте, выявлять приёмы создания характеров героев,

видеть соотношение волшебного и реалистического.

Знания на уроке: повторение понятий повесть, повествователь, рассказчик, пейзаж.

Словарная работа: поверье, предание.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Повесть - один из видов (жанров) эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведётся повествование.

Поверье – идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Пояснения к повести.

Буряк – свекла.

Буханец – небольшой хлеб.

Галушки – клёцки.

Жупан – род кафтана.

Каганец – род светильника.

Кобза – музыкальный инструмент.

Люлька – трубка.

Макитра – горшок, в котором трут мак.

Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо.

Пампушки – кушанье из теста.

Плахта – нижняя одежда женщины.

Рушник – утиральник.

Свитка род полукафтанья.

Сластёны – пышки.

Хутор – небольшая деревушка.

Хустка – платок носовой.

Ход урока.

Слово учителя.

Имя молодого писателя Н.В.Гоголя стало широко известным в 1831 – 1832 годы после выхода в свет двух частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обе части состоят из восьми повестей- совершенно новое явление в литературе.

Со страниц этих повестей повеяло дыханием подлинной народной жизни. Все эти произведения основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине.

Вопрос: Что такое повесть?

Вопрос: Что мы называем поверьем? (учащиеся дают свои ответы, затем проверяют себя по записям на доске).

Вопрос: Какие представления о прошлом отразились в народном календаре? (Рождество, Масленица, Яблочный Спас и т.д.)

Вопрос: Как связан интерес Н.В.Гоголя к народным поверьям, легендам с его сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

Ответ: Детство Н.В.Гоголя прошло в Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась его любовь к фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. В повести «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор.

Учитель: Все повести в книге написаны от имени старого пасечника Рудого Панька живым, ярким, весёлым языком, наполнены лукавой иронией, забавными разговорными оборотами.

Повторить понятие «рассказчик»

Вопрос: В каких произведениях вы уже сталкивались с этим понятием?

Учитель: «Ночь перед Рождеством» своим названием настраивает нас на то, что в повести должны происходить не совсем обычные события.

Вопрос: Какие забавы молодёжи накануне Рождества описывает Н.В.Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»?

Вопрос: Чем же особенна ночь перед Рождеством? (ребята высказывают своё мнение).

Учитель: это ночь накануне величайшего христианского праздника Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – чёрт, ведьма ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить своё зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма на метле и чёрт.

Чёрт – в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало (в образе человека с рогами, копытами и хвостом)

Ведьма (в сказках, народных поверьях злая волшебница).

Задание: найдите строки, где автор описывает чёрта, ведьму. Прочитайте.

Вопрос: похожи ли они на сказочных персонажей? Где вы уже встречались с ними?

Вопрос: зачем чёрт украл месяц с неба? Как ему удалось это сделать? Почему он так зол на кузнеца? Найдите в тексте эпизод. Прочитайте.

Просмотр этого эпизода из фильма «Ночь перед Рождеством».

Вопрос: Смешно ли вам было, когда вы читали?

Ученики: делятся впечатлениями.

Учитель: Месяц горячий и поэтому чёрт, кривляясь и дуя, перебрасывает его из одной руки в другую. Автор описывает кражу месяца с юмором, поэтому мы улыбаемся и нам кажется, то ли это реальность, то ли фантастика. Может, это только наваждение подгулявшего волостного писаря.

Вопрос: Что такое юмор? Юмор – весёлый, доброжелательный смех. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого.

Сценка: Вакула и чёрт.

Учитель: Итак, ночь перед Рождеством наступила.

Задание: Прочитайте начало повести, где дан пейзаж до слов «… и вместе с дымом…»

(Определить понятие «пейзаж», записать в тетради)

Задание: Выделите в каждом предложении этого отрывка подлежащие и сказуемые.

Вопрос: Какой приём использует автор в описании? (олицетворение).

Вопрос: Какую роль играет этот пейзаж в дальнейшем развитии действия повести?

Ответ: описания природы создают поэтический настрой повести и являются своеобразной рамкой, объединяющей все действия и отдельные эпизоды. Природа в восприятии героев и автора в повести одушевлена. Она является связующим звеном между миром реальности и миром сказки.

Обобщающий вопрос: с помощью каких приёмов автору удалось так ярко, выразительно представить нам ночь перед Рождеством? (народные предания, сказочные персонажи (чёрт, ведьма), юмор, пейзажи, пословицы).

Д/з 1. Найти по тексту описания природы.

2 .Подготовить рассказ о героях. (Казак Чуб, Оксана, мать кузнеца Вакулы)

3. План каждой части.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск