Конспект урока По русскому языку в 9 классе





Скачать 56.51 Kb.
НазваниеКонспект урока По русскому языку в 9 классе
Дата публикации25.09.2013
Размер56.51 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Русский язык

Конспект урока

По русскому языку в 9 классе

«Сложноподчинённые предложения в баснях И.А.Крылова».

Урок разработала

Учитель русского языка

и литературы

высшей категории

МБОУ гимназии №1

Комарова Ольга Юрьевна.

Образовательные цели:

- обобщить и расширить представления о сложноподчиненных предложениях;

- углубить умение находить сложноподчинённые предложения в художественных текстах;

- повторить литературоведческие термины: рассказ, аллегория.

Развивающие цели:

- научить работать с дополнительной литературой;

- формировать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать вывод.

Воспитательные цели:

- формировать умение видеть эстетическую сторону текста;

- побудить интерес к жанру басня.

Оборудование:

Зрительный ряд:

Портрет И.А.Крылова

Иллюстрации к басням «Ларчик», «Волк и лисица», Лебедь, щука и рак».

Раздаточный материал:

Печатные тексты басен И.А.Крылова.

Методы и формы работы:

Проблемно-поисковый, самостоятельная учебная работа, наглядный метод, беседа, слово учителя.

Эпиграф урока: Слава Крылова всё будет расти и

пышнее расцветать до тех пор,

пока не умолкнет звучный и

богатый язык в устах великого и

могучего народа русского.

В. Г. Белинский

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя

- Сегодня на уроке мы с вами обобщим полученные знания по теме «Сложноподчинённые предложения». Для этого мы с вами должны будем вспомнить характеристику сложноподчинённых предложений, виды придаточных, постараемся восстановить в памяти план разбора сложноподчинённых предложений и средства связи придаточного предложения с главным.

III. Обратимся к творчеству Ивана Андреевича Крылова, который вошёл в русскую литературу как баснописец.

- Вспомните, какие басни И.А.Крылова вам известны? ( Да, правильно. А знаете ли вы, что Крылов написал более 200 басен).

- Как вы думаете, что привлекает читателей в баснях? ( Богатство, точность, искрометность русского языка. Басни учат нас правильно пользоваться языком, его богатством). Эту мысль подчёркивает и В.Г.Белинский. Прочитаем эпиграф, запишем его в тетрадь.

IV. - А теперь обратимся к басням и постараемся найти в них сложноподчинённые предложения. Вспомните признаки сложноподчинённых предложений. (Одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом).

Таким образом, Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного. Мы знаем, что по смысловому значению придаточные предложения делятся на три группы. (Учащимся раздаются карточки. Они должны по характеристике ответить на вопрос: о каком виде придаточных идёт речь?) ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

V. Вот именно такие синтаксические контрасты использовал И.А.Крылов в баснях.

- Скажите, что такое «басня» и из каких элементов она состоит?

Словарная работа:

БАСНЯ – рассказ, имеющий иносказательный смысл.

Рассказ, аллегория, мораль.

VI. Итак, обратимся к басне «Ларчик». Прочитайте. Найдите мораль. Какой смысл вложен в эту мораль? Запишите сложноподчинённое предложение. Докажите, что оно является сложноподчинённым. Определите вид придаточного предложения. Начертите схему. Вспомните, по какой схеме определяется вид придаточного предложения.

  1. К чему относится?

  2. На какой вопрос отвечает?

  3. Чем присоединяется?

  4. Вид придаточного.

- Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только

За дело просто взяться. (Сложноподчинённое предложение с придаточным места).

VII. А теперь прочитаем следующую басню «Раздел». Выделим мораль. А здесь какое нравоучение?

- В делах, которые гораздо поважнее,

Нередко от того погибель всем бывает,

Что чем бы общую беду встречать дружней,

Всяк споры затевает о выгоде своей. (Сложноподчинённое предложение с придаточными определительным и уступительным).

VIII. И следующая страничка. Басня «Волк и лисица». Из скольких сложных предложений состоит мораль в этой басне? (2)

Работ по вариантам.

1 вариант Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим. (Придаточное изъяснительное)

2 вариант Мы этой басней поясним,

Что истина сноснее вполоткрыта (Придаточное изъяснительное)

- Нам встретилось в обоих предложениях слово «что» в первом предложении это союзное слово, а во втором – союз. А кто из вас помнит, какая разница между союзным словом и союзом? (Союзное слово является самостоятельной частью речи, членом предложения, его можно заменить другим союзным словом, на него падает логическое ударение.)

IX. И, наконец, последняя наша страничка – басня «Лебедь, щука и рак».

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт… (Сложноподчинённое предложение с придаточным условным)

X. – С какими видами придаточных предложений мы встретились, читая басни И.А.Крылова? Как вы думаете, какую роль играют сложноподчинённые предложения в баснях И.А.Крылова? (Использование сложных синтаксических конструкций помогает Ивану Андреевичу Крылову донести мораль до читателей, и все это благодаря сложноподчинённым предложениям, умению использовать их в речи.)

- А теперь вы продолжите сложноподчинённые предложения, в которых объясните, для чего нужно, на ваш взгляд, изучать сложноподчинённые предложения. Используйте следующие начала предложений:

  1. Изучать сложноподчинённые предложения нужно для того, чтобы…

  2. Мне нравится изучать сложноподчиненные предложения, потому что…

ИТОГ

Какой вывод из урока можете сделать? (Изучать сложноподчинённые предложения необходимо, так как они используются в устной и письменной речи, они придают тексту точность и выразительность). И не зря в начале урока мы записали слова В.Г.Белинского. Они тоже представляют сложноподчинённое предложение.

Домашнее задание: сделать синтаксический разбор предложения, взятого в роли эпиграфа.

Приложение

Карточка №1

По характеристике предложения назовите вид придаточного.

Придаточное предложение относится к члену главного предложения, выраженному именем существительным, присоединяется к главному предложению с помощью союзных слов.

Карточка №2

По характеристике предложения назовите вид придаточного.

Придаточное предложение относится к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения. Присоединяется к главному предложению союзом, союзным словом или частицей ли.

Карточка №3

По характеристике предложения назовите вид придаточного.

Придаточные отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды, что и обстоятельства. Присоединяются союзами к главному предложению, и только немногие из них присоединяются союзными словами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,...
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Что значит писать и говорить на тему?
Цель урока: возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: «Русский алфавит»
Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconПлан-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока
Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация...
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова
Цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»;...
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Конспект урока По русскому языку в 9 классе iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск