Общая часть родственных корень главная слов





Скачать 69.47 Kb.
НазваниеОбщая часть родственных корень главная слов
Дата публикации17.07.2014
Размер69.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент



Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.




II. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».



(1, 2 слайд)

- На волшебном дереве выросли слова:

Лес, лесник, лестница, перелесок, лесной

- Прочитайте запись про себя, вслух.

- Выпишите в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

- Проверим, какие слова выписали.

(Хорошо, если кто выпишет слово «прелестный».

Если не выписал никто, то учитель говорит: «А я выписала слово «прелестный». Покажите сигнальными карточками, вы согласны? (Возникает проблемная ситуация)

- Какие слова надо было выписать? (Родственные).

- Значит, мы должны вспомнить, что такое родственные слова.
(3 слайд)

На доске появляется опорные словародственные слова
- А как вы понимаете, что такое родственные слова?
(3 слайд)

На доске появляется опорные словаблизкие по смыслу
- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

Лес -, лесник – человек, следящий за лесом,

перелесок -,

Лестница -

- Раз все слова, связанные со словом «лес», связаны по смыслу, значит они родственные?


Читают запись

Обсуждают в парах, какие слова будут выписывать.

Зачитывают выписанные слова.

Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто согласен; красного цвета те, кто не согласен

Отвечают на вопрос: «Слова, связанные по смыслу».


Приводят доказательства

Открытие нового знания


- Давайте посмотрим внимательнее на слова. Из какого корня выросли слова? (Лес).

- У этих слов общая часть -лес- и общее значение.
- Выделим общую часть дугой. (У одного слова выделяет корень учитель, в остальных словах – 1 ученик, остальные дети – в своих тетрадях)
- Кто знает, как называется общая часть? (Найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова.Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику; стр.64)
(4 слайд)

На интерактивной доске слова:

Общая часть родственных корень главная слов



- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень». (Корень - это общая, главная часть родственных слов)
- Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с.64).
- Прочитайте про себя, вслух.
- Правильно вы сформулировали правило?
- … (имя ученика) нам подготовил(а) выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

Работа с толковым словарем

- Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень слова)

Итог.

- А что же такое корень слова? (Общая часть родственных слов)

Выделяют корень в словах

Отвечают: «Общая, одинаковая часть – это корень слова». Читают правило в учебнике на странице 64.

Формулируют правило: «Корень - это общая, главная часть родственных слов».

Сравнивают сформулированное правило, с правилом в учебнике на странице 64.

Читают про себя потом вслух один ученик

Отвечают

Один подготовленный ученик читает выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, остальные слушают.

Ученик зачитывает значение слова «корень»:

  1. подземная часть растения,

  2. часть волоса, зуба, ногтя.

  3. начало, источник чего-либо.

  4. часть слова

Физминутка.


Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише…

Деревцо всё ниже, ниже.

Дети выполняют

движения

под музыку

Формулирование темы урока.


- Тема нашего урока «Корень слова, однокоренные слова»

(5 слайд)

III. Понятие об однокоренных словах

- Подумайте, как можно назвать слова, образованные от одного и того же корня? Обсудите в парах.

- Поделитесь своим мнением. (выслушиваются мнения ребят)

- Посмотрим, как у автора в учебнике об этом сказано (с.65)

- Прочитайте про себя, вслух.

- Так как же называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)

- Это правило действует только для наших слов или для других тоже? (Для других тоже.Например, образец в правиле).

Итог:

- С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (Корень слова, однокоренные слова)

- Как будете доказать, что слова являются родственными? (Они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)

- Что такое корень? (Общая часть родственных слов)

- Какие слова называются однокоренными? (Те, которые образовались от одного и того же корня)


Обсуждают в парах
Высказывают своё мнение

Отвечают

Формулирование цели урока

- Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите?

Сами ставят учебную задачу (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).

Первичное закрепление


Упражнение в распознавании однокоренных слов.

(6 слайд I)

С деревьев осыпались листья. Помогите садовнику разобраться, с какого дерева упал листок? (6 слайд II)

Проверяем. (Взаимопроверка)

- Кто согласен? (Зеленый «светофор»)

- Не согласен? (Красный «светофор»)

- Так какие же слова называются однокоренными?

(При затруднении обратиться к правилу на странице 65)


Взаимопроверка

Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто согласен; красного цвета те, кто не согласен

Отвечают на вопрос

Самостоятель-

ная работа


1. Прочитайте задание к упражнению №10 на стр.64

Выпишите группы однокоренных слов.

- Прочитайте про себя, вслух.

- Какие слова будете выписывать? (Однокоренные)

- А какие слова называются однокоренными?

- Если при работе возникнут затруднения, как будете работать?

(Обратимся к правилу)

- Проверим. (Имя ученика) Проверим, справился ли он?

- Докажите, что выписанные слова – однокоренные.

(Эти слова близкие по смыслу и имеют общий корень).


  1. Упр. 11 (если останется время)

- Запишите однокоренные слова группами.

- Докажите, что они однокоренные.

(Связаны по смыслу, имеют общую часть).

- Выделите корень в однокоренных словах.

Читают по себя, один ученик читает вслух задание к упражнению №10 на стр.64

Если дети считают, что ученик справился верно – поднимают зеленый светофор, если справился не верно – красный).


V. Подведение итогов урока.


(7 слайд)

- Что такое родственные слова?

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?
- Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?


Отвечают на вопросы

Показывают сигнальными карточками зелёного цвета те, кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок. А у кого были ошибки, поднимают сигнальные карточи красного цвета.

Д/з

Выучите правила на стр. 64, 65; выполните упр.12 (найдите и выпишите однокоренные слова, докажите, что они однокоренные), упр. (разделите слова на группы, запишите каждую группу в отдельный столбик).

Задание на выбор (дифференцированный подход)

Записывают домашнее задание

Рефлексия


(9 слайд)

На интерактивной доске дерево.

- Обведите зелёным маркером листок те, кто доволен своей работой.

- Кому надо ещё потренироваться, обведите листок жёлтым маркером.

Обводят на интерактивной доске на дереве зелёным маркером листок те, кто доволен своей работой.

Те, кто считает, что им надо ещё потренироваться, обводят листок жёлтым маркером.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая часть родственных корень главная слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
Общая часть родственных корень главная слов iconМбоу лицей шмр урок русского языка во 2 классе
Формировать представление детей о корне слова, как общей части родственных слов, в которой заключается общее значение всех родственных...
Общая часть родственных корень главная слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова
Общая часть родственных корень главная слов iconУрок русского языка во 2 классе Перспективная начальная школа
Совершенствовать умение различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,...
Общая часть родственных корень главная слов iconУрок во 2 классе по теме: "Сложные слова"
На предыдущих уроках закреплялись понятия "корень слова", "однокоренные слова", развитие умения видеть корень, находить его в слове...
Общая часть родственных корень главная слов iconТема урока: квадратный корень из произведения
...
Общая часть родственных корень главная слов iconТема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме
Цели: рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы...
Общая часть родственных корень главная слов iconУрока: Урок- практикум по теме «Квадратный корень. Арифметический квадратный корень»
Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Квадратный корень. Арифметический квадратный корень». Развивать вычислительные...
Общая часть родственных корень главная слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: через развитие умение рассуждать и делать выводы, рассмотреть понятия «родственные слова», «корень слова»; научить способу...
Общая часть родственных корень главная слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов
Общая часть родственных корень главная слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Общая часть родственных корень главная слов iconКорень слова. Однокоренные слова
...
Общая часть родственных корень главная слов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели. Коррекционно – образовательные. Развитие диалогической и просодической речи, составление предложений по сюжетным картинкам,...
Общая часть родственных корень главная слов iconРегулятивные : определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные...
Общая часть родственных корень главная слов iconНаучная работа Главная в тексте идея, основная мысль
Аббревиатура состоит из усечённых слов, входящих в исходное словосочетании существительное
Общая часть родственных корень главная слов icon"Преобразование выражений"
Задание слайд 6: Из предложенных слов составьте часть определения понятия, выясните о чем идет речь? Слагаемые, имеющие одинаковую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск