Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов. Составила учитель начальных классов: Скрыпник Галина Сергеевна.
Цели урока: Обучать школьников каллиграфическому правилу переноса слов; ознакомить со всеми случаями возможного переноса слов; развивать умение слышать и видеть в словах “опасные” места (орфограммы), память, мобильность и творческую самостоятельность школьников; соединяя игровую и обучающую формы деятельности прививать любовь к русскому языку, развивать культуру общения, ощущение взаимовыручки. Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала.
Планируемые результаты:
предметные: переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные: определять цель деятельности на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные: составлять алгоритм под руководством учителя; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Методы обучения: Проблемно - поисковый метод; технологии: учебная игра, базотметочное обучение, проблемное обучение, ММК.
Организация пространства: Работа индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные понятия: слог, ударение, однокоренные слова.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: учебник русского языка авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»), демонстрационная таблица, карточки с групповыми заданиями, тетради, презентация по теме урока.
Этапы урока
| Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Целеполагание и мотивация
| Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).
Регулятивные УУД (самоорганизация и организация своего рабочего места).
| Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, На уроке не зевать, А работать и писать.
- На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.)
Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат.)
Ваши головы хорошо…(думают.)
Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно.
| Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
| Чистописание
| Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций).
Личностные УУД (осознание своих эмоций, интереса к изучению русского языка).
Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану).
| 1.Рисование «бордюра».
Отгадайте, кто это:
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Конечно, это улитка.
Нарисуем улитку на строчке. 2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний.
- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова.
- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.
- Какую роль в словах играют буквы мягкий и твердый знак?
3. Чтение слов, их запись.
- Запишите слова, диктуя их по слогам. Подчеркните Ь и Ъ знак в словах.
Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
Обведите в зеленый овал то слово, в котором букв больше, чем звуков.
Обведите в синий овал слово, в котором звуков и букв поровну.
|
Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Ь, Ъ, Ы
Пишут слова с буквами «Ь « и «Ъ», проговаривая по слогам.
На доске слова: крот, сырок, яма.
| Актуализация знаний и фиксирование затруднения
| Личностные УУД (осознание учащимися компонентов деятельности и мотивов собственных действий) Познавательные УУД (актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний).
| Рассмотрите рисунок.
- Какие слова составили зверята? - Какое слово лишнее? - Запомните слова КОРОВА, СОБАКА.
- Послушайте сказку, почему слово собака пишется с буквой о.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». Любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела, чтобы она всегда была рядом с ней. - Ну, хорошо, сказали ей, будем писать тебя «бока».
- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! - обиделась бака.- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.
Так и до сих пор пишут.
(По О.Соболевой) Запишите эти словарные слова в тетрадь.
|
Корова, собака, мяч.
Мяч.
Записывают в тетради слова с комментированием.
| Выявление места и причины затруднения
| Познавательные УУД (активизация мыслительной деятельности через проблемное задание). Регулятивные УУД (определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя). Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений).
| - О каком сказочном герое эти слова? Уверенный в себе, хоть неумейка, И от природы он большой зазнайка, А ну-ка угадать его сумей-ка, Известен всем под именем … -Кто еще из героев сказки находится рядом с Незнайкой? И над каким вопросом он задумался? -Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?
-Как вы думаете: переносить слово нужно по правилам или так, как вам захочется? Что бы вы предложили?
Сообщение темы урока.
-Какова цель урока?
-Сегодня вы узнаете правила переноса. Потренируетесь в переносе слов. -Закончите предложения:
Хочу научиться…
Узнáем, как…
Необходимо понять…
Вместе разберёмся…
-Что значит перенести?
-Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово группа.
Фиксирую варианты переноса на доске.
-Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова!
-Задание было одно?
-Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? -Да, ребята, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.
|
Незнайка.
Мы перенесем это слово.
Обсуждаются различные варианты, выдвинутые детьми, выбирается оптимальный вариант. Дети предлагают варианты.
Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и предлагают варианты переноса.
Гру-ппа, груп-па, групп-а. Да.
Как переносить слова; правила переноса слов.
| Построение проекта выхода их затруднения
| Познавательные УУД (ориентирование в условных обозначениях) Регулятивные УУД (осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале) Коммуникативные УУД (участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом) Познавательные УУД (сравнение слов по нескольким основаниям: нахождение закономерностей; самостоятельное продолжение их по установленному правилу)
| - Сейчас вы будете работать в группах. В каждой группе надо выбрать ответственного за выполнение заданий. Какова его роль? -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
План работы такой:
1. Прочитай слова.
2. Обрати внимание на выделенные буквы.
3. Посмотри, где стоит знак переноса.
4. Сформулируй правило переноса слов. -Что должно получиться у каждой группы в результате работы? -Сколько правил у нас получится? -Слушаем результаты работы групп. 1-я группа, прочитайте слова хором, обращая внимание на перенос. -На что обратили внимание и какой сделали вывод? -Все согласны с выводом группы? - Слушаем вторую группу.
- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос. -На что обратили внимание и какой сделали вывод?
- Все согласны с выводом второй группы? -Слушаем третью группу.
- Прочитаем слова хором, обращая внимание на перенос. - На что обратили внимание и какой сделали вывод? -Все согласны?
-Сколько правил мы открыли? Проговорим их еще раз, пользуясь схемами-моделями. -Сравним наши правила с правилами учебника. Все ли мы сделали правильно? -Помогите Незнайке составить алгоритм: как вы будете действовать, если надо перенести слово. Я фиксирую на доске:
Читаю слово.
Делю на слоги.
Вспоминаю, какое правило подходит.
Записываю.
| Отслеживаю, чтобы каждый ребенок выражал свое мнение и работал по плану.
Правило переноса слова. Сколько групп, столько и правил.
Дети читают: ка-ран-даш, то-пор, мо-роз. Слово переносится по слогам. Одну букву на строке оставлять нельзя.
Показ задания. Все читают хором: кас-са, тон-на. Если есть две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.
Показ задания. Все читают хором: конь-ки, зай-ка, подъ-езд. Ъ, Ь и Й нельзя отделять от предыдущего слога. Проговаривают все правила, используя схемы-модели. Сравнивают с учебником (с. 37), делают вывод: мы открыли больше правил.
| Физкультминутка
| Личностные УУД (умение применять правила охраны своего здоровья)
| Звучит песня «В траве сидел кузнечик».
| Выполняют под музыку физические упражнения.
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Регулятивные УУД (проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности). Познавательные УУД (умение следовать образцу и правилу).
(выведение общего целого ряда слов на основе выделения существенной связи).
| Из предложенных Незнайкой слов: осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён выписать:
Мальчикам – слова, которые можно переносить.
Девочкам: слова, которые нельзя переносить. -Проверьте друг у друга, обменявшись тетрадями..
| Дети выполняют задание.
Применяют правила, опираясь на алгоритм, объясняют перенос.
| Включение в систему знаний и повторений
| Личностные УУД (формирование личного (эмоционального) отношения к содержанию пословицы). Познавательные УУД (использование простейших приемов анализа различных видов текстов, умение устанавливать аналогии).
| Упражнение 5, стр. 38.
-Прочитайте задание. С чем автор сравнивает весенние почки вербы? С чем еще их можно сравнить?
-Спишите последнее предложение. -Скажите, пришлось ли вам при записи этого предложения применить правило переноса слов?
|
С пальчиками. Дети записывают последнее предложение в тетрадь.
Да, пришлось.
| Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| Личностные УУД (оценивание разного вида деятельности на уроке).
Регулятивные УУД (Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей).
| - Какое открытие мы сегодня сделали? -Для чего нам понадобятся эти правила? -Что на сегодняшнем уроке показалось вам самым интересным? Закончите предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
| Выучили правило переноса слов.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке и организуется рефлексия и самооценка учениками своей собственной деятельности.
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего эмоционального состояния, впечатления от урока.
|
Запомни!
Переносить часть слова с одной строки на другую нужно по слогам:
мо-роз, кру-па, пря-ни-ки
При стечении согласных допускается часть из них оставлять на строке:
сес-тра сест-ра
Одну гласную нельзя переносить или оставлять на строчке:
Илья улей огонь
Эти слова нельзя переносить! |