Скачать 42.2 Kb.
|
Для того, чтобы урок имел здоровьесберегающую направленность необходимо соблюдение нескольких правил: -проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-экскурсии и т.д.; -соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока: - плотность урока не менее 60%, но не более 80%. - число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительностью не более 10 минут - число видов преподавания не более 3, с чередованием не позже, чем через 15 минут - наличие эмоциональных разрядок, благоприятный психологический климат на урок - поза чередуется в соответствии с видами работы. Учитель постоянно следит за правильной посадкой учащихся. - 2-3 физминутки за урок, состоящие из 3 легких упражнений, повторяющихся 3-5 раз. На своих уроках я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы. 1. Комплекс упражнений « Мы - спортсмены». - Мы плаваем (махи руками вперед, назад.) - Мы - штангисты (ноги на ширине плеч, наклоны, имитируем поднятие штанги). - Мы – бегуны (имитируем ходьбу и бег на месте). - Мы – боксеры (руки в кулак, имитируем удары с резким выдохом). 2. Физические упражнения для формирования правильной осанки. - «Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх, ходить на месте. -« Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем. - «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню. - «Ворота». Встать спиной друг к другу, поднять вверх руки и взять соседа за руки. Сделать шаг вперед, спину прогнуть назад. 3. Упражнения для укрепления « мышечного корсета». Эти упражнения применяются с целью развития силы и выносливости мышечных групп, обеспечивают функцию прямостояния. Выполнять их нужно медленно, руки полусогнуты. - пальцы сжаты в кулаки, поднимаем руки до уровня плеч. - пальцы сжаты в кулак, руки поднимаем над головой, тыльные стороны руки соприкасаются, опускаем вниз. - наклоняем туловище чуть вперед, руки полусогнуты, разводим их в стороны, лопатки «сходятся». - руки перед собой, сжаты в кулаки. Делаем круговые движения назад, руки разводим за спиной. 4. Упражнения для глаз (И.В. Чупаха). - движение зрачков влево, вправо, вверх, вниз. - крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. - массаж век, бровей, области вокруг глаз кончиками пальцев. - созерцание точки на расстоянии 5 метров в течение 10-15 секунд. - сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо - посмотреть на правый локоть, влево- на левый. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх- следить за пальцами, руки опустить, выдох. - гимнастика для глаз с использованием зрительного тренажера 5. Релаксационные упражнения для мимики лица. - сморщить лоб, поднять брови ( удивиться). - нахмуриться, расслабить брови (рассердиться) - расширить глаза ( страх, ужас) - расширить ноздри ( вдыхаем запах) - зажмуриться ( ужас) - поднять верхнюю губу, сморщить нос ( презрение) - оскалить зубы, ослабить щеки и рот ( улыбка) 6. Упражнения для профилактики плоскостопия. - перекаты с пятки на носок. - ходьба на носках, на пятках. - ходьба на внешней и внутренней стороне стопы. Все эти упражнения желательно выполнять босиком. 7. Упражнения, способствующие выработке правильного дыхания. - вдох через рот, выдох через нос ( и наоборот). - быстрый вдох, медленный выдох. - медленный вдох, выдох толчками. - на одном выдохе произнести звуки: ж, ж ; з , з ; р, р;с,с. - «свеча» плавно дуть на пламя свечи, как бы положив его. - «задуй свечу» резкий выдох. - на вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая паузы. - произнести скороговорку, считалку на одном дыхании. Для смены позы на уроке, я в своей практике использую не только физминутки. Очень хорошо помогают конторки (методика Базарного). На любом этапе урока, уставший ребенок может постоять в течение 10 минут. При этом он продолжает работать с классом. Учитель может сам определить, кого «отправить» за конторку, также сам ученик может попросить разрешения встать туда. Мне очень близки педагогические заповеди А.В.Хуторского, которыми я руководствуюсь в своей работе. 1. Прими все, что есть в ребенке. 2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв положительные и отрицательные проявления ребенка. 3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую, всегда учись сам. 4. Ищи истину вместе с ребенком. 5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Пусть тебе подражают дети в твоем восторге. Через подражание придет истинное чувство. 6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя педагогическая. Помоги ученику прийти к верному решению. 7. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Список литературы: 1. А.Гин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-пресс. Москва 2002г. 2.А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Москва. Владос. 2000 г. 3. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. Москва. Вако. 2004 г. |