Скачать 214.99 Kb.
|
Содержание
Введение Предлагаем вниманию разработку урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» (учебник Л. А. Тростенцова и др. 2012г., программа М. Т. Баранова и др.). Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований ФГОС. На первом этапе (орг. момент) урока мы подготавливаем обучающихся к предстоящей деятельности на уроке: заполнению таблицы
Затем проводим актуализацию знаний обучающихся о словосочетании (индивидуальная и парная работы) с заполнением 1-й графы вышеуказанной таблицы. Следующий этап – введение нового знания. Он проходит в форме групповой работы. Для учащихся создается проблемная ситуация (отбор словосочетаний по блокам). Таким образом, обучающиеся приходят к открытию новых знаний. Учащиеся формулируют вопросы, на которые они будут искать ответы и записывают их во вторую графу таблицы. Четвертый этап урока – воспроизведение новых знаний. Он проходит в форме парной работы учащихся с таблицей: дети читают статью учебника, обсуждают прочитанное и заполняют третью колонку таблицы. Следующий этап – первичное закрепление, которое проводится у доски: три ученика по очереди работают над определением способов связи словосочетаний разных блоков по зависимому слову. Затем проводится тренинг (упр. 68). Последний этап – рефлексия. Тема. Связь слов в словосочетании Вид урока: открытие новых знаний. Использованные приемы: «мозговой штурм», таблица «Освоенное - хочу освоить - освоил», объединение информации в блоки через сопоставление. Оборудование: раздаточный материал с таблицей «Освоенное - хочу освоить - освоил». Результаты: предметные: а) обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание», б) формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; в) развитие орфографических навыков; метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. Ход урока
- На прошлых уроках, ребята, мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса, а сегодня мы будем работать над темой «Связь слов в словосочетании». Запишите в тетради дату и тему урока. - Цель нашей совместной деятельности выяснить, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Для достижения цели предлагаю работу с текстом и языковым материалом. Каждая гипотеза должна быть аргументирована. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена. В ходе урока нами будет заполнена таблица
Начнем с проверки знаний.
1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты. 2. Парная работа. Задание. Зачитайте товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом. Время на выполнение – 3 минуты. 3. Проверка работы с одновременным заполнением в тетрадях таблицы
Обучающиеся озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Освоенное». 1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. - Мы повторили изученное на прошлых уроках. Сейчас нам необходимо заполнить колонку «Хочу освоить». Для этого переходим к следующему заданию.
1. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки. Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. П..сать соч..нение, сле..ка приг..реть, предл..жить помощь, точка прик..сновения, тв..рящий художник, с..деть тихо, читать вн..мательно, уб..рать постель, обж..гающий пар. Проверка. - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? (Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) писать сочинение, слегка пригореть, предложить помощь, сидеть тихо, читать внимательно, убирать постель; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий пар. по зависимому слову: 1) писать сочинение, предложить помощь, убирать постель; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий пар; 3) слегка пригореть, сидеть тихо, читать внимательно) - Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам не знаком? (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову не знакомо.) - Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).) - Ребята, посмотрите внимательно на группы. На какие вопросы мы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу освоить».
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?
2. Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 10 (стр.33 – 34). Запишите ответы в колонку «Освоил», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты. 3.Проверка колонки «Освоил». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) - Как вы думаете, почему так называются связи? (Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.
1) Упражнение 70 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.) 2) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем селе», 3) Проверка выполнения.
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании? - Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? (Этапы: 1) вспомни ли то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.) - Что было легко? - Что вам помогало в работе? - Как оцениваете свои действия?
Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем селе», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи. Технологическая карта урока
Заключение В данной разработке урока был использован комплекс средств, формирующих УУД, которые помогут школьникам стать полноценной социальной личностью. Личностью, которая будет стремиться реализовать свои возможности и будет способной делать осознанный и ответственный выбор. При системном походе комплекс средств, использованных на данном уроке, позволяет учителю достичь поставленной цели. И не надо дожидаться внедрения ФГОС в основной общеобразовательной школе, а уже сейчас применять современные средства формирования УУД. Ценность нашей работы состоит в возможности ее использования учителями словесниками при разработке своих уроков по теме «Связь слов в словосочетании». Список литературы
|
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:... Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы... | Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по... Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Связь слов в словосочетании» №8 в теме «Словосочетание и предложение» | ||
Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М | Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала | ||
Урока по русскому языку в 5 классе Тема Знать: что такое управление; какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетании | Урок по русскому языку во 2 классе Тема: Повторение по теме «Правописание... Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов» | ||
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание.... Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» Цели: закрепить... В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные... | ||
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Роль указательных слов... Метод по типу познавательной деятельности: частично- поисковый, исследовательский | ||
Урок русского языка в 4классе по теме: «Связь слов в словосочетании:... Цели: отрабатывать умение находить в предложении словосочетания и определять их тип: согласование, управление и примыкание | Конспект урока по русскому языку по теме: «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч» ... | ||
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание... Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | Урок по русскому языку в 3-а классе по теме: «Правописание слов с непроизносимой согласной» Закрепить понятие, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их... |