Урок русского языка
2, 4 класс – комплект
2 класс
| 4 класс
| Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме
Цели: рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы этого же слова;
совершенствовать навыки работы с Обратным словарём;
развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.
| Тема: падежные окончания имён существительных единственного числа
Цель: способствовать формированию умения правильно писать окончания существительных;
склонять имена существительные и распознавать падежи.
|
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
самостоятельно выполнять поиск и выделение необходимой информации в словаре;
умение осуществлять сравнение и выделять общее и различие
Коммуникативные:
умение взаимодействовать с соседом по парте: слушать и вступать в диалог, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
уметь рефлексировать свои действия, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Личностные:
-
формировать способность к самооценке;
формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
создавать установку на здоровый образ жизни
Планируемые результаты:
- осознать и понять, что парный согласный на конце, это всегда проблема, требующая решения проверки;
- усвоить, что есть два способа проверки парных согласных на конце слова
| Ход урока
| 1.Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.
- Прозвенел звонок весёлый .
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Игровое приветствие «Здравствуй солнце золотое..» 2. - Запишите в тетради дату, вид работы.
| 2.Актуализация знаний.
|
| С - Работа в парах. (карточка)
- Прочитайте и проверьте слова, если есть ошибки, исправьте их и обоснуйте свой выбор.
Земой,
холадно
миховая шапка
плоток
согривали
питрова маша.
(Проверка на доске)
У
-Когда надо проверять гласную? (чередующаяся, безударная)
- Как же проверить безударную гласную?
- Какие могут быть поверочные слова? (другие формы слова или родственные слова)
| У Интеллектуальная разминка.
- Отвечаем очень быстро!
К I склонению относятся существительные …
Вопросы родительного падежа …
Предлоги к, по относятся …
Что значит поставить существительное в начальную форму?
О ком? о чём? – это вопросы …
У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?
Назовите слова- помощники 1, 2, 3 склонений.
Вопросы творительного падежа …
Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?
В каком склонении не бывает падежного окончания –и?
Чтобы правильно написать окончание имени существительного, нужно …(алгоритм)
Назовите слова, в которых пропущена буква –е, объясняя свой выбор:
кирпич..м, туч..й, крыш..й, лапш..й, певиц..й, кольц..м.
| 3.Этап целеполагания.
| - Сформулируйте тему урока.
- Определите цель (сегодня будем продолжать отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений)
- Откройте учебник на с.126, уточните цель сегодняшнего урока.
|
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в паре.
Учебник упражнение 121.
Самопроверка по эталону (слайд ) Осыпались с сирени (Р.п.). Рядом с сиренью (Т.п.).
Пошла по воду (В.п.). Плывёт по воде (Д.п.)
Поставь под берёзу (В.п.). Отдохнуть под берёзой (Т.п.)
Заступись за товарища (В.п.) Зайдите за товарищем(Т.п.)
Стоит в комнате (П.п.). Принёс в комнату (В.п.)
Вышли на площадь (В.п.) Состоялись на площади (П.п.)
| У3.Этап целеполагания.
| Анишит Йокоповна Маше и Мише предложила записать следующие словосочетания : молочный зу[?], молочный су[?]. Миша и Маша задумались: «Какую же букву писать на конце этих слов?». Поможем им решить эту проблему.
- Понаблюдайте за этими словосочетаниями.
- Какой звук произносите на конце слов-названий предметов?
- Вы произносите одинаковые звуки или разные?
- Дайте характеристику этим звукам.(согласные, глухие)
-Откройте учебник на стр.130.
Найдите задание «Прочитай предложения» и выполните его.
- Почему у Миши с Машей возникла проблема? ( в словосочетаниях в словах слышим одинаковые звуки, а в предложениях в этих же словах – разные звуки). Как называются такие звуки? (парные)
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Определите цель: научиться правильно писать парные согласные на конце слов;
сформулировать правило проверки парных согласных на конце слов.
- Продолжим узнавать тайны нашего языка и раскрывать секреты правописания.
| Физминутка
| 4.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
Работа по учебнику
Ч.1, с.131
Чтение плаката Летучей Мыши и ответы на вопросы.
| С 4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выполнение упр. в тетради для самостоятельной работы №1 упр.26
У Проверка
- Самопроверка по эталону.(слайд )
- Вспомните все парные согласные.
- Подтвердите новое правило.(Работа с таблицей на с.132)
| У Вывод:
- Назовите порядок определения окончаний у имён существительных
- От чего зависит падеж им. сущ.? ( от управляющего слова)
- С каким падежом могут употребляться предлоги с, по, под, за, в, на. - Работа в паре по карточкам -сорбонкам.
1 сторона 2 сторона
1карточка.
Вставь пропущенные буквы,
объясняя свой выбор
Около кошк… Около кошки – 1 скл., Р.п. (около земли)
О лекарств… О лекарстве – 2 скл., П.п (о селе )
Из кружк … Из кружки - 1 скл., Р.п.(из земли)
На опушк… На опушке – 1 скл, П.п. (на земле)
К жизн... К жизни – 3 скл, Д.п.(к любви)
В тетрад..… В тетради -3 скл, П.п.(к любви)
2карточка
Вставь пропущенные буквы,
объясняя свой выбор
О мякот... О мякоти – 3 скл., П.п. (о любви)
По пустын... По пустыне – 1 скл., Д.п. (по земле)
На пароход... На пароходе – 1 скл., П.п. (на земле)
От радост... От радости – 3 скл., Р.п. ( от любви)
Из берлог... Из берлоги – 1 скл.,Р.п. (из земли)
Без мыш.. Без мыши – 3 скл., Р.п. ( о любви)
| Работа с Обратным словарём.(учебник с.133 упр.98)
- Прочитайте задания.
- Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку?
- Где именно можно ошибиться? А почему?(т.к. на конце основы у этих слов – глухой согласный звук, который (при изменении слов или подборе родственных слов) чередуется с парным ему звонким согласным звуком.
- Есть ли правило, которое позволит нам избежать ошибок?
-Выпишите пять любых слов столбиком. Запиши проверочные слова.
- На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких -глухих согласных?(на букву К) Откройте Обратный словарь на эту букву, прочитайте слова.
- Почему в написании этих слов можно сделать ошибку?( эти слова можно спутать с другими словами, основа которых оканчивается на этот же глухой согласный звук, но на конце которых пишется буква звонокого согласного!)
- А в корне этих слов наблюдается ли чередование звуков? Как это проверить?
- Есть ли чередование?(Нет. Везде один и тот же звук, поэтому нет проблемы выбора буквы
- Выпишите пять слов и запишите поверочные слова.
| 1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.
1.
| У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание – -и.
|
| 2.
| У имён существительных третьего склонения окончание -и пишется в родительном, дательном и предложном падежах.
|
| 3.
| У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание -и.
|
| 4.
| В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е.
|
| 5.
| В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о.
|
| 6.
| У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -и .
|
| 7.
| У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание -е .
|
| 8.
| Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.
|
| 9.
| Вставьте нужные окончания:
От берёзк… к берёзк..,
от ел.. к ел…
|
| - Проверьте правильность своих ответов (слайд ).
Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста)
Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или -
| 1.
| Интеллектуальная разминка.
|
| 2.
| Выполнение упр.121
|
| 3.
| Работа в паре (по карточкам-сорбонкам).
|
| 4.
| Тест.
|
| Какую оценку ты себе поставишь?
|
|
| Домашнее задание
Тетрадь №1 упр.53
| Домашнее задание
-Учебник с.127 упр. 124
- Составить диктант из 10-12 слов на тему урока.
| 5. Рефлексия учебной деятельности
| Расскажите о событиях урока:
- Какие цели ставили в начале урока?
-Как считаете, мы достигли поставленной цели?
- Что делали?
- Что видели?
- Что слышали?
- Что чувствовали?
- Что узнали нового?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым интересным?
| |