Скачать 60.69 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ржаницкая средняя общеобразовательная школа Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)" Подготовила Фомченкова Т.Г., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории 2013 Тема урока: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)" Цель урока: - познакомить учащихся с правилом правописания суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-). Задачи: Образовательные: - формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), - научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами; Развивающие: - способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-); - продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями; -развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение. Воспитательные: - способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету. Оборудование: Опорная табличка «Виды глагола»; табличка «Критерии оценки»; алгоритм применения правила и памятка анализа ответа товарища в справочниках учащихся; карточки с упражнениями; контрольные карточки для самопроверки. Ход урока
*Образовать однокоренные слова с корнем – един- (единица, единство, объединить, единственный… ). Составить устно простое предложение со словом единство, объединить. (Сила коллектива в его единстве.) * Какие части слова служат для образования новых слов? * Какая приставка поможет нам завершить действие? УЧИЛ – ВЫУЧИЛ? Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок? умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ. Как называются такие глаголы? (возвратные)
Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил, затеял, возненавидел, обидел.
* какими общими грамматическими признаками объединены слова? (время, вид, число, род)
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? ДОКЛАД?ВАТЬ КОМАНД?ВАТЬ НАСТА?ВАТЬ ГОР?ВАТЬ
Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)"(Слайд 1). - Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3). Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4). Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5). - Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов? Составление инструкции для применения правила (Слайд 6). V. Применение алгоритма. - «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7). - Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных). - Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку. VI. Грамматическая сказка. Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8). Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9). Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е. - Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило. VII. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму (Слайд 10). - Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться. VIII. Работа с карточками. Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословица каждому ученику). - Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает. - Враг хотел пировать, а пришлось горевать. - Кто не умеет выполнять, не должен приказывать. - Всякий трус любит о храбрости беседовать. - Новых друзей наживай, а старых не теряй. Физкультминутка (1,5 мин.) Руки кверху подними, А потом их опусти, А теперь их разверни, И к себе скорей прижми, Плечами поводи, Головою покрути, А потом быстрей,быстрей Хлопай, хлопай веселей. Вновь за парту ты садись, С увлечением учись! X.Тестирование или словарный диктант. (Слайды 13, 14; Приложение 2). Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16). - Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов. XI. Дополнительный материал. Смотреть – рассмАтривать (смотр) Умолчать – умАлчивать (молча) - Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне. Ослабеваю – ослабеть Повелеваю - повелеть В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл. НСВ обр. с пом. суф. -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики. XI. Домашнее задание (на карточках). Карточка 1. От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму. Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие Карточка 2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обвинять – Копить - Печалиться - Молчать – Карточка 3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Торжественно идти – Покрывать лаком – Быть шефом – Принимать участие – Проводить расследование – Дать совет - |
Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала | Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Автор-составитель План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина... Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения) | План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова Цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»;... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского... Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно... | Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием... ... | ||
Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | Конспект открытого урока по русскому языку в 3-а классе. Тема: «Часть речи прилагательное» Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные карточки к рефлексии, карточки с заданиями, учебники,... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета | Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | ||
Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.... М. М. Разумовской. В данную рабочую программу введен региональный компонент на основе Региональной программы по обучению русскому... | Конспект открытого урока по английскому языку в 4-м классе по теме «The Degrees of Comparison» Цель урока: ознакомление и первичное закрепление образования степеней сравнения многосложных прилагательных |