Скачать 56.51 Kb.
|
Русский язык Конспект урока По русскому языку в 9 классе «Сложноподчинённые предложения в баснях И.А.Крылова». Урок разработала Учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ гимназии №1 Комарова Ольга Юрьевна. Образовательные цели: - обобщить и расширить представления о сложноподчиненных предложениях; - углубить умение находить сложноподчинённые предложения в художественных текстах; - повторить литературоведческие термины: рассказ, аллегория. Развивающие цели: - научить работать с дополнительной литературой; - формировать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать вывод. Воспитательные цели: - формировать умение видеть эстетическую сторону текста; - побудить интерес к жанру басня. Оборудование: Зрительный ряд: Портрет И.А.Крылова Иллюстрации к басням «Ларчик», «Волк и лисица», Лебедь, щука и рак». Раздаточный материал: Печатные тексты басен И.А.Крылова. Методы и формы работы: Проблемно-поисковый, самостоятельная учебная работа, наглядный метод, беседа, слово учителя. Эпиграф урока: Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского. В. Г. Белинский ХОД УРОКА
- Сегодня на уроке мы с вами обобщим полученные знания по теме «Сложноподчинённые предложения». Для этого мы с вами должны будем вспомнить характеристику сложноподчинённых предложений, виды придаточных, постараемся восстановить в памяти план разбора сложноподчинённых предложений и средства связи придаточного предложения с главным. III. Обратимся к творчеству Ивана Андреевича Крылова, который вошёл в русскую литературу как баснописец. - Вспомните, какие басни И.А.Крылова вам известны? ( Да, правильно. А знаете ли вы, что Крылов написал более 200 басен). - Как вы думаете, что привлекает читателей в баснях? ( Богатство, точность, искрометность русского языка. Басни учат нас правильно пользоваться языком, его богатством). Эту мысль подчёркивает и В.Г.Белинский. Прочитаем эпиграф, запишем его в тетрадь. IV. - А теперь обратимся к басням и постараемся найти в них сложноподчинённые предложения. Вспомните признаки сложноподчинённых предложений. (Одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом). Таким образом, Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного. Мы знаем, что по смысловому значению придаточные предложения делятся на три группы. (Учащимся раздаются карточки. Они должны по характеристике ответить на вопрос: о каком виде придаточных идёт речь?) ПРИЛОЖЕНИЕ 1. V. Вот именно такие синтаксические контрасты использовал И.А.Крылов в баснях. - Скажите, что такое «басня» и из каких элементов она состоит? Словарная работа: БАСНЯ – рассказ, имеющий иносказательный смысл. Рассказ, аллегория, мораль. VI. Итак, обратимся к басне «Ларчик». Прочитайте. Найдите мораль. Какой смысл вложен в эту мораль? Запишите сложноподчинённое предложение. Докажите, что оно является сложноподчинённым. Определите вид придаточного предложения. Начертите схему. Вспомните, по какой схеме определяется вид придаточного предложения.
- Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только За дело просто взяться. (Сложноподчинённое предложение с придаточным места). VII. А теперь прочитаем следующую басню «Раздел». Выделим мораль. А здесь какое нравоучение? - В делах, которые гораздо поважнее, Нередко от того погибель всем бывает, Что чем бы общую беду встречать дружней, Всяк споры затевает о выгоде своей. (Сложноподчинённое предложение с придаточными определительным и уступительным). VIII. И следующая страничка. Басня «Волк и лисица». Из скольких сложных предложений состоит мораль в этой басне? (2) Работ по вариантам. 1 вариант Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. (Придаточное изъяснительное) 2 вариант Мы этой басней поясним, Что истина сноснее вполоткрыта (Придаточное изъяснительное) - Нам встретилось в обоих предложениях слово «что» в первом предложении это союзное слово, а во втором – союз. А кто из вас помнит, какая разница между союзным словом и союзом? (Союзное слово является самостоятельной частью речи, членом предложения, его можно заменить другим союзным словом, на него падает логическое ударение.) IX. И, наконец, последняя наша страничка – басня «Лебедь, щука и рак». Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт… (Сложноподчинённое предложение с придаточным условным) X. – С какими видами придаточных предложений мы встретились, читая басни И.А.Крылова? Как вы думаете, какую роль играют сложноподчинённые предложения в баснях И.А.Крылова? (Использование сложных синтаксических конструкций помогает Ивану Андреевичу Крылову донести мораль до читателей, и все это благодаря сложноподчинённым предложениям, умению использовать их в речи.) - А теперь вы продолжите сложноподчинённые предложения, в которых объясните, для чего нужно, на ваш взгляд, изучать сложноподчинённые предложения. Используйте следующие начала предложений:
ИТОГ Какой вывод из урока можете сделать? (Изучать сложноподчинённые предложения необходимо, так как они используются в устной и письменной речи, они придают тексту точность и выразительность). И не зря в начале урока мы записали слова В.Г.Белинского. Они тоже представляют сложноподчинённое предложение. Домашнее задание: сделать синтаксический разбор предложения, взятого в роли эпиграфа. Приложение Карточка №1 По характеристике предложения назовите вид придаточного. Придаточное предложение относится к члену главного предложения, выраженному именем существительным, присоединяется к главному предложению с помощью союзных слов. Карточка №2 По характеристике предложения назовите вид придаточного. Придаточное предложение относится к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения. Присоединяется к главному предложению союзом, союзным словом или частицей ли. Карточка №3 По характеристике предложения назовите вид придаточного. Придаточные отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды, что и обстоятельства. Присоединяются союзами к главному предложению, и только немногие из них присоединяются союзными словами. |
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения | Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала | ||
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,... Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | Конспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе... Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе | ||
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар | Конспект урока по русскому языку в 4 классе Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Что значит писать и говорить на тему? Цель урока: возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы | Конспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: «Русский алфавит» Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом | ||
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание... Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | План-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация... | ||
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова Цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»;... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов... |