Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯпо специальной дисциплине «Социология»по направлению подготовки 39.06.01 – Социологические науки
2015
ВведениеПрограмма предназначена для поступающих в аспирантуру ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по направлению подготовки 39.06.01 – Социологические науки профиль подготовки – «Социология управления».
Программа подготовлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.06.01 – Социологические науки.
Цель вступительного экзамена в аспирантуру установление уровня знаний, навыков и умений для выполнения аспирантской программы.
Требования к поступающим в аспирантуру по специальности: знание основ теории социально-гуманитарных наук на уровне высшего образования.
Вступительный экзамен проводится в устной форме по билетам, в билете 2 вопроса.
Теоретико-методологические основы социологииСоциология как наукаОпределение социологии. Объект, предмет и задачи социологии. Роль и функции социологии в современном обществе. Фактологические, сравнительные и теоретические вопросы. Современные дискуссии о сущности и содержании социологической науки. Социология и другие науки. Социология и философия. Социология и история. Социология и психология. Социология и политология. Социология и экономика. Социология: естественные и точные науки.
Междисциплинарные научные направления. Экономическая социология. Социальная психология. Политическая социология. Этносоциология. Социология и религия.
История социологии Формирование социологии как самостоятельной науки. Социологическая теория позитивизма О. Конта.
Социология власти в работах М. Вебера. Теория социальных действий М.Вебера. Типы господства: традиционный, рациональный, харизматический типы.
Теория социологизма Э. Дюркгейма.
Теория социальной мобильности П. Сорокина. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Социальные лифты. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
Теория социального конфликта. Основные функции социального конфликта. Конфликт как естественная и прогнозируемая составляющая социального организма (К. Маркс, К.Миллс, Л. Козер, Р Даррендорф и др.).
Структурно-функциональный анализ. Школа Т. Парсонcа. Т. Парсонc как создатель теории структурного функционализма. Категория равновесия Парсонса. Условия равновесия социальной системы: адаптация, целеполагание, интеграция, латентность. Социальное действие как одна из центральных категорий теории Т. Парсонса.
Социологическая концепция Зиммеля.
Социологическая мысль в России второй половины ХIХ-начала ХХ вв. Анархизм как одно из направлений социологической мысли России. Субъективный метод в социологии (П.Лавров, Н. Михайловский). Психологическое направление в социологии. Плюралистическая концепция М. Ковалевского. Легальный марксизм.
Основные социологические школы в XIX – начале XX вв. Главные направления в развитии социологии в XX в. Основные направления поиска в современной социологической теории. Современная российская социология: направления, представители, школы.
Социальная структураСоциальная структура: понятие, сущность. Социальная структура современного российского общества как совокупность связей и отношений между социальными группами и общностями людей по поводу их условий жизнедеятельности. Основные элементы структуры общества.
Социальные институтыСоциальные институты: понятие, сущность. Социальный институт как специфическое образование, выполняющее общественно-значимые функции. Основные типы социальных институтов.
Социальные общности и группыСоциальные общности и группы, основные формы их проявления. Типы социальных общностей и групп. Критерии выделения социальных общностей и групп.
Социальные процессыСоциальные процессы: понятие, сущность. Социальные процессы как совокупность последовательных движений, изменений, взаимодействий индивидов, социальных групп и социальных общностей.
Гражданское общество и проблемы его формирования в России. Объективные и субъективные условия и факторы формирования и развития гражданского общества в современной России.
Методы социологических исследованийВиды прикладных социологических исследований: экспресс-опрос, зондаж, пилотажное, описательное, аналитическое, социальный эксперимент.
Методы социологических исследовании. Количественные и качественные исследования. Характеристика методов социологического исследования: опрос, наблюдение, экспертная оценка, анализ документов, социометрический метод, социальный эксперимент и др.
Выборочный метод исследования. Виды выборки: случайная, районированная, квотная (пропорциональная), панельная, многоступенчатая, гнездовая и др. Объем выборки, расчет выборки.
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру
Предмет и структура социологии как науки.
Основные этапы развития социологической мысли, периодизация социологии.
Социологическая теория позитивизма О. Конта.
Эволюционная концепция в социологической теории Г. Спенсера.
Натуралистические школы одного фактора.
Социологическая концепция Г. Зиммеля.
Теория социологизма Э. Дюркгейма.
Социологическое учение К. Маркса, основные этапы развития марксизма.
Понимающая социология М. Вебера.
Предмет социологии и структура социологического знания в трудах П.А. Сорокина.
Социологический психологизм. Социология и фрейдизм.
Основные идеи Чикагской социологической школы.
Развитие социологической мысли в России в XIX нач. XX вв.: основные направления и представители.
Структурно-функциональная социологическая концепция Г. Парсонса, Р. Мертона.
Современная российская социология: направления, школы, представители.
Общество как социальная система: сущность и виды анализа.
Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Социальные изменения при переходе к постиндустриальному обществу.
Социальные отношения и процессы, социальные изменения.
Социальное действие и поведение.
Понятие социального статуса. Типология социальных статусов и статусных групп.
Социальные роли, понятия ролевого репертуара.
Социализация. Сущность и теории социологизации.
Социальная стратификация: основные понятия, сущность, виды.
Социальное неравенство как основа теории социальной стратификации.
Социальная мобильность: сущность, типы, факторы.
Понятия общественного мнения. Субъект и объект общественного мнения.
Современный социальный конфликт, социальная природа, сферы и формы.
Социальные связи и взаимодействия. Основные характеристики.
Социальное время и социальное пространство.
Социальная норма и девиация.
Общество и государство. Гражданское общество.
Понятие современности и постсовременности. Модернизм и постмодернизм.
Социальный контроль и социальное управление.
Социальная структура общества.
Понятие и социологические концепции личности. Социальные типы личности.
Социальная группа: сущность и типологии.
Социальная организация: понятие, типологии, строение и функционирование.
Социальные общности: сущность и типологии.
Социальный институт: признаки социальной институционализации.
Типологии социальных институтов. Традиционные и инновационные социальные институты.
Социологическое исследование, виды социологических исследований.
Организация и проведение социологического исследования.
Программа социологического исследовании, ее структура, функции.
Выборочный метод и виды выборки.
Социальное измерение. Виды шкал.
Опрос как метод сбора первичной информации.
Социальный эксперимент, его виды и характеристики.
Методы анализа документов. Контент-анализ.
Наблюдение и его виды.
Социологическая информация, ее виды и особенности, обработки и интерпретации.
Примерный список тем рефератов для вступительных экзаменов
Социология в системе наук. Объект и предмет социологической теории.
Основные принципы научного исследования в социологии.
Основные теоретические направления западной социологии XIX века.
Объясняющая социология Э.Дюркгейма и её роль в социологическом знании.
Понятие социального действия в социологической теории М.Вебера.
Методологические проблемы социологии коммуникаций.
Становление и основные этапы российской социологической науки.
Понятие общества в социологической теории.
Понятие социальной стратификации и социальной мобильности в социологической теории.
Ю.Западная социология в XX веке: тенденции и основные концепции.
Становление и развитие эмпирической социологии.
Социология управления как отрасль социологического знания. Сущность социального управления.
Социальная структура современного общества. Особенности российской социальной структуры.
Социология социальной сферы. Социальная сфера России в начале XXI века.
Экономическая социология как специальная социологическая теория.
Теория социальных изменений и эволюции, исторические типы обществ.
Этапы развития системно-теоретического знания в социологической науке.
Социальные группы и их виды.
Особенности современного этапа развития социологии.
Понятие социальной роли. Ролевой конфликт, его виды и способы их разрешения.
Социология занятости: проблемы и пути их решения.
Образование как социальный институт. Управление в сфере образования.
Социальные системы и условия их сохранения.
Средства массовой информации как социальный институт общества.
Методы социального проектирования в социологии.
Общественное мнение как объект социологической науки.
Мировые религии, их основные направления. Классификация религий.
Понятие культуры в социологии. Социокультурный процесс.
Понятие организации. Направления исследования организаций в социологии.
Проблемы социального неравенства в социологии.
Молодёжь как объект социологического исследования. Социология молодёжи.
Система социальных институтов общества: виды и функции социальных институтов.
Личность в системе социальных взаимодействий. Статусы.
Социализация личности. Теории социализации.
Список литературы: Основная литература 1. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь/ предисл. Г.В. Осипова. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2009.
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФРА-М, 2009.
4. Кравченко, С.А. Социология в 2-х томах. Учебник для академич. бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. — 584 с.
5. Социологическая энциклопедия. В двух томах. М.:Мысль,2003.
6. Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / Отв. ред. А.В. Тихонов. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2014.
7. Тавокин Е.П. Основы социального управления. М.: Инфра-М, 2013.
8. Тощенко Ж.Т. Социология управления. .М.: Изд-во «Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.
9. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник. Кн.2. Методология и методы социологических исследований / Под ред. Ж. Т. Тощенко . — М.: ЮНИТИ,2013. — 415 с.
10. Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Проспект, 2010. 384 с
Дополнительная литература 1. Гидденс Э. Социология. М. 2005. ISBN 5-8291-0629-9.
2. Граждан В.Д. Социология управления. М., 2011.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Терра-Книжный клуб, 2008.
4. Кравченко, А.И.Методология и методы социологических исследований: Учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 828 с.
5. Магомедов К.О. Социология государственной службы. М., 2010.
6. Осипов Г.В. Социология. – М.: ЛКИ, 2008.
7. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. / Пер. с англ. М.: ООО Изд-во АСТ, 2002. 669 с.
8. Тощенко Ж.Т. Новые тенденции в развитии российской социологии //Социс. №4. 2013.
9. Турчинов А.И., Магомедов К.О., Кононенко Т.А. Социологический анализ проблем кадровой политики и управления персоналом в российских организациях: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2011.
10. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер с польск. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008.
11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. M.:Омега-Л. 2007.
Критерии оценки ответа на вступительном экзамене:
степень владения теоретическим материалом,
демонстрация знания межпредметных связей,
умение характеризовать теоретические аспекты на основе практических примеров,
знание специальной литературы и нормативных правовых актов,
демонстрация профессиональной культуры при ответе на вопросы,
полнота и правильность ответов на дополнительные вопросы.
Шкала оценки ответов абитуриентов на вступительном экзамене: Уровни знаний
| Описание уровня
| Баллы
|
Высокий
оценивается «отлично»
| Абитуриент свободно владеет теоретическим материалом, демонстрирует понимание межпредметных связей, может характеризовать теоретические аспекты на основе практических примеров, проявляет повышенную научную и образовательно-культурную эрудицию, 80% и более поставленных дополнительных вопросов получили четко сформулированные квалифицированные ответы в полном объеме.
| 5
|
Выше среднего
оценивается «хорошо»
| Абитуриент владеет теоретическим материалом, ответ логичен, показывает достаточную научную и образовательно-культурную эрудицию, изложение теоретического материала сопровождается практическими примерами, имеются отдельные несущественные ошибки, до 70% поставленных вопросов получили четко сформулированные квалифицированные ответы в полном объеме, при ответе на дополнительные вопросы допущены небольшие неточности.
| 4
|
Средний
оценивается «удовлетворительно»
| Абитуриентом была проявлена ограниченная научная и образовательно-культурная подготовленность, владеет теоретическим материалом, но в изложении отсутствует логика, имеются существенные неточности, отсутствуют практические примеры к излагаемым теоретическим вопросам, до 60% поставленных вопросов получили полные ответы, при ответе на дополнительные вопросы допущены неточности.
| 3
|
Низкий оценивается «неудовлетворительно»
| Абитуриентом была проявлена слабая научная и образовательно-культурная эрудиция, не владеет теоретическим материалом или неверно определяет основные профессиональные понятия, менее 60% поставленных вопросов получили плохо сформулированные ответы в недостаточном объеме, не даны ответы на дополнительные вопросы.
| 2-1
|