Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I. Орг. момент
| Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
|
| II. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».
| (1, 2 слайд)
- На волшебном дереве выросли слова:
Лес, лесник, лестница, перелесок, лесной
- Прочитайте запись про себя, вслух.
- Выпишите в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.
- Проверим, какие слова выписали.
(Хорошо, если кто выпишет слово «прелестный».
Если не выписал никто, то учитель говорит: «А я выписала слово «прелестный». Покажите сигнальными карточками, вы согласны? (Возникает проблемная ситуация)
- Какие слова надо было выписать? (Родственные).
- Значит, мы должны вспомнить, что такое родственные слова. (3 слайд)
На доске появляется опорные словародственные слова - А как вы понимаете, что такое родственные слова? (3 слайд)
На доске появляется опорные словаблизкие по смыслу - Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.
Лес -, лесник – человек, следящий за лесом,
перелесок -,
Лестница -
- Раз все слова, связанные со словом «лес», связаны по смыслу, значит они родственные?
|
Читают запись
Обсуждают в парах, какие слова будут выписывать.
Зачитывают выписанные слова.
Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто согласен; красного цвета те, кто не согласен
Отвечают на вопрос: «Слова, связанные по смыслу».
Приводят доказательства
| Открытие нового знания
| - Давайте посмотрим внимательнее на слова. Из какого корня выросли слова? (Лес).
- У этих слов общая часть -лес- и общее значение. - Выделим общую часть дугой. (У одного слова выделяет корень учитель, в остальных словах – 1 ученик, остальные дети – в своих тетрадях) - Кто знает, как называется общая часть? (Найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова.Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику; стр.64) (4 слайд)
На интерактивной доске слова:
Общая часть родственных корень главная слов
- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень». (Корень - это общая, главная часть родственных слов) - Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с.64). - Прочитайте про себя, вслух. - Правильно вы сформулировали правило? - … (имя ученика) нам подготовил(а) выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.
Работа с толковым словарем
- Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень слова)
Итог.
- А что же такое корень слова? (Общая часть родственных слов)
| Выделяют корень в словах
Отвечают: «Общая, одинаковая часть – это корень слова». Читают правило в учебнике на странице 64.
Формулируют правило: «Корень - это общая, главная часть родственных слов».
Сравнивают сформулированное правило, с правилом в учебнике на странице 64.
Читают про себя потом вслух один ученик
Отвечают
Один подготовленный ученик читает выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, остальные слушают.
Ученик зачитывает значение слова «корень»:
подземная часть растения,
часть волоса, зуба, ногтя.
начало, источник чего-либо.
часть слова
| Физминутка.
| Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише…
Деревцо всё ниже, ниже.
| Дети выполняют
движения
под музыку
| Формулирование темы урока.
| - Тема нашего урока «Корень слова, однокоренные слова»
(5 слайд)
III. Понятие об однокоренных словах
- Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня? Обсудите в парах.
- Поделитесь своим мнением. (выслушиваются мнения ребят)
- Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.65)
- Прочитайте про себя, вслух.
- Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)
- Это правило действует только для наших слов или для других тоже? (Для других тоже.Например, образец в правиле).
Итог:
- С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (Корень слова, однокоренные слова)
- Как будете доказать, что слова являются родственными? (Они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)
- Что такое корень? (Общая часть родственных слов)
- Какие слова называются однокоренными? (Те, которые образовались от одного и того же корня)
|
Обсуждают в парах Высказывают своё мнение
Отвечают
| Формулирование цели урока
| - Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите?
| Сами ставят учебную задачу (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).
| Первичное закрепление
| Упражнение в распознавании однокоренных слов.
(6 слайд I)
С деревьев осыпались листья. Помогите садовнику разобраться, с какого дерева упал листок? (6 слайд II)
Проверяем. (Взаимопроверка)
- Кто согласен? (Зеленый «светофор»)
- Не согласен? (Красный «светофор»)
- Так какие же слова называются однокоренными?
(При затруднении обратиться к правилу на странице 65)
|
Взаимопроверка
Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто согласен; красного цвета те, кто не согласен
Отвечают на вопрос
| Самостоятель-
ная работа
| 1. Прочитайте задание к упражнению №10 на стр.64
Выпишите группы однокоренных слов.
- Прочитайте про себя, вслух.
- Какие слова будете выписывать? (Однокоренные)
- А какие слова называются однокоренными?
- Если при работе возникнут затруднения, как будете работать?
(Обратимся к правилу)
- Проверим. (Имя ученика) Проверим, справился ли он?
- Докажите, что выписанные слова – однокоренные.
(Эти слова близкие по смыслу и имеют общий корень).
Упр. 11 (если останется время)
- Запишите однокоренные слова группами.
- Докажите, что они однокоренные.
(Связаны по смыслу, имеют общую часть).
- Выделите корень в однокоренных словах.
| Читают по себя, один ученик читает вслух задание к упражнению №10 на стр.64
Если дети считают, что ученик справился верно – поднимают зеленый светофор, если справился не верно – красный).
|
V. Подведение итогов урока.
| (7 слайд)
- Что такое родственные слова?
- Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными? - Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?
|
Отвечают на вопросы
Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок. А у кого были ошибки, поднимают сигнальные карточи красного цвета.
| Д/з
| Выучите правила на стр. 64, 65; выполните упр.12 (найдите и выпишите однокоренные слова, докажите, что они однокоренные), упр. (разделите слова на группы, запишите каждую группу в отдельный столбик).
Задание на выбор (дифференцированный подход)
| Записывают домашнее задание
| Рефлексия
| (9 слайд)
На интерактивной доске дерево.
- Обведите зелёным маркером листок те, кто доволен своей работой.
- Кому надо ещё потренироваться, обведите листок жёлтым маркером.
| Обводят на интерактивной доске на дереве зелёным маркером листок те, кто доволен своей работой.
Те, кто считает, что им надо ещё потренироваться, обводят листок жёлтым маркером.
| |