Скачать 93.11 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ликургская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области 157063 Костромская область Буйский район с. Ликурга ул. Овражная д.1 тел. 32-2-44 Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова» Урок систематизации знаний. Подготовила : А.А.Смирнова учитель начальных классов Тема: Корень. Однокоренные слова. Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме. Задачи: 1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части; 2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами; 3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Ход урока 1.Организация класса. Эмоциональный настрой . У нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга? -Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! 2. Мотивация к учебной деятельности. -Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1) - Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2) - Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. - Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы. 3. Чистописание - Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)
- Верно, сегодня повторим написание буквы К. - Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки? - Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради). 3 Актуализация знаний - А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму. 5.Словарная работа (1 ученик на доске, остальные в тетрадях) 1. Приятный внешним видом. 2. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. 3. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. 4. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе 5. Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. 6. Последний осенний месяц. к п н о я б р ь к а р а н д а ш у ч и т е л ь к а р т и н а о с у й ы в а и д р а с - Какое слово получилось в вертикальном столбике? - Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования? Корень 4 Поиск решения проблемы - открытие нового . - Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой? 1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5) - У каких предметов есть корень? Для чего он нужен? - Сколько значений у слова? - Какое из его значений относится к науке о языке? - Что такое корень? Корень часть слова - А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”. Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6) - Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение) - А попробуйте прочитать только корень. - Вы поняли, что означает это слово? - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. - Ясен ли смысл слов? - Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? - Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова. - Дополним схему. Корень – это … Корень значимая часть слов часть слова - При помощи какого значка выделить корень в слове? - Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень - Дополним схему. Что такое корень? Корень значимая часть слов общая часть однокоренных ( родственных) слов часть слова - Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень. 5.Разрешение проблемы и применение её на практике. - Так же, как и кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. - Спишите слова, выделите корень: 1 группа: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. 2 группа: Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. 3 группа: Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. 4 группа: Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды. - Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.) - Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? - Самопроверка. 2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями - А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов. - Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными? - Исследуйте пары слов. ( слайд 7) - Можно ли их назвать однокоренными? Почему? 1 группа: рис – рисунок 2 группа: гора – горе 3 группа: делить – дело 4 группа: соль – солист - Какой вывод можно сделать? - При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными. 6 Первичное закрепление Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка - 2 гр.) Проверка выполнения. - Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы) - Что такое синонимы? - Почему эти слова не будут однокоренными? - Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах? - Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова? 7.Самостоятельная работа с проверкой Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня) К- 1 Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живёшь л…сах? Л…сий хвост замёл следы. Где л…сичка? Видел ты? К- 2 Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень. У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады. ___________________________________________________________ К- 3 Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень. 1. Сад, садовник, садовые. 2. Смелый, отважный, храбрый. 3. Больница, боль, большой. 4. Горе, горевать, горный. 5. Чистота, чистый, чистить. 6. Горюет, плачет, печалится. 7. Мороз, замороженный, морозит. К- 4 В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах. Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист. Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка. Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке. Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.) 8. Рефлексия Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили? - Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них. О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где? - На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках? - Давайте оценим наш урок и нашу работу. На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока). 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Домашнее задание: упражнение 150 |
Урок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень... Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень | Урок по русскому языку «Корень слова» ... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | Урок во 2 классе по теме: "Сложные слова" На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове... | ||
Наблюдение над однокоренными словами Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать... | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова» Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов | ||
Урок – игра по русскому языку в 6 классе Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова... | Корень слова. Однокоренные слова Компьютер, Обучающая программа –тренажер «Фраза» по русскому языку для 1-9 классов, сигнальные карточки с гласными буквами А,О, Е,... | ||
Урока: Организационный момент Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений... | Однокоренные (родственные) слова. Корень слова Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова | ||
Урока русского языка во 2 классе по программе Л. В. Занкова Тема... Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы... Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова | Тема урока: Однокоренные слова Планируемый результат предметных умений: 53% учащихся смогут находить однокоренные слова, 47% получат возможность находить однокоренные... | ||
Урок русского языка в 3а классе 25. 10. 13. Тема: «Корень. Однокоренные слова» Тип урока Ууд: 1 познавательные: формировать понятие об однокоренных словах, умении выделять корень,2 коммуникативные : умение вести диалог... | Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова |