Беляевская Татьяна Яновна. Завершение работы.
Урок по русскому языку «Корень слова», 2 класс.
Предмет: русский язык
Класс: 2
Автор: Иванов С.В.
Тема урока: Корень как часть слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне слова, умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.
Задачи (для учителя):
- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;
- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;
- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.
Задачи (для учащихся):
- учиться ставить учебные задачи;
- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;
- узнать, что такое корень слова и как его выделять;
- учиться подбирать однокоренные слова;
- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.
Методы обучения:
Словесные (беседа);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников (письменная работа, выполнение трудных заданий).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, парная, групповая
Этапы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| I.Оргмомент.
Мотивация к деятельности
| -«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. Гоголь»
-А что надо делать, чтобы и в ваших устах язык стал настоящим жемчугом?
| Слушают учителя, высказывают свои предположения, участвуют в диалоге.
| Личностные (самоопределение, мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание, исходя из социальных и личностных ценностей)
| II.Целеполагание
| -Откройте урок 55. Как его лучше найти?
-Прочитайте блок, в котором мы будем работать.
-Прочитайте тему урока.
-Сформулируйте цель урока.
| Читают блок, тему. Формулируют цель урока. Определяют тип урока.
| Регулятивные (целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения)
Познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации)
| III.Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
| -Среди данных слов найдите формы одного и того же слова:
Дубок, дуб, о дубе, дуба, к дубу, дубочек.
-Как определить, новое это слово или его форма?
-Какие слова «лишние»?
-Одинаковые ли у них значения?
-Можно ли сказать, что это три формы одного и того же слова? Почему?
-Назовите общую часть этих слов.
-Прочитайте слова без этой части? Что получилось?
-Какой вывод можно сделать? (Без этой части не получаются слова )
-Зачем нужна эта часть слова?
-Какой вопрос вы хотите задать мне? (Как называется эта часть слова?)
| Сравнивают слова, находят формы слова, объясняют свою точку зрения.
Анализируют оставшиеся слова, приходят к выводу: что существует какая-то общая часть слов, без которой слова не могут существовать.
Напрашивается вопрос: Как называется эта часть слова?
| Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Познавательные (логические –анализ объектов с целью выделения главного)
| IV.Усвоение новых знаний и способов действий.
| -Вы скоро найдете ответ на этот вопрос. Но сначала давайте выполним упражнение 1. Найдите и назовите общую часть в группах слов.
-Чтобы узнать, как называется общая часть слов, прочитайте правило на с.75 вслух.
| Учащиеся выполняют задание к упражнению, называя общую часть слов.
Чтение правила вслух
Чтение правила молча, осознание полученных знаний
| Познавательные (логические –анализ, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)
| V.Первичная проверка понимания.
| -А теперь прочитайте правило молча и ответьте на вопросы:
1.Как называется главная часть слова?
2.Как обозначается корень?
3.Как называются слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень?
4.Что надо сделать, чтобы найти корень?
| Учащиеся участвуют в диалоге, усваивают знания и новые способы действия на репродуктивном уровне. Контролируют свое представление о корне и родственных словах с образцом.
| Регулятивные (контроль, оценка, коррекция),
Познавательные (общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, доказательство)
Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)
| VI.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации (первичное закрепление)
| -Для того, чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним упражнение 2. Работа будет проходить в парах.
(Задание к упражнению: Прочитай. Найди слова с одинаковым корнем. Выпиши их и обозначь корень. Какие из слов однокоренные, а какие – формы одного и того же слова?
Проверка в парах сменного состава.
| Учащиеся выполняют задания, требующее применения в знакомой обстановке, в паре. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку в парах сменного состава.
| Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),
Коммуникативные (управление поведением партнера и оценка его умения точно и полно выражать свои мысли)
| Динамическая пауза
| У учителя три круга разного цвета: желтый, красный, зеленый.
-Если я показываю зеленый круг, вы можете делать, что хотите.
-Если желтый – приготовьтесь сесть на своё место
-Если красный – вы должны быть готовыми к следующему заданию
|
| Коммуникативные, регулятивные
| VII.Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации.
| - Следующей задачей будет выполнить упражнение 3. Работать вы будете в группах. Помните о правилах работы в группах, уважайте чужое мнение.
Представление своих работ. Проверка учащимися.
| Технология проведения: участники работают дифференцированно в группах. После выполнения задания группы меняются листами и проверяют работу. Далее идет обсуждение и корректировка ошибок и недочетов.
Группы формируются по желанию.
| Познавательные (поиск и выделение информации)
Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),
Коммуникативные (управление поведением партнера и оценка его умения точно и полно выражать свои мысли)
| VIII.Обобщение и систематизация знаний.
| -Спасибо всем за хорошую работу.
-Посмотрите внимательно на следующие задания.
-Все ли они подходят к теме нашего урока? Что бы вы убрали? Выберите по желанию то задание, которое вам по силам или нравится больше.
Самостоятельная работа.
Проверка по группам.
Задания:
1.Распредели слова на группы родственных слов:
Вода, водолаз, водить, отвод, водичка, водяной, водитель
2.Подберите однокоренные слова:
Зуб-
Боль-
Река-
Ходить-
3.Вставьте родственные слова:
В тайге растет кедр. …-любимое место многих птиц и животных. Осенью в нем созревают …шишки. Прилетает птичка - ….Весной в тайге появляются молодые … .
4.Запиши правильно:
Птица (О,о)рёл, город (О,о)рёл, собака (Д,д)ружок, мой (Д,д)ружок, птица (С,с)окол, жеребенок (С,с)окол, алая (З,З)орька, корова (З,з)орька.
| Учащиеся анализируют и систематизируют полученные знания и умения.
| Регулятивные (контроль, оценка, коррекция),
Познавательные (общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, доказательство)
Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)
| IX.Контроль и самопроверка
| Работа на карточках:
-Выберите правильные утверждения:
Родственные слова – это слова с одинаковым корнем
Родственные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по значению
Родственные слова – это слова, близкие по значению
Корень слова – необходимая часть слова
В корне содержится основное значение слова
Слова «белка», «белить» - родственные слова
Слова «стол» и «настольный» - родственные слова
| Учащиеся выявляют уровень овладения знаниями и способами действий, корректируют их.
| Регулятивные (контроль, оценка, коррекция)
| X.Рефлексия.
| -Заполните карточку «Что я знал, что я знаю, для чего это нужно».
-Что вы знали?
-Что вы узнали нового?
-Для чего вам это нужно?
| Учащиеся получают информацию о реальных результатах учения
| Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли),
Познавательные (рефлексия)
Личностные (смылообразование – какое значение имеет для меня учение)
| XI.Домашнее задание
| По выбору: 1. Репродуктивное:
с.76 № 4
2.Творческое: схематически объяснить, чем однокоренные слова отличаются от формы одного и того же слова. Подтвердить примерами.
| Выбирают домашнее задание в соответствии с уровнем их развития.
| Личностные, регулятивные, познавательные.
|
Приложение.
Карточки
1. Задания:
1.Распредели слова на группы родственных слов:
Вода, водолаз, водить, отвод, водичка, водяной, водитель
2.Подберите однокоренные слова:
Зуб-
Боль-
Река-
Ходить-
3.Вставьте родственные слова:
В тайге растет кедр. …-любимое место многих птиц и животных. Осенью в нем созревают …шишки. Прилетает птичка - ….Весной в тайге появляются молодые … .
4.Запиши правильно:
Птица (О,о)рёл, город (О,о)рёл, собака (Д,д)ружок, мой (Д,д)ружок, птица (С,с)окол, жеребенок (С,с)окол, алая (З,З)орька, корова (З,з)орька.
2.-Выберите правильные утверждения:
Родственные слова – это слова с одинаковым корнем
Родственные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по значению
Родственные слова – это слова, близкие по значению
Корень слова – необходимая часть слова
В корне содержится основное значение слова
Слова «белка», «белить» - родственные слова
Слова «стол» и «настольный» - родственные слова
3.Карточка для рефлексии
Что я знал?
| Что я узнал нового?
| Для чего мне это нужно?
|
|
|
| |