Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме





Скачать 81.84 Kb.
НазваниеТема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме
Дата публикации01.08.2014
Размер81.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок русского языка

2, 4 класс – комплект

2 класс

4 класс

Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме

Цели: рассмотреть два способа проверки парных согласных на конце слова: путём подбора родственных слов и путём подбора другой формы этого же слова;

совершенствовать навыки работы с Обратным словарём;

развивать умение сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.


Тема: падежные окончания имён существительных единственного числа

Цель: способствовать формированию умения правильно писать окончания существительных;

склонять имена существительные и распознавать падежи.


УУД, формируемые на уроке:

Познавательные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • самостоятельно выполнять поиск и выделение необходимой информации в словаре;

  • умение осуществлять сравнение и выделять общее и различие

Коммуникативные:

  • умение взаимодействовать с соседом по парте: слушать и вступать в диалог, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться

Регулятивные:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • уметь рефлексировать свои действия, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

Личностные:

-

  • формировать способность к самооценке;

  • формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • создавать установку на здоровый образ жизни

Планируемые результаты:

- осознать и понять, что парный согласный на конце, это всегда проблема, требующая решения проверки;

- усвоить, что есть два способа проверки парных согласных на конце слова

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.

- Прозвенел звонок весёлый .

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Игровое приветствие «Здравствуй солнце золотое..»
2. - Запишите в тетради дату, вид работы.


2.Актуализация знаний.




С - Работа в парах. (карточка)

- Прочитайте и проверьте слова, если есть ошибки, исправьте их и обоснуйте свой выбор.

Земой,

холадно

миховая шапка

плоток

согривали

питрова маша.

(Проверка на доске)

У

-Когда надо проверять гласную? (чередующаяся, безударная)

- Как же проверить безударную гласную?

- Какие могут быть поверочные слова? (другие формы слова или родственные слова)

У Интеллектуальная разминка.

- Отвечаем очень быстро!

    1. К I склонению относятся существительные …

    2. Вопросы родительного падежа …

    3. Предлоги к, по относятся …

    4. Что значит поставить существительное в начальную форму?

    5. О ком? о чём? – это вопросы …

    6. У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?

    7. Назовите слова- помощники 1, 2, 3 склонений.

    8. Вопросы творительного падежа …

    9. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?

    10. В каком склонении не бывает падежного окончания –и?

    11. Чтобы правильно написать окончание имени существительного, нужно …(алгоритм)

    12. Назовите слова, в которых пропущена буква –е, объясняя свой выбор:

кирпич..м, туч..й, крыш..й, лапш..й, певиц..й, кольц..м.

3.Этап целеполагания.

- Сформулируйте тему урока.

- Определите цель (сегодня будем продолжать отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений)

- Откройте учебник на с.126, уточните цель сегодняшнего урока.


4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в паре.

Учебник упражнение 121.

Самопроверка по эталону (слайд )
Осыпались с сирени (Р.п.). Рядом с сиренью (Т.п.).

Пошла по воду (В.п.). Плывёт по воде (Д.п.)

Поставь под берёзу (В.п.). Отдохнуть под берёзой (Т.п.)

Заступись за товарища (В.п.) Зайдите за товарищем(Т.п.)

Стоит в комнате (П.п.). Принёс в комнату (В.п.)

Вышли на площадь (В.п.) Состоялись на площади (П.п.)

У3.Этап целеполагания.

Анишит Йокоповна Маше и Мише предложила записать следующие словосочетания : молочный зу[?], молочный су[?]. Миша и Маша задумались: «Какую же букву писать на конце этих слов?». Поможем им решить эту проблему.

- Понаблюдайте за этими словосочетаниями.

- Какой звук произносите на конце слов-названий предметов?

- Вы произносите одинаковые звуки или разные?

- Дайте характеристику этим звукам.(согласные, глухие)

-Откройте учебник на стр.130.

Найдите задание «Прочитай предложения» и выполните его.

- Почему у Миши с Машей возникла проблема? ( в словосочетаниях в словах слышим одинаковые звуки, а в предложениях в этих же словах – разные звуки). Как называются такие звуки? (парные)

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Определите цель: научиться правильно писать парные согласные на конце слов;

сформулировать правило проверки парных согласных на конце слов.

- Продолжим узнавать тайны нашего языка и раскрывать секреты правописания.

Физминутка

4.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Работа по учебнику

Ч.1, с.131

Чтение плаката Летучей Мыши и ответы на вопросы.

С 4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. - Выполнение упр. в тетради для самостоятельной работы №1 упр.26

У Проверка

- Самопроверка по эталону.(слайд )

- Вспомните все парные согласные.

- Подтвердите новое правило.(Работа с таблицей на с.132)

У Вывод:

- Назовите порядок определения окончаний у имён существительных

- От чего зависит падеж им. сущ.? ( от управляющего слова)

- С каким падежом могут употребляться предлоги с, по, под, за, в, на.
- Работа в паре по карточкам -сорбонкам.

1 сторона 2 сторона

1карточка.

Вставь пропущенные буквы,

объясняя свой выбор

Около кошк… Около кошки – 1 скл., Р.п. (около земли)

О лекарств… О лекарстве – 2 скл., П.п (о селе )

Из кружк … Из кружки - 1 скл., Р.п.(из земли)

На опушк… На опушке – 1 скл, П.п. (на земле)

К жизн... К жизни – 3 скл, Д.п.(к любви)

В тетрад..… В тетради -3 скл, П.п.(к любви)

2карточка

Вставь пропущенные буквы,

объясняя свой выбор

О мякот... О мякоти – 3 скл., П.п. (о любви)

По пустын... По пустыне – 1 скл., Д.п. (по земле)

На пароход... На пароходе – 1 скл., П.п. (на земле)

От радост... От радости – 3 скл., Р.п. ( от любви)

Из берлог... Из берлоги – 1 скл.,Р.п. (из земли)

Без мыш.. Без мыши – 3 скл., Р.п. ( о любви)


  1. Работа с Обратным словарём.(учебник с.133 упр.98)

- Прочитайте задания.

- Почему в написании всех этих слов можно сделать ошибку?

- Где именно можно ошибиться? А почему?(т.к. на конце основы у этих слов – глухой согласный звук, который (при изменении слов или подборе родственных слов) чередуется с парным ему звонким согласным звуком.

- Есть ли правило, которое позволит нам избежать ошибок?

-Выпишите пять любых слов столбиком. Запиши проверочные слова.

- На какую другую букву нужно открыть Обратный словарь, чтобы проверить полностью написание одной пары звонких -глухих согласных?(на букву К) Откройте Обратный словарь на эту букву, прочитайте слова.

- Почему в написании этих слов можно сделать ошибку?( эти слова можно спутать с другими словами, основа которых оканчивается на этот же глухой согласный звук, но на конце которых пишется буква звонокого согласного!)

- А в корне этих слов наблюдается ли чередование звуков? Как это проверить?

- Есть ли чередование?(Нет. Везде один и тот же звук, поэтому нет проблемы выбора буквы

- Выпишите пять слов и запишите поверочные слова.

1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

1.

У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание – -и.




2.

У имён существительных третьего склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.




3.

У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание -и.




4.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о. без ударения – е.




5.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква о.




6.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание .




7.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется окончание .




8.

Словом-подсказкой для имён существительных первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.




9.

Вставьте нужные окончания:

От берёзк… к берёзк..,

от ел.. к ел…




- Проверьте правильность своих ответов (слайд ).


    1. Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста)

Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком + или -

1.

Интеллектуальная разминка.




2.

Выполнение упр.121




3.

Работа в паре (по карточкам-сорбонкам).




4.

Тест.




Какую оценку ты себе поставишь?







Домашнее задание

Тетрадь №1 упр.53

Домашнее задание

-Учебник с.127 упр. 124

- Составить диктант из 10-12 слов на тему урока.


5. Рефлексия учебной деятельности

Расскажите о событиях урока:

- Какие цели ставили в начале урока?

-Как считаете, мы достигли поставленной цели?

- Что делали?

- Что видели?

- Что слышали?

- Что чувствовали?

- Что узнали нового?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым интересным?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок соответствует согласно тематическому планированию в разделе «Фонетика и морфология». Тема: «Чередование согласных в корне,...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconТема: Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными. Цели
Цель урока: формирование умения обозначения на письме удвоенных согласных звуков буквами
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок русского языка во 2 классе Тема: «Произношение и обозначение...
Обучающая: создать условия для углубления знаний о парных согласных, для овладения учащимися практических умений и навыков проверки...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconТема: «Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных...
Тема: Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок-игра «Редакция» в 3 классе по теме: «Правописание корней»
Тема: Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корнях слов
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок закрепления знаний. Тема урока: Буквы гласных, которые обозначают...
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок по русскому языку во 2 классе Тема. Обобщение знаний о ь знаке...
Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрока Изучаемая тема Вид работы № задания для
Правописание слов с разделительным Ь. Употребление разделительного Ь. Упражнение в написании слов с разделительным ь и ь для обозначения...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрока: урок рефлексии. Тема урока: Обозначение мягкости согласных...
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме; умения составлять предложения...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок русского языка во 2 классе Тема: «Твёрдые и мягкие согласные...
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconТема : «Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова»
Цели: учить распознавать мягкие согласные в словах и обозначать их на письме; познакомить учащихся с правилом переноса слов с мягким...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconПравописание корней с чередованием гласных е и
Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок русского языка в 1 «В» классе. Тема: обозначение мягкости согласных...
Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в этих предложениях? (е, и, ю, я, ь.)
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые...
Тема: Чередование согласных в корнях слов, которое мы не видим на письме iconУрок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск