Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний





Скачать 93.11 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний
Дата публикации06.10.2013
Размер93.11 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликургская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области
157063 Костромская область Буйский район с. Ликурга ул. Овражная д.1 тел. 32-2-44

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе по теме

« Корень слова. Однокоренные слова»

Урок систематизации знаний.

Подготовила : А.А.Смирнова

учитель начальных классов


Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;

  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой .
У нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!
2. Мотивация к учебной деятельности.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)


к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

к

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

к

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

к

е



- Верно, сегодня повторим написание буквы К.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).



3 Актуализация знаний
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

1. Приятный внешним видом.

2. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

3. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

4. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

5. Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

6. Последний осенний месяц.


к

п

н

о

я

б

р

ь

к

а

р

а

н

д

а

ш

у

ч

и

т

е

л

ь

к

а

р

т

и

н

а

о

с

у

й

ы

в

а

и

д

р

а

с


- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?


Корень

4 Поиск решения проблемы - открытие нового

.

- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)


- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

- Сколько значений у слова?

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?

Корень



часть слова


- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

- Дополним схему. Корень – это …


Корень



значимая часть слов

часть слова


- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень

- Дополним схему. Что такое корень?


Корень



значимая часть слов

общая часть однокоренных

( родственных) слов

часть слова


- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.
5.Разрешение проблемы и применение её на практике.
- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.
- Спишите слова, выделите корень:
1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.
3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.
4 группа:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.
- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

- Самопроверка.
2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов. ( слайд 7)

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:

рис – рисунок

2 группа:

гора – горе

3 группа:

делить – дело

4 группа:

соль – солист
- Какой вывод можно сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.
6 Первичное закрепление
Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка - 2 гр.)

Проверка выполнения.

- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы)

- Что такое синонимы?

- Почему эти слова не будут однокоренными?

- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?

- Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова?

7.Самостоятельная работа с проверкой
Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)


К- 1

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?



К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________



К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.



К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.


Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)

8. Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чём?

Что?

Какая?

Как?

Зачем?

Сколько?

Где?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание: упражнение 150

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок по русскому языку «Корень слова»
...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconНаблюдение над однокоренными словами
Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconКорень слова. Однокоренные слова
Компьютер, Обучающая программа –тренажер «Фраза» по русскому языку для 1-9 классов, сигнальные карточки с гласными буквами А,О, Е,...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрока: Организационный момент
Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconОднокоренные (родственные) слова. Корень слова
Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема...
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconТема урока: Однокоренные слова
Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрок русского языка в 3а классе 25. 10. 13. Тема: «Корень. Однокоренные слова» Тип урока
Ууд: 1 познавательные: формировать понятие об однокоренных словах, умении выделять корень,2 коммуникативные : умение вести диалог...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск