Скачать 195.46 Kb.
|
Федор Михайлович Достоевский УРОК 101. «Человек, который весь борьба»1. Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например: Мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения. Поведение Раскольникова после убийства. Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны. Встреча Раскольникова с Мармеладовым. Вопрос для обсуждения в классе. Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам? Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе — это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора? Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать. Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского). Вопросы для обсуждения Почему был закономерен приход Достоевского в общество петрашевцев? Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя? Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы? Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург. Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома». Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге? «Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить. Чтение заключительных страниц из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых» даст ответ на вопросы: Какой путь изменения предлагает Достоевский? Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.) Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите: Каково основное направление его творчества? Как оно меняется в 70—80-е годы? «Бедные люди» — 1845—1846 годы. «Записки из мертвого дома» — 1861—1862 годы. «Униженные и оскорбленные» — 1861 год. «Преступление и наказание» — 1866 год. «Идиот» — 1868 год. «Бесы» — 1870 год. (Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.) УРОК 102. «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом. Кто же является героем романа? (Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все, враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить человека от этого мира.) Как же показан этот мир, символом которого является Петербург? Работа проводится в группах: 1-я группа. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа. Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. 2-я группа. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя. Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа — города-призрака. 3-я группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями. И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. 4-я группа. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». (Ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница». У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц. УРОКИ 103—104. «Я — дитя века». История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский». Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!» Вопросы для обсуждения
Развитие замысла:
Как в романе «Преступление к наказание» соединились прежние замыслы? Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время? Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.
Как он появляется в романе? Какое впечатление вызывает у окружающих? Как видит его Раскольников? Внешность Мармеладова. Речь Мармеладова. Рассказ Мармеладова о своей семье. Судьба Сонечки. Как появляется в романе Екатерина Ивановна? Рассказ о ее судьбе (прошлое). Внешность Екатерины Ивановны. Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны. Кто виноват в судьбе героев? Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!» Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.
Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? Отношения между членами семьи. Рассказ о матери Раскольникова. Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова. Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным? Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.
Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром? На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям? Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников? Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее? УРОКИ 105—106. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта Урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь. Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Следует обратить внимание учащихся на: говорящую фамилию героя; часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»; нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Вопросы для обсуждения
Вывод. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 году Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба за существование». В пьесе — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение. УРОК 107. «Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение: убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»; взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь; на эти деньги сделать много хороших дел. В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?
Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится? Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова? Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
В связи с чем появляется он в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова? Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
В чем сложность и противоречивость этого образа? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.) Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.) Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)? Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)? Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. УРОК 108. «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой в романе В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая ложна.
Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Анализ 1-й сцены (ч. 4, гл. 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель. Раскольников — Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Анализ 2-й сцены (ч. 5, гл. 4) Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Раскольников начинает с проверки своей теории:
Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу». Индивидуальное задание. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. УРОК 109. «Их воскресила любовь». Эпилог романа Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ «Эпилога» 2-й части, так как: это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории; это воплощение Достоевским библейской темы смирения. «Смирись, гордый человек!»; это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло. Основные вопросы урока:
УРОКИ 110—111. «В первый раз человека увидала». Урок внеклассного чтения. Обзор романа Достоевского «Идиот» Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот». Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем. Две редакции: 1-я — князь-бунтарь. 2-я — «тихие» черти. Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос. Черты Дон Кихота: Смешной, невпопад действующий рыцарь. Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет. Черты Иисуса Христа: Внешность, поведение (не от мира сего). Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность). Страдание, страдальческое — высший повод для уважения. Лишен плотского начала. Произносит проповеди. Вопросы и задания для обсуждения
Дон Кихот → мир → его высмеяли Иисус Христос → мир → его распяли Князь Мышкин → мир → сходит с ума
Вывод. Главные проблемы романа — это: Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека. Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности. Эгоизм и самопожертвование. Жизненное призвание человека. Страдание и протест. В романе изображены «все глубины души человеческой». УРОКИ 112—113. Классное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» |