Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа





Скачать 84.18 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа
Дата публикации21.09.2013
Размер84.18 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе.

Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к ГИА.

Цели: Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.

Развивающие: 1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности.

Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;

Тип урока: урок закрепление знаний, навыков и умений.

Форма работы: коллективная, индивидуальная;

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа); поисковый;

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений;

Оборудование: записи на доске, таблица, тестовые задания.

Ход урока:

  1. Оргмомент (3 минуты).

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого года, который встретится вам на экзамене. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте информацию.

2. Психологическая подготовка к изучению материала (5 минут).

- В 9 классе мы с вами изучаем сложные предложения: ССП и СПП. Вспомните, в чем отличие ССП от СПП?

(В ССП части предложения равнозначны; в СПП обязательно есть главная и подчинительная части).

- Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?

(ССЧ входит в состав предложения).

- Приведите примеры ССЧ. Как соотносятся между собой слова в ССЧ?

(В ССЧ слова могут находиться в равных значениях друг к другу, а также одно слово может подчиняться другому).

  1. Объяснение нового материала (12 минут).

- Сегодня нас интересуют ССЧ с подчинительной связью. Мы рассмотрим способы связи слов в ССЧ.

Запишите число и тему урока: «Способы подчинительной связи слов».

Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.

На доске написано 3 ССЧ: меткое выражение, владение речью, громко кричать . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.

Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.

1 ССЧ: Главное слово – «выражение». Оно выражено именем существительным. Какой частью речи выражено зависимое слово? (прилагательным).

2 ССЧ: главное слово –«владение». Оно также выражено именем существительным. Назовите часть речи зависимого слова? (существительное).

3 ССЧ: главное слово – «кричать» - глагол. Часть речи зависимого слова? (наречие).

Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.

- Итак, обратимся к нашей таблице (ученики заполняют таблицу, записывают информацию под диктовку учителя).


Способы подчинительной связи слов

согласование

управление

примыкание

Зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Зависимое неизменяемо слово (или форма слова) связывается с главным только по смыслу и интонационно.

зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд).

Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).

зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).


- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.


  1. Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:

    Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ
    Измените главное слово.

  2. Измените зависимое слово:


Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ


Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ



  1. Первичное закрепление материала (10 минут).

- Закрепим полученные знания. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).

1 задание: Летнее солнце, верить в успех, хотел сказать, участвовать в походе, третий дом, добросовестные труженики, интеллигентные люди, жить играючи, меткое выражение, помогать по-соседски, писал не торопясь, современное мировоззрение.

- Итак, в чем отличие способов подчинительной связи слов в ССЧ?

2 задание: Обратимся к карточкам №1. Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики работаю самостоятельно, затем задание проверяется коллективно):

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
- Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?

3 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене. (Каждый ученик получает индивидуальную карточку. В классе под диктовку разбирают только по три ССЧ из каждого задания. Оставшиеся ССЧ ученики самостоятельно разбирают дома).

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. бессонная ночь – ночь без сна

2. подземный переход – переход под землёй

3. алгебраическая задача – задача по алгебре

4. школьный портфель - портфель для школы

5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша

6. приморский парк - парк при море

7. клетчатый шарф – шарф в клетку

без предлога:

1. полковое знамя – знамя полка

2. солнечная энергия – энергия солнца

3. лесной запах – запах леса

4. учительский стол - стол учителя

5. конское ржание - ржание коня
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки – гречневая каша

2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

3. тропинка в гору - горная тропинка

4. человек без совести - бессовестный человек

5. вопрос по литературе - литературный вопрос

6. гостиница при вокзале - привокзальная гостиница

7. костюм в полоску – полосатый костюм

8. кусты сирени – сиреневые кусты

9. совет отца – отцовский совет

10. ком снега – снежный ком

11. судьба матери – материнская судьба

12.занятия музыкой – музыкальные занятия

13.собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака

14.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё

15.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень

16.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк

17.девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью

2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью

3. устало шагал – шагал с усталостью

4. осторожно слез – слез с осторожностью

5. спокойно делал – делал со спокойствием

6. беззаботно жил - жил без забот

7. бесшумно едет - едет без шума

8. бесстрашно бросился – бросился без страха

9. бездушно пел – пел без души
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой – тревожно говорил

2. ждал с напряжением – напряжённо ждал

3. охранял с заботой – заботливо охранял

4. глядел со смущением – смущённо глядел

5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал

6. отзывался с гордостью – гордо отзывался

7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал

8. плакал без звука - беззвучно плакал

9. поступил без жалости - безжалостно поступил


  1. Домашнее задание (2 минуты).

Дома определите способ связи слов в данных ССЧ.

  1. Подведение итогов (3 минуты).

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили информацию о способах связи слов в ССЧ. Перечислите способы связи слов в ССЧ? По каким признакам отличить эти способы связи?

Таким образом, цель нашего урока достигнута.

Все свободны. До свидания.
Карточка №1.

Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ:

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

Карточка №1.

Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ:

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

Карточка №1.

Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ:

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

Карточка №1.

Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ:

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

Карточка №1.

Из предложения выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ:

1.Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

2.Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

3.При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

Карточка №2.

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. бессонная ночь

2. подземный переход

3. алгебраическая задача

4. солнечная энергия

5. лесной запах

6. учительский стол

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)

1. каша из гречки

2. снаряд для спортсменов

3. тропинка в гору

4. человек без совести

5. кусты сирени

6. совет отца

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. жалостно посмотрел

2. смело спрыгнул

3. устало шагал

4. осторожно слез

5. спокойно делал

6. бесстрашно бросился

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

1. говорил с тревогой

2. ждал с напряжением

3. охранял с заботой

4. глядел со смущением

5. уезжал со спокойствием

6. отзывался с гордостью

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconМетодическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:...
Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы...
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по...
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание....
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании»
Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрок по теме «Виды связи слов в словосочетании»
Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconМетодическая разработка Русский язык и литература Деревнина Надежда...
«Способы связи слов в словосочетании с использованием технологии критического мышления» 8 класс
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрока по русскому языку в 5 классе Тема
Знать: что такое управление; какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетании
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconКонспект урока по русскому языку в первом классе. Тема
Цель: познакомить и практически закрепить перенос слов с ь, й, с удвоенной согласной; формировать умение переносить слова с учетом...
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconПлан-конспект урока по русскому языку в 1 классе тема «Перенос слов»
Образовательные: создать условия для формирования умения делить слова на слоги для переноса
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов...
...
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconУрок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:...
Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование...
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconКонспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы...
Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика, постоянно изменяется: одни слова постепенно...
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы связи слов в словосочетании. Подготовка к гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск