Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка





Скачать 307.06 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации06.09.2013
Размер307.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе

(базовый уровень)
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объёме 35 часов (1 час в неделю) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание уважения к родному языку; осознание эстетической ценности русского языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет);

  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку рассматривается не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития учащихся, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентносного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе речевые.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

Рабочая программа для 10 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тестирование в форме ЕГЭ) и устный опрос (собеседование, защита проектов).

Учебная деятельность десятиклассников направлена на саморазвитие и самообразование.

Задания, предлагаемые обучающимся, ориентированы на самостоятельную работу с текстами, учебником.

Количество часов в неделю – 1

Контрольные диктанты – 2

Контрольные сочинения – 4

Контрольное тестирование -2
Программа рассчитана на 35 часов

Требования к уровню подготовки учащихся


Результаты изучения учебного предмета

1. Общие учебные умения

Ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

2. Специальные предметные умения (предметные результаты)


Ученик должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

3. Метапредметные результаты


  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в

повседневной жизни;

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.




4. Личностные результаты

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

  • учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Преобладающей формой текущего контроля выступает

- письменный опрос:

  • диктант,

  • самостоятельные и контрольные работы,

  • тестирование в форме ЕГЭ,

  • подготовка рефератов,

  • развивающие тестовые задания,

  • тест достижений

- устный опрос:

  • собеседование,

  • защита проектов,

  • зачёт,

  • деловые игры,

  • опрос с помощью контролирующих устройств


Учебно-методические средства обучения

Основная литература:


  1. Программа по русскому языку для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Автор А. И. Власенков. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО РФ.

  2. Учебники:

  • Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы / Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано МО РФ, 100 %.

  • Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы под ред. Грекова В. Ф., Крючков С. Е., Чешко А. А. – М.: Просвещение, 2004, Рекомендовано МО РФ, 100 %.

  1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2002.

  2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. – М.: ВАКО, 2005.

  3. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2001.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).


Дополнительная литература:

  1. Макурина Л. В. Русский язык. 11 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»,2000.

  2. Войлова К. А., Канафьева А. В. Русский язык: Тесты. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 1999.

  3. И. Миломидова. Проверяем свою грамотность. Тесты: орфография, пунктуация, стилистика. – М.: Рольф, 1999.

  4. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации.\ Брусенская Л. А., Гаврилова Г. Ф. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

  5. Л. А. Тростенцова, М. Х. Шхапацева. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Дрофа, 2001.

  6. Сборник текстов «Наш край» / Сост. Прожирова Т. И. – Салехард: ЯНОИУУ, 2002.

  7. С. А. Лукьянов. Анализ художественного текста (лингвистическое толкование): Пособие для учителей русского языка и литературы и студентов вузов. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000.

  8. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) / Автор-сост. С. К. Каменова. – М.: «Лист», 1999.

  9. Ф. П. Сергеев. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: «Учитель», 2001.

  10. Изложения, конспекты, рефераты / С. Ю. Михайлова, Р. М. Нефедова. – М.: ЮНВЕС, 2001.

  11. К. А. Войлова, Н. Г. Гольцова. Сборник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.

  12. Е. А. Еремина. Виды разборов на уроках русского языка. 5-11 классы. – СПб.: «Паритет», 2001.

  13. Е. А. Евлампиева. Викторины по русскому языку. – Чебоксары: КЛИО, 2001.


Мультимедийные пособия:

  1. Интерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?

  2. Компьютерный тренажёр по русскому языку.

  3. Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

  4. Репетитор. Тесты по пунктуации.

  5. Репетитор. Тесты по орфографии.

  6. Русский язык. 8-9 классы. Дидактический и раздаточный материал. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

  7. Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы.

  8. Сборник лучших словарей русского языка.

  9. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  10. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  11. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  12. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  13. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

  14. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.

  15. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  16. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  17. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

  18. Компьютерный тренажёр по русскому языку. Издательство «Равновесие».

  19. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый).

  20. Электронное пособие для учителей и школьников. Русский язык. Контрольные и проверочные работы.


Содержание программы русского языка в 10 классе.

Базовый уровень.



Наименование

Часы

I

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

20 ч.

1

Общие сведения о языке


8ч.

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

2

3

Морфемика и словообразование

2

4

Морфология и орфография

8

II

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Подготовка к сочинению-рассуждению. Текст. Основные виды переработки текста.Проектная деятельность.

10

III

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (продолжение)

5




Лексика и фразеология


5 ч.




Всего

НРК

Развитие речи

Контроль

Тестирование

35 часов из них

3

5

3

2




Итого

35
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку...
Требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень)
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку к умк воителевой Т. М. (34 часа) Пояснительная записка
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программно-методических материалов...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка
Программы основного общего образования по русскому языку, с учетом методических рекомендаций скиропк и про по организации учебного...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку для обучения...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М: «Просвещение», 2008). Внесены изменения: повторение пройденного материала целиком...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому...
Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по русскому для обучающихся...
Требований федерального государственного образовательного стандарта по рус­скому языку (базовый уровень) 2004 г
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка 1 Общая характеристика курса литературы в 11...
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconКуликовой Лидии Алексеевны, по русскому языку в 5 классе, базовый...
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Переславль-Залесский
Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку /Базовый...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов...
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа педагога рудичевой Елены Серафимовны, учителя высшей...
«Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / В. Ф. Греков // Программно-методические материалы....
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программа по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку. 9 класс
Федерального компонента Государственного стан­дарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2004 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск