План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова





Скачать 178.63 Kb.
НазваниеПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова
Дата публикации19.11.2014
Размер178.63 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
МОУ Абдулловская средняя общеобразовательная школа

План-конспект

открытого урока по 

русскому языку в 10 классе.


Исследование одного слова.

Урок провела

учитель русского языка 

и литературы Шигапова Ч.Н.



2013г


Урок-исследование одного слова.


Цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»; способствовать формированию интереса к слову и языку в целом. 


Предварительные упражнения.




  1. Выставление «оценок» словам.


Суть данного упражнение состоит в том, что учащимся предлагается несколько синонимичных рядов слов, например: белокурый, белобрысый, золотоволосый, златовласый, блондин; лицо, рожа, морда, лик, харя; нос, рубильник, носяра, шнобель и др. В каждом ряду учащиеся выставляют словам оценки по пятибалльной системе и обосновывают свою оценку. Это упражнение основано на идее «психологического магнита» в нашем сознании.



  1. Определите, каков фоно семантический ореол следующих звуковых единств (какую смысловую информацию они несут в себе): вробар, лювинь, бабыруга, нимиала и др.


  2. Сконструируйте звуковую оболочку, чтобы слово соответствовало следующим признакам: было мягким, круглым, нежным, ласковым, светлым.


  3. Запишите ассоциативный ряд к словам: дом, школа, экзамен, звонок, чтение, музыка, окно,  ручка и т.д. Объясните, какая взаимосвязь возникает между данным словом и слово- ассоциацией.


  4. Отметьте данные слова (цветок, усы, пчела, мёд, шакал, заяц, оценка, дневник, луг, река, лето, осень и т.д.). Следующими характеристиками:


слово приятно

неприятно

безразлично




  1. Проведите лингвистические эксперименты: можно сказать Русь деревяннаяРусь белокаменная, а можно ли сказать Русь из стекла и бетонастальная Русь? У Есенина Русь чаще всего голубая, а можно представить Русь коричневуюфиолетовую, чёрную? Почему цветовая гамма прилагательных ограниченна? Ответ аргументируйте.


Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы.


  1. Есть ли у вас любимое слово? Назовите его.


  2. А любимая книга у вас есть? вид спорта? цвет? певец? Песня?


(учащиеся называют то, что они любят)




  1. Оказывается, всё в окружающем нас мире делится на любимое нами и не любимое. Всё, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слова как нечто естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам и потому, что мы ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов. На нашем уроке мы познакомимся поближе с одним из слов, которое для меня является дорогим и близким. Это слово… впрочем, какое слово, я скажу чуть позже. А пока представим его себе. Как вы думаете, слово, которое звучит как [дарогъ], какое оно: мягкое или твёрдое?... лёгкое или тяжёлое?...мужественное или женственное?...округлое или угловатое?...тёмное или светлое?...звонкое или приглушённое?...храброе или трусливое?



Итак, большинство считает, что говорить мы будем о слове достаточно твёрдом, тяжёлом и мужественном, угловатом и тёмном, звонком и храбром. Это слово – дорога.
Работа с лексическим значением слова.


  1. Как вы понимаете значение этого слова? 


(ученики дают свои варианты ответов).




  1. Давайте зачитаем словарную статью из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова:


Дорога – 1) узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения; 2) место, по которому надо пройти или проехать, путь следования; 3) путешествие, пребывание в пути; средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь (перен.)




  1. А как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначными)


  2. А каково грамматические значение слова дорога? (сущ., ж.р., 1 скл, И.п., ед.ч.)


  3. Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте. Давайте определим, в каких значениях употребляется слово дорога в следующих отрывках:


1.

Человечество- в дороге.

Дорогое баловство.

Может, это – от здоровья.

Может, и не от него…

Суетливо, бестолково,-

Кто? зачем? за что? когда?

От нашествия такого

Сладко стонут города.

/Ф.Васильев/

2.

А на дороге-

Грязь из-под колёс.

И вдоль дороги-

Мокрые бурьяны.

И даже пихту

Довели до слёз

Холодные осенние туманы.

/Р.Рождественский/

3.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

/А.Пушкин/

4.

Вышел в дорогу,

И- вольному воля,

Должен вспахать ты

Целинное поле,

Где человека нога не ступала.

Шаг твой – заветной дороги начало.


- Составьте свои примеры и объясните, в каком значении употребляется слово дорога в ваших предложениях или словосочетаниях (отрывках из художественных произведений).

III. Выясните этимологии слова. Исследовательская работа.

Дорога- драга (ст.слав. «дорога», «долина»);

- драга ( слав. «канава», «лощина», «ущелье», «теснина»);

- дор (общеслав. «расчищенное место»)


1. Проведите исследование, основанное на сопоставлении языковых фактов. Сделайте вывод, с каким словом, по вашему мнению, следует сопоставлять слово дорога, какое из данных слов было далёким «прародителем» сегодняшней дороги

(уч-ся высказывают мнение, учитель подводит итог исследованию).

2. Л.Успенский в книге «Слово о словах» отмечает, что слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и до сих пор в некоторых славянских языках. «Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «дорам» - лесистым просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины – дороги».

А.В.Волина в книге «Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь» отмечает, что дорогой мог быть назван проход, выкорчеванный в лесу, просека, расчистка (где выкорчеваны, выдраны деревья) или же просто лесная тропа.

Работа по подбору однокоренных слов.


  1. Подберите однокоренные слова к существительному дорога. 


Дорога – дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье, внедорожник и т.д.




  1. Объясните значение полученных слов, исходя из значения главного слова. 


  2. Мы видим, что значение полученных однокоренных слов (при всех их различиях) в чём-то сходны. Как в семье: дети в чём-то повторяют своих родителей, но во многом они другие. Давайте присмотримся повнимательней хотя бы к некоторым словам из большого семейства «родственников» слова дорога. Например, словодорожка. Перечислите основные значения:


- то же, что дорога;

- устроенная для ходьбы дорога в садах, парках;

- то же, что тропинка;

-специально устроенная дистанция для бега и т.п.;

- узкий длинный коврик, половик;

- узкая длинная скатерть или салфетка;

- специальная рыболовная снасть;

- узкое углубление, бороздка, полоска.



  1. Давайте запишем ряд словосочетаний со словом дорожка и посмотрим (отметим их знаком «+»), в каких из них возможна замена словом дорога: посыпанная песком дорожка, вышитая дорожка, беговая дорожка, разноцветная дорожка, рыболовная дорожка, тканая дорожка, взлётная дорожка, обледеневшая дорожка и т.п.


Получается удивительная вещь: слово дорожка чисто «внешне» отличается от исходного только крошечным суффиксом –к-, а «внутренне различия гораздо значительнее. У образованного нами слова – свой мир, своя жизнь, свой круг общения со словами.


Дополнительный материал.

Дорожник - в современном русском языке – специалист по строительству дорог, городских улиц; раньше (см. «Толковый словарь живого великорусского слова» В.И.Даля) – дорожный дневник, который ведут в пути; гостинец, привозимый с дороги; плотницкий инструмент рубанок.

Поскольку многие значения слова вышли из обихода, сейчас мы можем сказать: столичные дорожники, городские дорожники. Раньше, используя различные значения слова, можно было построить такие словосочетания: исписанный до корочки дорожник, записи в дорожнике, чёрствый дорожник, плотницкий дорожник, острый дорожник. А это означает, что с потерей даже одного значения слова уходит в небытие целый мир, и это невосполнимая утрата для языка.

Подорожник – сорная луговая, обычно придорожная трава; пирожок, закуска, взятая в дорогу (разг.); в словаре В.И.Даля: печенье, выпеченное перед отъездом кого-либо из дому; хлебное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места; подорожные грабители, разбойники.

О пирогах на дорогу мы читаем у В.Белова: «Пироги, выпеченные перед отъездом кого-либо из дому, назывались подорожниками, они и до сих пор имеют печальную репутацию. Сколько их было испечено на Руси, солдатских, студенческих и других подорожников, никто пока не считал, да и никому, наверное, и не счесть». Может быть, потому, что шла за пирогами дурная слава, значение слова и умерло?

Работа со словосочетаниями.


  1. Мы уже говорили с вами о том, что слово дорога сочетается не с любыми словами языка, а избирательно. Давайте поиграем в игру «Кто больше?».


(Задание даётся по рядам: 1-й ряд составляют словосочетания сущ.+прил.; 2-й ряд- сущ.+ сущ.; 3-й ряд- сущ.+гл.):

1 ряд: дорога – хорошая, плохая, новая, старая, широкая, узкая, прямая, ровная, извилистая, гладкая, ухабистая, мокрая, мощёная, асфальтированная, бетонная, просёлочная, окружная, горная и т.д.

2 ряд: дорога – в горы, в лес, вокруг дома, по городу и т.д.

3 ряд – идти по дороге, теряется в дороге, дорогу замело и т.д.

Подведя итог работы, делаем вывод, что 1-й ряд выиграл неслучайно, так как словосочетания прил.+сущ. В данном случае очень продуктивны и постоянно пополняются.



  1. А возможно ли употребить существительное дорога с глаголом забинтовать? ( В ответ дружное «Нет!»).



Тогда послушайте отрывок из стихотворения Я. Смелякова:

Я ходил напролом.

Я не слыл недотрогой.

Если ранят меня в справедливых боях,

Забинтуйте мне голову

Горной дорогой

И укройте меня

Одеялом в осенних цветах.

(Ребята вычленяют словосочетание забинтуйте голову (чем?) дорогой).


Я задала вам провокационный вопрос. Дело в том, что в контексте возможности слова расширяются – и невозможное становится возможным. Попробуем ещё раз? Можно ли составить словосочетание из слов болеть и дорога?

(Ученики теперь начеку, прежде чем ответить, они размышляют, «пробуя» слово на сочетаемость с другими. Часто без подсказки учителя они начинают перебирать значения не только исходного слова, но и глагола болеть и вспоминают, что можно болеть за команду, болеть музыкой, любовью и т.п. Своеобразным дополнением – иллюстрацией выступает в этом случае пример из стихотворения Л.Ошанина:

Дорогой дальней болен снова,

Уже я медлить не могу,

От дома, от всего родного

Я в одиночество бегу).

3. В русском языке есть необычное сочетания слов, которые мы называем устойчивыми, или фразеологическими оборотами. Давайте вспомним такие устойчивые сочетания слов, в которых употребляется слово дорога: 

-стоять поперёк дороги;

-скатертью дорога (дорожка);

-счастливой дороги;

- присядем на дорожку;

- сойтись на дороге;

- на дороге не валяется;

- не стой на дороге;

- туда ему и дорога;

- перейти (перебежать) дорогу;

-открыть дорогу;

- идти своей дорогой.


Дополнительный материал.

Можно остановиться на отдельных выражениях и рассказать о них более подробно. Особенно интересно в этом плане выражение скатертью дорога, которое сейчас чаще всего употребляется в негативном плане. Раньше это выражение имело положительный смысл и означало, что кому-то желают дороги гладкой, как стол (от дъскатерть – верхняя крыша стола).


Работа по подбору синонимов и антонимов. 


  1. Слова могут избирательно «относиться» друг к другу. Наверное, они могут дружить и ненавидеть. Скажите, можно ли назвать слово – врага (антоним – противоположное по смыслу) к слову дорога? (Бездорожье). А слова – друзья (синонимы) есть у него? (Путь, тропинка и т.д.)


  2. Как вы считаете, являются ли синонимами следующие слова:


Дорога – артерия- доступ?

(Ребята готовы к вопросам-провокациям, но, подумав, всё же приходят к выводу, что эти слова синонимами не являются, а подобраны они произвольно).

А можно ли сказать так: «Москву и Петербург соединила новая железнодорожная артерия?», «Я нашёл доступ к её сердцу?».

Можно ли заменить указанные слова существительным дорога? (Можно)

Следовательно, в определённых значениях в конкретных текстах данный синонимический ряд возможен – это контекстуальные синонимы.

Дополнительный материал.


Можно проводить работу с загадками, связанными со словом дорога: 

-по какой дороге полгода ездят да полгода ходят? (по реке)

- бык на дворе, а рога на реке (дорога со двора)

-батюшкина коня не удержишь, матушкину покромку не скатаешь (ветер и дорога)

-дорога ровна, везёт не корма, а только поворачивает (лодка).


Возможна работа по расшифровке пословиц и поговорок (определение их прямого и переносного смысла, а также значения слова дорога): 

-хлеб в дороге не тягость;

- в дорогу идти – пятеры лапти плести;

-самая лёгкая дорога та, которую уже прошёл;

- умный товарищ – половина дороги;

-красна дорога ездоками, а обед пирогами;

-кто едет скоро, тому в дороге не споро и т.д.

Материал для наблюдений и анализ.


Проанализируйте нюансы значений, необычные сравнения, метафоры и т.д.

(Работа может проводиться индивидуально, по микрогруппам, коллективно).



  1. Подумайте только, как много


Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!»

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

А вскоре наполнится новым

Значеньем привычное слово.

(В.Остен)



  1. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,


Как лили бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

(К.Симонов)



  1. Мы теперь уходим понемногу


В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

(С.Есенин)



  1. Я от чувств захлебнулась


В этом мире дорог,

Боль чужая коснулась,

Боль утрат и тревог.

Слово счастье мелькает

Так, как в бурю челнок,

Мелочь нас отвлекает,

Кто бы в этом помог.

Что же делать, скажите?

Как спасти белый свет?

- На листе покажите

Путь широкий, но нет…

И разводят руками

Лишь круги на воде.

Что же станется с нами,

Свет пречистый, ты где?

(Н.Шаталова)


5. На перекрёстке – сто дорог.

Выбор не на день – на долгий срок.

Время торопит – стоять нельзя.

Лишь бы в итоге сказать: «НЕ зря».

И вновь развилка. Как поступить?

Вопрос непростой: быть или не быть?

Дорога к себе поросла быльём

И в пламени ада сгораешь живьём.

И если поломка случилась, тогда

Мимо летят не машины – года.

Стою на обочине – боль в груди,

Сил наберусь – и опять в пути.

Только бы знать: впереди не тупик,

Выглянет солнце хотя бы на миг.

Дорога длинна. Вход закрыт в дома.

Мой путь – мой крест. 

Я должна сама.

(Л.Новикова)


6. Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

(Л.Татьяничева)


7. Дорога железом пробита в тайге,

Глубоким порезом на синей щеке.

Прошли по дороге сто тысяч катков,

Утюжа до камня дороги покров.

На ельник вчерашний, на бритый уклон 

Могильной плитою улёгся бетон…

(В.Назаров)

8. Эх, дороги

Пыль да туман.

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Снег ли, ветер,

Вспомним, друзья,

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

(Л.Ошанин)

Выполнение творческой работы.


(Работа может быть как классной, так и домашней).


Варианты заданий.




  1. Выберите одну из тем для сочинения-миниатюры: «Биография слова», «Рассказ о слове», «Моё любимое слово», «Мир слова», «Родилось слово» и т.д.


  2. Напишите работу в жанре эссе (расскажите о своих впечатлениях от работы со словами).


  3. Разработайте проект или напишите реферат по слову.


  4. Нарисуйте свой образ, своё понимание слова дорога. (нарисовать можно в прямом смысле и в переносном, т.е. словами)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconПлан урока по русскому языку во 2-ом классе Тема урока. Обозначение...
Цель урока Ознакомить с единообразным написанием форм одного и того же слова, выяснение необходимости проверки безударных гласных...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Автор-составитель
План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект открытого урока по русскому языку во 2»В» классе по теме...
Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconПлан-конспект урока по русскому языку в 1 классе тема «Перенос слов»
Образовательные: создать условия для формирования умения делить слова на слоги для переноса
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова....
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск