ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
1.ФИО Николаева Нина Николаевна 2.Место работы: МОУ Ореховская СОШ Галичского района Костромской области 3.Должность: учитель русского языка и литературы 4.Предмет: русский язык 5.Класс: 8 6.Тема и номер урока в теме: Синтаксические связи слов в словосочетаниях. 7.Базовый учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений
8.Цель урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов. 9.Задачи: - обучающие: научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи; закрепить понятия словосочетание, виды словосочетаний по главному слову. - развивающие: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций. - воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля. 10.Тип урока: изучение нового материала. 11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. 12.Необходимое техническое оборудование: традиционные: учебники, тетради, ручки; инновационные: магнитно-маркерная доска, компьютер, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.
13.Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
| 1
| Организационный момент
| .
| Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку.
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
| 0,5
| 2
| Сообщение темы урока, постановка целей.
|
| Сообщает тему урока, цели и задачи. - Сегодня на уроке русского языка мы будем изучать интересную и важную тему, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
| Слушают учителя. Записывают число, тему урока в тетради.
| 1,5
| 3
| Проверка домашнего задания.
|
| Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности.
| Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах. 1 ученик читает описание вечерней зари (упр.57, р.р.), делает вывод о роли разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла. 2 ученик выбирает сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты (упр.63).
| 4
| 4
| Повторение ранее изученного. Актуализация знаний.
| ФЦИОР модуль (5)
Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2. (1)
| Повторение понятия «словосочетание»
Даёт задание: прочитать запись. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… - Определите вид синтаксической единицы.
- Выпишите из данного предложения словосочетания. - Какие теоретические знания надо применить, для выполнения задания?
- Что не является словосочетанием?
- Чтобы выделить словосочетание в предложении, что нужно сделать?
Как в «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»?
Организует работу с ЭОР. Задание: «Какие из приведенных примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?» Контролирует выполнение данного задания.
2.Виды словосочетаний.
Задаёт вопрос: -По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют 3 вида словосочетаний. Назовите их.
Задание на доске: распределите словосочетания по главному слову: золотая осень, очень неожиданно, кленовый лист, идти лесом, слабо трепетали, невероятно долго.
|
Коллективная работа.
Читают запись, определяют, что это предложение.
Отвечают на вопрос: для выполнения задания надо знать определение словосочетания. Дают определение понятия.
Не являются словосочетанием: сочетания сказуемого с подлежащим, однородные члены предложения, сочетания слов значимых и служебных частей речи.
Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием; при помощи логических вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: кроет небо, кроет мглою, кроет крутя, крутя вихри, вихри снежные.
Индивидуальный доклад ученика по ссылке на сайте ФЦОР Выполняют индивидуальное задание в режиме реального времени. Самопроверка по образцу на экране.
Отвечают на вопрос, выполняют задания: -Именное, глагольное, наречное.
Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах. Ведутся записи в тетрадях.
| 9
| 5
| Изучение нового материала.
|
Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи». (2)
| Даёт задание: записать словосочетания интересная книга, читать книгу, читать громко.
Задаёт вопросы: - Чем похожи? Чем отличаются данные словосочетания?
Делает вывод, объясняет. - Действительно, слова соединяются друг с другом на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня. В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым. 1) При согласовании главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчинённым. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит оно. 2) При управлении хозяин требовательный, жёсткий. Сам ничего не делает, но подчинённому приказывает: «Делай, как я прикажу!» 3) При примыкании хозяин ничего не требует от подчинённого, только просит: «Встань со мной рядом».
Предлагает рассмотреть таблицу, сделать выводы.
| Выполняют запись.
Отвечают на вопросы: похожи: одно слово главное, другое зависимое; отличаются вопросами от главного к зависимому и частями речи.
Слушают, запоминают.
Рассматривают и анализируют таблицу, сопоставляют типы связи слов в словосочетании, делают выводы.
| 8
| 6
| Закрепление знаний.
| Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2. (4)
| Организует работу. Выполнить задание: восстановите правило
Организует работу. Даёт задание: заполнить таблицу своими примерами.
Организует работу. Даёт задание по учебнику (упр.64 стр.34) распределить словосочетания по колонкам в зависимости от вида подчинительной связи. Контролирует работу учащихся.
| Выполняют задание, устно проговаривают восстановленное правило.
Заполняют таблицу в тетрадях, состоящую из 4-х колонок: 1) тип связи; 2) главное слово (чем выражено?); 3) зависимое слово (чем выражено?); 4) примеры
Групповая работа: 1 ряд – согласование, 2 ряд – управление, 3 ряд – примыкание. Проверяют с комментарием.
| 12
| 7
| Диагностическая самостоятельная работа.
| Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1. (3)
| Организует работу. Выполнить следующее задание самостоятельно: распределите словосочетания по таблице. Контролирует.
| Индивидуальная работа с ЭОР. Выполняют задание. Проверяют в режиме реального времени.
| 5
| 8
| Итог.
|
| Задает вопросы на проверку усвоения материала. - С какими ключевыми понятиями мы познакомились сегодня на уроке? - Расскажите о синтаксических связях слов в словосочетании. Выставляет и комментирует отметки.
| Отвечают на вопросы. Рассказывают о типах связи слов в словосочетаниях.
| 3
| 9
| Домашнее задание дифференцированного характера.
|
| Поясняет разноуровневое задание: 1) ответить устно на контрольные вопросы с.38 (для всех); 2) упр. 68 или 70; 3) подготовить сообщение на тему «Что я узнал (а) о словах: стратегия, гарантия, кандидат»?
| Задают вопросы по домашнему заданию, если они есть, и записывают его в дневник
| 2
|
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Электронное задание «Основные виды словосочетаний». Вариант 2.
| Практический, множественный выбор
| текст
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html
| 2
| Интерактивная таблица «Способы подчинительной связи».
| Информационный, обобщающий материал
| таблица
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.sw
| 3
| Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 1.
| Практический, тренировочно-контролирующий материал
| упражнение
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48bf58d5-bd61-4755-83d8-9e5e165b5808/index_listing.html
| 4
| Электронное задание «Способы подчинительной связи». Вариант 2.
| Практический
| текст
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html
| 5
| «Словосочетание».
| Информационный
| Модуль упражнение
| http://fcior.edu.ru/card/11785/urok-3-slovosochetanie-vidy-podchinitelnoy-svyazi.html
| |