ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Орфограммы в корнях слов.
Правила обозначения буквами согласных звуков.
| ФИО
| Баленко Галина Александровна
|
| Место работы
| МОБУ «Черноотрожская СОШ им. Черномырдина В.С.»
|
| Должность
| учитель русского языка и литературы
|
| Предмет
| русский язык
|
| Класс
| 5
|
| Тема и номер урока в теме
| Орфография, 4, 1-ая четверть
|
| Базовый учебник
| Русский язык, 5 класс, Разумовская М.М., П.А. Лекант, М., Дрофа, 2011
|
Цели урока: 1.Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные; 2.сформировать умение безошибочно писать согласные в корнях слов.
9. Задачи:
- обучающие: научить видеть согласную в корне и пользоваться алгоритмом распознавания орфограмм согласных;
-развивающие: сформировать умение находить характерные для данной орфограммы признаки;
-воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: сопоставительный анализ, , группировка, обобщение
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование пример алгоритма «Распознавание орфограмм – согласных букв по опознавательным признакам», карточки – задания(индивидуальные), практический модуль
Формы работы учащихся: групповая, работа с алгоритмом, с компьютерной моделью
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
Структура и ход урока
№
| Содержание урока
| время
| Обоснование
| 1
| Ход урока
Самоопределение к деятельности Открывают тетради, записывают тему урока.
Учитель показывает на экран небольшой по объёму текст из практического модуля. Вопрос. Какие слова на письме вызвали бы у вас затруднение? (учащиеся называют слова и подсчитывают вместе с учителем их количество).
| 3 мин.
| 1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (могу»)
3)Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
| 2
| Актуализация знаний
Фронтальная беседа: Какие написания в словах являются орфограммами? Как называются приметы в словах, по которым мы можем найти орфограммы? По какому опознавательному признаку мы находим в словах орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова?» Практическое занятие.
1.Учащиеся списывают с доски слова и обозначают знаком (галочкой) опознавательный признак орфограммы – гласной буквы. Земля, звезда, деревья, тропа, снопы, поля, гроза.2. Учащиеся списывают с доски с/с, находят по опознавательному признаку (безударности гласного) орфограмму – гласную букву и подчёркивают соответствующую ей букву. Зелёные поля, садовые цветы, ночной стороне, чистая роса, тяжёлые колосья.
Взаимопроверка.
Подведение итогов. Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне, надо данное слово объяснить через однокоренное _моряк – море, линейка- линия и т.д.)
| 7 мин.
| Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2)Зафиксировать актуализированные способы действия в речи.
3)Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны)
4)Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5)Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6)Мотивировать к пробному действию (надо-могу-хочу)
7)Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8)Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
| 3
| Постановка цели, задачи
Учитель. Наша сегодняшняя задача определить, какой перечень опознавательных признаков существует у согласных букв.
Объяснительно – иллюстративная беседа. Давайте проанализируем слова, записанные на доске: хлеб, луг, косьба, грядка.
Вопросы. Подумайте, какие места в данных словах вызывают затруднения. Почему?
Цель. Определить «опасное» с орфографической точки зрения место согласного в слове.
| 5 мин.
| 1)Организовать восстановление выполненных операций
2)Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение
3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)
4)На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| 4
| Построение и реализация выхода из затруднения
Учитель на основании ответов учащихся делает вывод – выявленные места в данных словах – это конец и стечение согласных –самые яркие приметы повторяемой орфограммы.
| 3 мин.
| Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1)Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения)
2)Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
3)Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)
4)Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели
| 5
| Первичное закрепление во внешней речи
Чтение теоретического материала в учебнике на стр.28
Решение типовых задач. Выполнение упражнения 65 на стр.28 Проговаривание алгоритма
Работа в группах
| 6 мин.
| Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса с их проговариванием во внешней речи:
-фронтально;
-в парах или группах
| 6
| Самостоятельная работа с опорой на алгоритм
Сейчас каждый попытается сам выполнить задание по эталону.
Закрепление полученных сведений.
1. Запишите в четыре столбика слова, в которых:
происходит изменение согласного в конце слова;
происходит изменение согласного в середине слова;
есть непроизносимые согласные;
есть удвоенные согласные:
Кадка, несчастный, рожь, молодежь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис
2. Запишите под диктовку, графически объясните написа- ние согласной в корне.
Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в соревновании, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, долго здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.
| 10 мин.
| 1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3)Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
| 7
| Включение в систему знаний и повторение
Выполнение задания на индивидуальных карточках, которые учащиеся сразу сдают для проверки учителю.
Примеры карточек-заданий.
1. Найти и подчеркнуть место применения орфографиче ского правила в корне слова по опознавательным признакам орфо грамм - гласных и орфограмм - согласных букв; обозначить опо знавательные признаки орфограмм сверху знаком V.
Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож:.
Обозначить опознавательные признаки орфограмм -согласных букв и подчеркнуть места применения орфографических правил.
1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
2)...Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
3)Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
А.С. Пушкин
3. Работа с практическим модулем.
( Орфограммы гласные и согласные в корнях слов).
| 8 мин.
| 1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия
2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
| 8
| Рефлексия
Какую цель перед собой ставили?(Открыть правило написания согласной в корне)
-Удалось ли достичь поставленной цели?(Да. Мы открыли правило написания согласной в корне слова
Учились писать слова с данной орфограммой
-В чём были трудности? (Я сомневался при написании слов. Я допускал ошибки, путал правило,выполняя предложенные задания.)
-Соотнесите свою оценку с нужной картинкой.
Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, номер которой соответствует номеру картинки.
Картинки:
Я понял правило написания согласной в словах, но у меня есть сомнение.
Я понял правило написания согласной в словах и могу работать по эталону.
Я понял правило написания согласной в словах и могу объяснить другим.
| 3 мин.
| 1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2)Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4)Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Домашнее задание.
| |