Скачать 139.79 Kb.
|
Урок – одна из форм образовательного процесса Как бы ни совершенствовалась система образования, какие бы нововведения ни появлялись в школе, оптимальнее вида организации учебной деятельности учащихся, чем урок, не придумано. Именно он лежит в основе всего процесса обучения. От его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования. Урок понимается как фрагмент образовательного процесса, как законченный в содержательном, временном и организационном отношениях его отрезок. Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами не пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные умения и навыки. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке. По мнению Н.И.Запрудского, эффективный урок отличается:
Н.И.Запрудский предлагает алгоритм проектирования урока как образовательной системы. 1. Проведение диагностики. 2. Изучение нормативных требований и методических рекомендаций к уроку. Необходимо знать требования учебной программы, требования к санитарно-гигиеническому режиму. Инструкцию о порядке формирования устной и письменной речи. Нормы оценки. 3. Определение типа и места урока в учебном блоке. 4. Определение обучающей цели и отбор учебного содержания. «Иду на урок» - эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?» Ответы на эти вопросы кроются в анализе такого феномена, как педагогические цели. Можно ли вообще не говорить о целях учебного занятия. Ведь, согласитесь, главная цель учителей состоит в том, чтобы дети работали на занятии. И может быть, в этом случае не имеет смысла говорить о целях конкретного урока, семинара, практикума и т.п. А должен ли ребенок знать цель учебного занятия? Ведь цели урока - это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие наши ученики приходят в раздражение потому, что учителя знают, что будет происходить, а они - нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Но какую цель? Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит восьмиклассникам о том, что они сегодня научатся решать уравнения и это очень важно для них в связи с поступлением в будущем в высшие учебные заведения. А учащимся неинтересно: почему нужно учиться решать уравнения, которые будут необходимы через четыре годы. Значит, цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка. При проектировании урока первостепенное значение имеет грамотная постановка обучающей цели урока. В классической советской школе ставилась триединая цель ( обучающая, развивающая и воспитательная), и её достижение предусматривалось через деятельность учителя. Многие педагоги и сегодня придерживаются такого подхода в постановке целей урока, формулируя их с помощью шаблонов «дать понятие», « показать», «сравнить», «развивать», «систематизировать» и т.д. (это не цель, а декларация о намерениях учителя, указание на то, что он сам будет делать на уроке: давать, учить, знакомить) Так формулировать легко, но бесполезно. Получается, что педагог заботится в первую очередь о том, чтобы выполнить свою миссию – транслировать учебный материал школьникам, а качество знаний учеников отходит на второй план. Тем более, что такая формулировка целей не соответствует самой сути этого понятия: ведь цель – это планируемый результат деятельности. Планируемый результат деятельности учителя на уроке – это соответствующие знания и умения учащихся. Формировать, обобщать, повторять знания – это задачи педагога. (По определению, задачи – это то, что нужно делать, чтобы достичь цели.) исходя из этих соображений, рекомендаций ученых и опыта успешных учителей (Д.Г.Мацкевич «Навошта тлумачыць вучню тое, да чаго ён сам можа дадумацца? З адзінай мэтай да запланаванага выніку.»// Настаўніцкая газета. 2 лютага 2010 года.) предлагаются следующие способы постановки целей:
Сформулированная таким образом цель позволяет количественно измерить степень достижения цели каждым учеником класса, сравнив желаемый и достигнутый результат. Важно переформулировать цель так, чтобы она была понятной учащимся, чтобы они знали, каким может быть результат их деятельности на уроке. Возможна в начале урока постановка целей самими учащимися. Обучающие цели определяются на основе раздела программы: «Учащиеся должны знать…, учащиеся должны уметь…» с учетом результатов диагностики усвоения опорных знаний учащихся. Успех урока будет более вероятным, если цель учителя становится стремлением учеников. 5. Постановка задачи личностного развития учащихся и планирование ситуации развивающего типа. Что касается развивающего и воспитательного аспектов урока, то соответствующие цели на урок сформулировать невозможно. Проблема заключается в том, что невозможно конкретно (количественно) прописать окончательный результат, т.к. нельзя измерить приращение за 45 минут урока в воспитании и развитии учеников. Как оценить, в отличие от обучающих целей, насколько ученики стали более воспитанными или интеллектуально, эмоционально развитыми за урок? Можно только оценить ситуации, организованные учителем на уроке, - насколько они содействовали развитию и воспитанию учащихся. Целеполагание в воспитании и развитии на уроке обуславливается системным представлением учителя об «идеальном» ученике – выпускнике школы. Это представление формируется на основе анализа требований времени и социального заказа школе. Каждый педагог формулирует для себя набор качеств личности успешного белоруса, который способен встраиваться в ситуацию, ненасильственно решать проблемы, обеспечивать свою семью, улучшать жизнь к лучшему и т.п. Допустим, учитель полагает, что его выпускники «должны быть предприимчивыми людьми». В таком случае целью урока может быть создание ситуации, в которой учащиеся проявляли бы и тренировали свои предпринимательские качества. (Предприимчивость школьнику нужно проявить, например, на лабораторном уроке, где предлагается не совсем подходящее оборудование (так было задумано учителем); при выполнении различных учебных проектов и т.п.). Вот примеры формулировки воспитательных и развивающих целей: Формулировки задач рекомендуется начинать приведенными клише: содействовать, способствовать, создать условия и др. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать, поскольку в этих словах ощущается стремление к некоторому насилию над учеником. (Правильно: содействовать формированию умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи; организовать ситуацию выбора и воспитания у учащихся ответственного отношения к учебе.) Часто урок или этап изучения нового материала учитель, обращаясь к ученикам, начинает словами: «Сегодня наша цель…». Понятно, что это лишь ритуальная, ничего не значащая фраза, не обеспечивающая возникновения цели у самих учащихся. Во многих случаях они осознают смысл того, что делают, спустя довольно большое время после начала выполнения полученного задания. А между тем известно, что деятельность без поставленной цели не является полноценной и эффективной. Личностное целеполагание учащихся осуществляется на основе актуализации потребностей учащихся и посредством различных ситуаций, специально организуемых учителем на уроке. Приведем несколько примеров.
А.В.Хуторской отмечает, что анализ ответов учащихся на данную анкету позволяет установить мотивы их учения и индивидуальные склонности. Сами же школьники имеют в этой ситуации хорошую возможность образовательного самоопределения. 3. Педагог даёт открытое задание, особенность которого состоит в том, что и сам учитель не знает, каков будет результат работы. Например: найти объяснение какому-либо географическому названию, придумать и изобразить герб класса и т.п. 4. Учитель просит школьников ознакомиться с целями изучения данной темы, которые были определены учениками другого класса; оценить их реальность и соответствие требованиям времени. На этой основе предлагается сформулировать собственные цели урока или цели к разделу учебного предмета. 5. В середине урока осуществляется рефлексия, осмысливается продвижение к запланированным целям и осуществляется их уточнение. Цели урока являются определяющими в деятельности учителя и учащихся. Диагностическое конкретное описание в форме действий, которыми учащиеся должны овладеть на уроке, обуславливает соответствующую работу школьников. Планирование целей личностного развития ориентирует педагога на создание адекватных условий и ситуаций, в которых ученики реализуют свои потребности и развивают свои способности. Примерный перечень возможных задач урока 6. Прогнозирование предстоящего занятия. На данном этапе важно осуществить прогноз будущего урока, то есть проиграть различные варианты проведения урока, выбрать среди них такой, который обеспечит наибольший образовательный эффект. В качестве критериев выбора варианта могут быть использованы следующие:
Прогнозирование позволяет внести возможные коррективы в цели, задачи и содержание урока. 7. Определение последовательности и планирование результатов этапов урока. Для определения этапов урока могут быть приняты различные основания:
Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя. 8. Выбор методов и форм. Важно выбрать такие методы, чтобы они наилучшим образом подходили для достижения обучающей цели и решения задач воспитания и развития учащихся, были адекватны содержанию урока, возрасту учащихся и т.д. в том случае, если для урока взята определенная технология, выбор методов не представляет сложности, поскольку их предопределяет сама технология. Методы имеют внешнее выражение (оформление) в формах обучения (индивидуальная, в парах, групповая, коллективная, фронтальная) и в формах организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум и т.п.). Выбор форм обуславливается целями и задачами урока, а также избранными методами. 9. Подбор средств обучения. Средства обучения необходимо отбирать согласно целям и задачам урока, содержанию, методам обучения и особенностям учащихся. Важно учитывать, умеют ли учащиеся пользоваться выбранными средствами обучения. 10. Составление технологической карты урока. Большинство учителей, готовясь к уроку, пишут его план. Это гораздо проще, чем составлять технологическую карту. Действительно, в плане прописываются только действия учителя. Гораздо сложнее тщательно продумать целенаправленные поэтапные действия учащихся и соответствующие свои управляющие действия. Вместе с тем, технологическая карта предпочтительнее, поскольку позволяет при прочих равных условиях провести урок эффективнее. Возможные варианты технологической карты: В виде таблицы В виде текста Сочетание двух вариантов 11. Установление обратной связи. Обратная связь является ядром оценки и нужна для:
Урок без обратной связи не позволяет учителю и учащимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Возможные варианты организации обратной связи:
Деятельность учителя по обеспечению ОС осуществляется на трех этапах: - планирование урока (учитель с учетом результатов диагностики достигнутого учащимися уровня владения учебным материалом и их познавательных возможностей определяет обучающую цель как ожидаемый образовательный результат) - в процессе проведения занятия учащемуся важно видеть на каждом этапе свое продвижение, соотносить то, что он делает и как это делает, с нормами, образцами, эталонами. Это создает ситуацию успеха, мотивирует учащихся на продолжение деятельности. - на этапе анализа урока учителем он соотносит замысел урока с его реализацией, отбрасывает то, что было неудачным, достраивает урок недостающими элементами. 12. Определение содержания домашнего задания учащимся и способа его предъявления. Определить содержание домашнего задания можно только после обратной связи на самом уроке. Задание должно фокусироваться на достижениях и проблемах учащихся, выявленных посредством обратной связи. Оно должно быть посильным для учащихся, находиться в «зоне их ближайшего развития». Для незамотивированных учащихся важно сделать его привлекательным и интересным. Рефлексия, то есть осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, в которых учащиеся будут тренироваться в этих способах. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя. Уже начиная с младшего школьного возраста, необходимо особое внимание уделять обучению детей осознавать то, что они делают и что с ними происходит. Для младших и средних школьников эффективнее оказывается психологическая рефлексия, то есть вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Существует множество приёмов психологической рефлексии. На старших этапах более глубокой становится содержательная рефлексия. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.
Их может быть больше или меньше в зависимости от целей. Главное - чтобы ученик сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких вопросов происходит осознание детьми собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.
13. Самоанализ урока Профессионализм учителя проявляется и в том, как он свой урок объясняет другим. .. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Памятка учителю по повышению эффективности урока
|
Программа профессионального модуля Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Михаил Веллер Приключения майора Звягина Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | ||
Программное обеспечение образовательного процесса Добра, Знаний, Красоты. Сложная структура современной педагогики требует применения различных форм, методов воспитания учащихся и... | Этюд на тему: «Книга о творчестве в любом виде человеческой деятельности,... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | ||
Лекция должна отвечать следующим Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное... | Правила аттестации педагогических работников вопрос-ответ Педагогический... Педагогический совет – одна из форм коллегиального управления организацией образования | ||
Методические рекомендации по их написанию москва-2012 методические... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе. (Из опыта работы) | ||
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | Педагогическая мастерская ... | ||
Анализ воспитательно-образовательного процесса в доу в 2011-2012 учебном год В настоящее время система образования Российской Федерации переживает период реформирования, поиска новых форм работы с обучающимися... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью открытого урока является презентация преподавателем собственной системы работы, передовых форм и методов образовательного процесса,... | ||
Урок №6 Тема урока «…Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».... | Урок жизни №3. Тема: Мамадыш сегодня Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,... | ||
Урок жизни №3 Тема: Мамадыш сегодня Составители: Рощина Г. О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса,... | Права и обязанности участников образовательного процесса К участникам образовательного процесса относятся обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники |