Скачать 89.76 Kb.
|
Конспект занятия по развитию речи cоставление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин в старшей группе логопедических групп Программное содержание:
Оборудование:
Лексический материал:
Предварительная работа:
Ход занятия
Дыхательная гимнастика:
Загадка: На дереве висит дворец, Во дворе живет певец, А зовут его … (скворец)
Ребята, посмотрите, под деревом лежит конверт, а мы и не заметили. Давайте посмотрим, от кого это письмо. Его прислали ребята из детского сада «Улыбка». Они просят посмотреть на картинки и подумать какую поставить первой? Второй? Третьей? Четвертой? И составить рассказ.
Теперь посмотрите на первую картинку.
«Веснянка» (украинская песня) А уж ясно солнышко Припекло, припекло И повсюду золото Разлило, разлило Ручейки по улице Все журчат, журчат. Журавли курлыкают И летят, летят.
Анализ занятия. Чтение стихотворения «Скворец» ребенком. Скворец. А у нас в саду жилец – Бойкий, маленький скворец. Тихий сад повеселел Оттого, что он запел. С солнцем скворушка встает Ест жучков, росинки пьет. Сдвинув шапку набекрень, Распевает целый день. Использованная литература:
Искусство существует столько, сколько человечество помнит себя. Искусство объединяет людей, дарит то, что помогает им оставаться людьми и даже становиться лучше. Что включает в себя искусство? Живопись, музыку, театр, художественную литературу. О силе искусства и его значении для людей повествуют многие сказки мира, например, русская былина «Сладко», финский эпос «Калевала», японская сказка «Желтый аист», древнегреческий миф «Орфей и эвридика». Искусство – это тысяча прекрасных картин, музыкальных и других произведений, к которым ребенок должен прикоснуться в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем идти по жизни путем Красоты. Но сегодня мы остановимся на изобразительном искусстве. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе, как чрезвычайная ситуация. Небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры, и немедленно. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас, заложим в сознание и сердце детей. Есть такой термин в педагогике: «арттерапия» («арт» - искусство, «терапия» - лечение). Попробуем понять, что это такое. Восприятие изобразительного искусства неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно, - выразить то, что он хочет и как хочет. У детей от природы сильное чувство свободы, потребность в самостоятельном действии. Если эта природная потребность нами поощряется и развивается, ребенок развивается и воспитывается естественнее и полноценнее. К сожалению, часты случаи, когда и в семье, и в детском саду эта самостоятельность не развивается и даже тормозится. Принуждая ребенка делать что-то по намеченному взрослым плану, ограничивая его творчество заданными условиями и формой выполнения того или иного задания, мы тормозим и даже надолго, если не навсегда, можем убить желание свободно творить, проявлять инициативу. Значит, надо внушать ребенку веру в свои силы, чтобы он смело брался за кисть, карандаш, не боялся новых техник, не боялся высказать то, что он думает и чувствует. Не надо объяснять ребенку, что трава бывает только зеленой, а небо – синим; у маленького человека может быть совершенно свое видение мира, а это и есть творчество. Давайте отходить от штампов и стереотипов! (Пример: Грабарь «Февральский лазурь»). Ребенка нужно водить в музеи, на выставки. И не важно, поймет он что-то или нет, его душа все равно проникнется красотой. Когда-то во многих семьях на стенах квартир висели репродукции известных художников. Сейчас это в прошлом. Неплохо бы иметь в детском саду такие репродукции:
и многие, многие другие произведения великих мастеров живописи. А теперь, мы познакомим вас с терминологией искусства. Это все то, что мы используем на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. (Акварельные краски, гуашь, пастель, палитра, цветные карандаши, сангина. Что такое перспектива, линии схода, каллиграфия, этюд, этюдник). Переходим к жанрам живописи. Попробуйте угадать, какие жанры в шутливых стихах имел ввиду поэт: М. Яснов «О картинах»:
Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш Обязательно картина Называется … (пейзаж)
Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это … (натюрморт)
Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька твой сосед, Обязательно картина Называется … (портрет) Назовите еще жанры живописи, в которых работают художники: Итак:
И, как мы назвали выше, жанры пейзажа, натюрморта, портрета.
Сядем перед картиной и тихо посмотрим на нее… Давайте станем волшебниками и поможем этой картине стать живой!Мы смотрим на картину, а ведь она тоже смотрит на нас. У нее есть глаза. Может быть, эта два голубых окна? Давайте посмотрим в них: что мы там видим? Мы видим там небо, облака, горы. А может быть, она смотрит на нас глазами малыша, который на руках мамы пьет молоко? Мы смотрим на него, а он смотрит на нас. О чем он думает? Может быть, о нас с вами, о том, кто мы, откуда мы появились, не сделаем ли мы ему плохого. Конечно, нет, малыш, мы только посмотрим на тебя и на твою маму. Ее зовут Мадонна Литта. Кто она? Мы не знаем. Королева? Принцесса? Художник Леонардо ничего об этом не написал. Но мы можем с вами точно сказать, что она очень красивая. Посмотрите на ее лицо – оно доброе, чистое, ласковое. С какой нежностью, с какой любовью она смотрит на своего малыша! Она его очень любит, правда? Посмотрите, какие у нее чудесные волосы, золотистые, как красиво они причесаны! А какая на ней красивая одежда! Она очень любит своего маленького сына. Она думает… О чем? Может быть о том, кем он станет, каким человеком вырастет? Давайте еще раз посмотрим на малыша: какие у него необыкновенные волосики, золотистые, похожие на мамины, маленькие ручки, маленькие ножки… У этой картины есть загадка. Внимательно посмотрите: что держит малыш в руке, что ближе к маме? Да, это маленькая птичка. Как вы думаете, живая она или игрушечная? Многие думают, что она живая, и это скорее всего правда. Но как она оказалась в руке малыша, откуда она прилетела – этого никто не знает. Это одна из тайн картины. Может быть, кто – то из вас когда – нибудь разгадает эту тайну? Картина «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи находится в Санкт – Петербурге, в Эрмитаже. Если вы когда – нибудь будете в этом городе, то обязательно сходите в этот замечательный музей, и найдите эту картину. Ну что, смогли мы вместе чуть-чуть оживить картину? Если да, то мы с вами немножко волшебники. Может быть, мы сможем оживлять и другие картины?… Но еще один большой волшебник – мастер Леонардо, который написал ее. Написал, как живое письмо нам с вами, живущим в 21 веке, и мы с вами прочитали его. Почти 500 лет эта картина живет и приносит радость красоты и любви людям, помогает всем нам стать чуточку добрее, ласковее и чище. Конечно, искусство – это еще и поэзия, литература, танец, архитектура, скульптура и много другое. Это тысячи прекрасных картин, музыкальных и других произведений, к которым ребенок должен прикоснуться в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем идти по жизни путем Красоты. И поэтому такие занятия – беседы играют большую роль в приобщении детей к Прекрасному. В заключении хотелось бы сказать, несколько слов о нашем замечательном земляке, художнике-пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине. Он жил и творил в нашем городе, писал виды, окрестности Елабуги, ее леса, поля. И.И. Шишкин считается одним из талантливейших пейзажистов 19 века. В нашем городе находится дом – музей знаменитого художника, с любовью хранятся его знаменитые картины и вещи, принадлежавшие ему. М настоятельно советуем всем, кто еще не побывал в музее, непременно побывайте и посоветуйте всем родителям с детьми приобщиться к Великому Искусству Великого Художника. |