Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова





Скачать 161.6 Kb.
НазваниеКонспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова
Дата публикации20.10.2013
Размер161.6 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Сопоставительный анализ


«Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И.Крылова.




Третьяк Наталья Владимировна









Место работы: Курганская область, село Белозерское, МКОУ «Белозерская СОШ»






Должность: Учитель начальных классов









Предмет: Литературное чтение









Класс: 3









Тема: Сопоставительный анализ

«Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И.Крылова.










Базовый учебник: Литературное чтение, Чуракова Н.А.







  1. Цель урока:

Обобщение знаний о жанре литературы - басне

9. Задачи:

- обучающие:

1.Продолжить знакомство с художественным жанром – басней.

2. Формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.

-развивающие:

1.Развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь.

-воспитательные:

1. Воспитание нравственных качеств через понимание морали басни, культуры речи, положительных черт характера.

  1. Тип урока:

Изучение нового

  1. Формы работы учащихся:

Групповая, парная, фронтальная

  1. Необходимое техническое оборудование:

1) Компьютер (с RW DVD Rom)

2) Мультимедийный проектор

3) Портреты Эзопа и Крылова

4) Карточки для парной работы
5) Выставка книг

6) Схема поиска информации

Структура и ход урока




Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент. Мотивация.

№1

Понятие «Былина»

Урок начинается с использования приёма «Словесное поощрение».

Желает детям удачи и успехов на уроке.

Желают друг другу удачи.

1



11

Открытие темы, актуализация знаний.



№2

Портреты и иллюстрации книг Крылова и Эзопа

1.Работа с выставкой книг

-Внимательно исследуйте выставку книг. Есть ли тут «лишняя» книга?
Докажите, свой ответ.

-Сделайте вывод.

-Итак, кто же догадался, какая тема урока?

-Сегодня на уроке мы продолжим работу с баснями, познакомимся с баснями Эзопа «Лисица и виноград и «Лисица и виноград» И.А.Крылова (Слайд №1), сравним их, вы будете читателями, исследователями, будем узнавать новое, думать, рассуждать, сравнивать, анализировать.

-А как вы думаете, они одинаковые или разные? Вот сейчас мы посмотрим, правы вы или нет.



Исследуют выставку книг, на которой представлены несколько басен и одна былина, выделяют «лишнюю».

Обсуждают разные варианты и делают вывод, что «лишняя» книга-былины. Один ученик находит понятие и признаки былины в интернет-энциклопедии
Высказывают предположения о теме урока.

Дети делаю прогноз

2-3

III.

Работа над новым материалом.

1). Знакомство с басней Эзопа «Лисица и виноград»




№3

Понятие «лоза» №4

Понятие «гроздь»

Учитель нацеливает детей на самостоятельную исследовательскую работу (Слайд №2):

-- Сейчас вы будете самостоятельно исследовать басню Эзопа, по схеме поиска информации пометьте непонятные слова.

Постарайтесь объяснить их смысл, посоветовавшись с товарищем.

На доске вопрос, для тех, кто быстро справится с заданием: «Доказать, что это басня!»



Самостоятельная работа. Ученики исследуют басню в учебнике по схеме поиска информации, отмечают непонятные слова. Работая в парах, пытаются объяснить их смысл.

Дополнительно отвечают на вопрос:

--«Басня ли это»?

Один ученик находит объяснение слов «лоза, гроздья» в интернет-энциклопедии.


20
















2) Проверка работы. Словарная работа.




--Какие слова вам не понятны?

-- Как понимаете слово «лоза»?

-- А гроздья? Послушайте, что говорит об этих словах интернет-энциклопедия.

--Что значит, «винить обстоятельства»?
--Удалось ли ей попробовать виноград? Почему? Как она про него сказала, зачитать?

--Кого обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
--Где мораль, найдите! Как вы ее поняли?

--Как написана басня?


Ученики отвечают на вопросы учителя и объясняют смысл слов и выражений. Зачитывают ответы из энциклопедии.
Высказывают свои предположения, разъясняют, доказывают.
Работают с текстом учебника, пытаются найти мораль, объяснить ее
Предполагают, что в прозе




3)Работа в парах (карточки для каждой пары).





(Слайд №3)

--А сейчас работа для юных исследователей!: Задание «А»

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами винили обстоятельства? Расскажите.

Задание «Б»

Можешь придумать свою мораль к этой басне? Попробуй!

Работают в парах по карточкам с выбором заданий «А» или «Б»






4)Проверка работы в парах




--Итак, посмотрим, как же поработали наши исследователи.

Обобщение. Как видите, занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные, служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.


Пары представляют ответы на те задания, которые они выбрали: рассказывают о случаях из жизни, когда сами винили обстоятельства или свою мораль.




5). Знакомство с басней И. Крылова «Лисица и виноград».


5

Запись басни И.А.Крылова в исполнении Александра Клюквина

--Прослушаем запись басни И.А.Крылова в исполнении Александра Клюквина.

-Какие впечатления у вас возникнут?


Прослушивают запись басни с сайта интернета

Высказывают свои впечатления




6) Словарная работа.




- Давайте объясним трудные слова.


Объясняют слова, значение которых непонятны




7) Сравнительный анализ басен в сочетании с выборочным чтением





--А басни похожи?

Давайте их сравним! Прочитайте басню самостоятельно, задание:

–Сравните, какую басню вам было интереснее читать: написанную прозой или стихами? Почему?

--Какая из басен помогает лучше представить виноградные кисти?

Давайте разберемся.

--Найдите описание, каким лиса увидела виноград в басне Эзопа?

--А у Крылова? Какое выразительное средство языка использовано?

--Какая из басен более ярко описывает внешний вид лисы, ее поведение?

--Можно определить характер лисы? Докажите!

--Где выразительнее речь лисицы? Как она говорит про ягоды?


Обобщение. Действительно, в басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда.


Перечитывают и сравнивают обе басни, выделяют общее и отличия
Объясняют какую басню им было интереснее читать

Работают выборочно с текстами басен, отыскивают описание винограда, объясняют, какое выразительное средство использовал Крылов. Доказывают, какая басня ярче описывает внешний вид, речь, поведение лисы, подтверждают свои ответы словами текста. Доказывают, что можно определить характер лисы.









--Исследуйте еще раз текст и найдите пословицу в тексте басни Крылова.

---Как вы её понимаете?

--Может ли она послужить моралью? Да, хоть и находится в середине!

-Так, значит - это басня?

-Проблема:- А мораль Эзопа может быть моралью у Крылова?

Найдите и сравните!

-Значит, что есть в баснях Крылова и Эзопа?

-А чем отличаются?

Обобщение. Басни Эзопа и Крылова имеют много общего, сюжет похож, мораль, высмеивают поступки не зависимо от времени написания басни!


Исследуют текст и находят пословицу («Видит око, да зуб неймет»), объясняют ее смысл.

Коллективно обсуждают проблему.

Сравнивают басни и находят общее: (сюжет, мораль, герои)




8) Отработка выразительного чтения





--Вам понравилось, как читал Александр Клюквин?

--Давайте поработаем над выразительностью.

-Метод «Мозгового штурма» Слайд № 4,5

Выберите со слайда как читать басни.

-Как и какие строки будем читать?


--Прочитайте басню, стремясь передать все переживания лисицы.



Высказывают свои мнения.

Выбирают со слайда: серьезно и поучительно у Эзопа, шутливо, с восхищением, остроумно, с разочарованием и досадой - у Крылова.

Работают над выразительностью

Анализируют какие строчки будут как читать.

Тренируются в выразительном чтении басен

5 мин

9) Проверка работы. Игра «Выступление на радио».





Обобщение

-Получилось передать настроение лисицы? У кого ярче это получилось? Молодцы, постарались передать настроение, поведение, характер лисы.


Выразительное чтение басен по 2 человека.


2-3 мин

10) Работа с Картинной галереей. Зал 3.



6

Иллюстрации к басне художника Валентина Серова
№7

Биография В.Серова



-Работаем с картинной галереей. Рассмотрите иллюстрацию к этой басне.
-Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко?

-Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду? А видно ли, что она будет делать дальше?



Находят в учебнике в разделе «Зал 3» иллюстрацию Валентина Серова к басне, рассматривают и отвечают на вопросы.

Один ученик находит на сайте произведения В.Серова и

готовит по ним экскурсию

Второй ученик в детской интернет- «Энциклопедии от А до Я » находит биографию Крылова и сообщает новые сведения





3

11) Творческая работа в группах





Слайд №6

Задание по выбору:

«А»-сочинить басню.

«Б»-продолжить: Медведь ловил рыбу. Вдруг подошла к нему лиса и говорит….

Пользуйтесь подсказкой автора!

Чтобы сочинить басню, нужны:

  1. Герои - животные.

  2. Сюжет (жизненная ситуация).

  3. Мораль.




Дети работают в группах, выбирают понравившееся задание и выполняют

5

IV

Рефлексия.




Я вами довольна. А вы собой?

Вы - молодцы! Были исследователями, читателями, много наблюдали, сравнивали, исследовали.


Дети оценивают себя и своих товарищей

0,5

V

Домашнее задание.





Творческое задание на выбор:

А--наизусть

Б-- сочинить свою басню

В--- закончите групповую работу ( для этого распределите роли и: кто будет рисовать иллюстрации, записывать).

Урок окончен!



Записывают задание

0,5

Приложение к плану-конспекту урока

Тема: Сопоставительный анализ

«Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И.Крылова.
Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Понятие «Былина»

текстовый


Текстовый документ


http://ru.wikipedia.org

2

Портреты и иллюстрации книг Крылова и Эзопа

иллюстративный

Презентация


http://www.proshkolu.ru/user/natalya3396/file/3270710/


3

Понятие «лоза»

текстовый


Текстовый документ


http://ru.wiktionary.org/wiki/лоза


4

Понятие «Гроздь»

текстовый


Текстовый документ


http://ru.wiktionary.org/wiki


5

Запись басни И.А.Крылова в исполнении Александра Клюквина

иллюстративный

Аудиозапись

http://www.detochki.su/index.php

6

Иллюстрации к басне художника Валентина Серова

иллюстративный

Картинная галерея

http://vserov.ru/risunok4.php


7

Биография В.Серова

справочный

Текстовый документ.

http://murzim.ru/jenciklopedii/detskaja-jenciklopedija-ot-a-do-ja/7497-serov-valentin-aleksandrovich-18651911.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconОбразовательная система «Школа 2100»
И. Крылов. Басни: («Лисица и виноград», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Кот и повар», «Кукушка и петух», «Волк...
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconГазеты и журналы. Старший читальный зал. 2013 год. Виноград /православный. 18+ «Виноград»
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова...
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект урока «Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И. А. Крылов «Ворона...
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова»
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект урока и. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня...
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» с целью научить учащихся выразительно её читать
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconТема: Иван Крылов"Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории
Цели: организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект урока внеклассного чтения
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выразительное чтение басен И. А. Крылова по ролям («Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»)
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект урока По русскому языку в 9 классе
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение урока: Басни Эзопа и Крылова имеют много общего. И. А. Крылов, взяв за основу басни Эзопа, создаёт свои, неповторимые,...
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Становление и развитие личности обучаемого, его познавательных способностей в процессе изучения басни Крылова “Ворона и Лисица” с...
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconКонспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconУрок подготовила: учитель начальных классов
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Конспект урока тема: Сопоставительный анализ «Лисица и виноград» Эзопа и «Лисица и виноград» И. Крылова iconСовершенствование традиционных форм обучения и использование новых...
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск