Урок по русскому языку «Корень слова»





Скачать 78.85 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку «Корень слова»
Дата публикации17.07.2014
Размер78.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Беляевская Татьяна Яновна. Завершение работы.

Урок по русскому языку «Корень слова», 2 класс.

Предмет: русский язык

Класс: 2

Автор: Иванов С.В.

Тема урока: Корень как часть слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне  слова,  умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

 - организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными   словами;

  - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Задачи (для учащихся):

- учиться ставить учебные задачи;

- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;

- узнать, что такое корень слова и как его выделять;

- учиться подбирать однокоренные слова;

- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа);

  • Практические (упражнения);

  • Поисковые (частично-поисковые);

  • Аналитический;

  • Самостоятельной работы учеников (письменная работа, выполнение трудных заданий).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, парная, групповая


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Оргмомент.

Мотивация к деятельности

-«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. Гоголь»

-А что надо делать, чтобы и в ваших устах язык стал настоящим жемчугом?

Слушают учителя, высказывают свои предположения, участвуют в диалоге.

Личностные (самоопределение, мотивация к учению, нравственно-этическое оценивание, исходя из социальных и личностных ценностей)

II.Целеполагание

-Откройте урок 55. Как его лучше найти?

-Прочитайте блок, в котором мы будем работать.

-Прочитайте тему урока.

-Сформулируйте цель урока.

Читают блок, тему. Формулируют цель урока. Определяют тип урока.

Регулятивные (целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения)

Познавательные (общеучебные – формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации)

III.Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

-Среди данных слов найдите формы одного и того же слова:

Дубок, дуб, о дубе, дуба, к дубу, дубочек.

-Как определить, новое это слово или его форма?

-Какие слова «лишние»?

-Одинаковые ли у них значения?

-Можно ли сказать, что это три формы одного и того же слова? Почему?

-Назовите общую часть этих слов.

-Прочитайте слова без этой части? Что получилось?

-Какой вывод можно сделать? (Без этой части не получаются слова )

-Зачем нужна эта часть слова?

-Какой вопрос вы хотите задать мне? (Как называется эта часть слова?)


Сравнивают слова, находят формы слова, объясняют свою точку зрения.

Анализируют оставшиеся слова, приходят к выводу: что существует какая-то общая часть слов, без которой слова не могут существовать.

Напрашивается вопрос: Как называется эта часть слова?

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Познавательные (логические –анализ объектов с целью выделения главного)


IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

-Вы скоро найдете ответ на этот вопрос. Но сначала давайте выполним упражнение 1. Найдите и назовите общую часть в группах слов.

-Чтобы узнать, как называется общая часть слов, прочитайте правило на с.75 вслух.


Учащиеся выполняют задание к упражнению, называя общую часть слов.

Чтение правила вслух

Чтение правила молча, осознание полученных знаний

Познавательные (логические –анализ, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)

V.Первичная проверка понимания.

-А теперь прочитайте правило молча и ответьте на вопросы:

1.Как называется главная часть слова?

2.Как обозначается корень?

3.Как называются слова близкие по значению и имеющие одинаковый корень?

4.Что надо сделать, чтобы найти корень?

Учащиеся участвуют в диалоге, усваивают знания и новые способы действия на репродуктивном уровне. Контролируют свое представление о корне и родственных словах с образцом.

Регулятивные (контроль, оценка, коррекция),

Познавательные (общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, доказательство)

Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)


VI.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации (первичное закрепление)

-Для того, чтобы закрепить полученные знания, давайте выполним упражнение 2. Работа будет проходить в парах.

(Задание к упражнению: Прочитай. Найди слова с одинаковым корнем. Выпиши их и обозначь корень. Какие из слов однокоренные, а какие – формы одного и того же слова?

Проверка в парах сменного состава.

Учащиеся выполняют задания, требующее применения в знакомой обстановке, в паре. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку в парах сменного состава.

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),

Коммуникативные (управление поведением партнера и оценка его умения точно и полно выражать свои мысли)


Динамическая пауза

У учителя три круга разного цвета: желтый, красный, зеленый.

-Если я показываю зеленый круг, вы можете делать, что хотите.

-Если желтый – приготовьтесь сесть на своё место

-Если красный – вы должны быть готовыми к следующему заданию




Коммуникативные, регулятивные

VII.Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации.

- Следующей задачей будет выполнить упражнение 3. Работать вы будете в группах. Помните о правилах работы в группах, уважайте чужое мнение.

Представление своих работ. Проверка учащимися.

Технология проведения: участники работают дифференцированно в группах. После выполнения задания группы меняются листами и проверяют работу. Далее идет обсуждение и корректировка ошибок и недочетов.

Группы формируются по желанию.

Познавательные (поиск и выделение информации)

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению),

Коммуникативные (управление поведением партнера и оценка его умения точно и полно выражать свои мысли)


VIII.Обобщение и систематизация знаний.

-Спасибо всем за хорошую работу.

-Посмотрите внимательно на следующие задания.

-Все ли они подходят к теме нашего урока? Что бы вы убрали? Выберите по желанию то задание, которое вам по силам или нравится больше.

Самостоятельная работа.

Проверка по группам.

Задания:

1.Распредели слова на группы родственных слов:

Вода, водолаз, водить, отвод, водичка, водяной, водитель

2.Подберите однокоренные слова:

Зуб-

Боль-

Река-

Ходить-

3.Вставьте родственные слова:

В тайге растет кедр. …-любимое место многих птиц и животных. Осенью в нем созревают …шишки. Прилетает птичка - ….Весной в тайге появляются молодые … .

4.Запиши правильно:

Птица (О,о)рёл, город (О,о)рёл, собака (Д,д)ружок, мой (Д,д)ружок, птица (С,с)окол, жеребенок (С,с)окол, алая (З,З)орька, корова (З,з)орька.

Учащиеся анализируют и систематизируют полученные знания и умения.

Регулятивные (контроль, оценка, коррекция),

Познавательные (общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, доказательство)

Коммуникативные (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера)


IX.Контроль и самопроверка

Работа на карточках:

-Выберите правильные утверждения:

  • Родственные слова – это слова с одинаковым корнем

  • Родственные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по значению

  • Родственные слова – это слова, близкие по значению

  • Корень слова – необходимая часть слова

  • В корне содержится основное значение слова

  • Слова «белка», «белить» - родственные слова

  • Слова «стол» и «настольный» - родственные слова

Учащиеся выявляют уровень овладения знаниями и способами действий, корректируют их.

Регулятивные (контроль, оценка, коррекция)

X.Рефлексия.

-Заполните карточку «Что я знал, что я знаю, для чего это нужно».

-Что вы знали?

-Что вы узнали нового?

-Для чего вам это нужно?

Учащиеся получают информацию о реальных результатах учения

Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли),

Познавательные (рефлексия)

Личностные (смылообразование – какое значение имеет для меня учение)

XI.Домашнее задание

По выбору: 1. Репродуктивное:

с.76 № 4

2.Творческое: схематически объяснить, чем однокоренные слова отличаются от формы одного и того же слова. Подтвердить примерами.

Выбирают домашнее задание в соответствии с уровнем их развития.

Личностные, регулятивные, познавательные.


Приложение.

Карточки

1. Задания:

1.Распредели слова на группы родственных слов:

Вода, водолаз, водить, отвод, водичка, водяной, водитель

2.Подберите однокоренные слова:

Зуб-

Боль-

Река-

Ходить-

3.Вставьте родственные слова:

В тайге растет кедр. …-любимое место многих птиц и животных. Осенью в нем созревают …шишки. Прилетает птичка - ….Весной в тайге появляются молодые … .

4.Запиши правильно:

Птица (О,о)рёл, город (О,о)рёл, собака (Д,д)ружок, мой (Д,д)ружок, птица (С,с)окол, жеребенок (С,с)окол, алая (З,З)орька, корова (З,з)орька.

2.-Выберите правильные утверждения:

  • Родственные слова – это слова с одинаковым корнем

  • Родственные слова – это слова с одинаковым корнем и близкие по значению

  • Родственные слова – это слова, близкие по значению

  • Корень слова – необходимая часть слова

  • В корне содержится основное значение слова

  • Слова «белка», «белить» - родственные слова

  • Слова «стол» и «настольный» - родственные слова


3.Карточка для рефлексии

Что я знал?

Что я узнал нового?

Для чего мне это нужно?










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку «Корень слова» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова....
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconКорень слова. Однокоренные слова
Компьютер, Обучающая программа –тренажер «Фраза» по русскому языку для 1-9 классов, сигнальные карточки с гласными буквами А,О, Е,...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок русского языка во 2 классе Тема: закрепление по теме «Корень...
Цели: Развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомление с термином «Корень слова, однокоренные слова», умение находить и выделять корень в словах, развитие коммуникативной...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconНаблюдение над однокоренными словами
Целью данного урока является уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова", развитие умений распознавать и подбирать...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconОднокоренные (родственные) слова. Корень слова
Познакомить учащихся с понятиями «однокоренные (родственные) слова», корень слова
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок русского языка в 3а классе 25. 10. 13. Тема: «Корень. Однокоренные слова» Тип урока
Ууд: 1 познавательные: формировать понятие об однокоренных словах, умении выделять корень,2 коммуникативные : умение вести диалог...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Урок по русскому языку «Корень слова» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме: «Слово и формы...
Цель: Учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрок по русскому языку ( 3 класс) тема: «правописание звонких и глухих согласных в корне слова»
На какие правила встретились слова? (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.)
Урок по русскому языку «Корень слова» iconУрока: Урок- практикум по теме «Квадратный корень. Арифметический квадратный корень»
Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Квадратный корень. Арифметический квадратный корень». Развивать вычислительные...
Урок по русскому языку «Корень слова» iconОбщая часть родственных корень главная слов
Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск