Скачать 129.29 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФБГОУ ВПО «МГГУ») УТВЕРЖДЕНА на заседании кафедры философии, политологии и права факультета истории и социальных наук Протокол № 5 от 18.02.2014 г. Зав. кафедрой ___________________ (Т.П. Штец) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по специальной дисциплине Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (профили: «Социальная философия», «История философии») Мурманск 2014 Данная программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (профили: «Социальная философия», «История философии») К освоению программы подготовки по направлению направлению 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» допускаются лица, имеющие высшее образование (специалитет и/или магистратура). Приём в аспирантуру осуществляется по результатам вступительных испытаний. Для поступления в аспирантуру устанавливаются следующие вступительные испытания:
Лица, не имеющие научных публикаций по профилю подготовки, должны при поступлении предоставлять реферат. Вступительный экзамен по профилю «Социальная философия» в качестве первого вопроса включает собеседование по реферату или по предоставленным публикациям соискателя, второй вопрос - собеседование по широкому кругу социально-философских проблем, среди которых: 1. Место и роль социальной философии в системе философского знания. 2. Проблематика социальной философии. 3. Понятие общества. 4. Социальные процессы. Объективные и субъективные основы формирования социальных тенденций. 5. Культура как проблема социальной философии. 6. Культура и цивилизация. 7. Социальное пространство и время. 8. Социальная общность. Проблема дифференциации общностей. 9. Понятие этноса. 10. Понятие класса. 11. Проблема власти в социальной философии. 12. Основные методы социального познания. 13. Основные этапы развития социально-философской мысли. 14. Основные социально-философские школы и направления. Крупнейшие представители. 15. Социальная стратификация и социальная мобильность. 16. Личность и общество. 17. Общественные отношения. 18. Понятие социального института. 19. Понятие социальной системы. Социальный порядок. Общественные законы. 20. Социальная философия и философия истории. Внимание! По каждому вопросу должен быть подготовлен список первоисточников, в которых рассматриваются указанные проблемы. Литература: 1.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.1: А-Д/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2000 2.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2: Е-М/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2001 3.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.3: Н-С/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2001 4.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.4: Т-Я/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2001 5.Алексеев П. В.Философия : [учебник для студ. вузов] / Алексеев П. В., Панин А. В. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008 ; Изд-во Моск. ун-та. – 588с. 6.Кохановский В. П.Философия : конспект лекций / Кохановский В. П., Жаров Л. В., Яковлев В. П. ; отв. ред. В. П. Кохановский. - Изд. 11-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 190 с. 7.Социальная философия : учеб.-метод. пособие для студ. фак. философии и социальных наук / под ред. А. И. Зеленкова ; [Белорус. гос. ун-т]. - Минск : БГУ, 2010. - 150, [1] с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 8.Философия : [учебник для студ. нефилос. спец. вузов] / Аполлонов А. В., Васильев В. В., Миронов В. В., Разин А. В. ; под ред А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010 ; Изд-во Моск. ун-та. – 669 с. 10.Гриненко Г. В.История философии : [учебник для студ. вузов по дисц. "Философия"] / Гриненко Г. В. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 689 с. Вступительное испытание по профилю «История философии» Форма проведения: устный экзамен по билетам Вопросы к вступительному испытанию по профилю «История философии»
Третий вопрос на экзамене по профилю «История философии» – собеседование по реферату. Литература: Первоисточники: (любой год издания)
Учебная литература: 1.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.1: А-Д/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2000 2.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2: Е-М/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2001 3.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.3: Н-С/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2001 4.Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.4: Т-Я/ Ин-т философии РАН, Нац-общ. научный фонд.-М.: Мысль, 2001 5.Алексеев П. В.Философия : [учебник для студ. вузов] / Алексеев П. В., Панин А. В. ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008 ; Изд-во Моск. ун-та. – 588с. 6.Кохановский В. П.Философия : конспект лекций / Кохановский В. П., Жаров Л. В., Яковлев В. П. ; отв. ред. В. П. Кохановский. - Изд. 11-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 190 с. 7. Философия : [учебник для студ. нефилос. спец. вузов] / Аполлонов А. В., Васильев В. В., Миронов В. В., Разин А. В. ; под ред А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010 ; Изд-во Моск. ун-та. – 669 с. 8.Шмонин Д. В.Введение в средневековую философию. Патристика : учеб. пособие студ. вузов / Шмонин Д. В. ; Рус. христианская гуманит. акад. - СПб. : СПбГУ, 2008 ; Изд-во Рус. христианской гуманит. акад. - 145 с. 9.История философии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. ВПО (бакалавров) 030100 "Философия" / под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая ; МГУ им. М. В. Ломоносова, филос. фак. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академ. Проект, 2008. - 783 с. 11.Гриненко Г. В.История философии : [учебник для студ. вузов по дисц. "Философия"] / Гриненко Г. В. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 689 с. 12. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное пособие для студентов и аспирантов философ. факульт. и отделен. универс./В.Ф.Асмус.-2-е изд., доп.-М.: Высшая школа, 1976 13.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебник для филос. факульт. универс. и аспирантов вузов по курсу «История философии».-М.: Высш.школа, 1991 14.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учебное пособие для студентов и аспирантов философ. факульт. и отделен. универс..-М.: Высш. школа, 1980 15.Соколов В.В. Европейская философия ХV- ХVII веков: Учебное пособие для студентов и аспирантов философ. факульт. и отделен. универс..-М.: Высш. школа, 1984 16.Нарский И.С. Западноевропейская философия Х1Х века. Учебное пособие для студентов и аспирантов философ. факульт. -М.: Высш. школа, 1976 17.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994. Требования к оформлению реферата Реферат должен быть индивидуальной, завершенной работой, связным, цельным изложением той или иной проблемы. Тема реферата должна быть согласована с предполагаемым научным руководителем. Выбор темы определяется, прежде всего, личным профессионально-научным интересом соискателя. Желательно, чтобы в реферате было очерчено проблемное поле будущего диссертационного исследования. Целостность реферата отображается в его структуре, которая может иметь и упрощённый вариант: введение, основная часть, заключение и список литературы (библиография). Перед введением обязательно пишется план реферата. Изложение должно строго соответствовать плану, причём, основные пункты плана должны быть выделены и озаглавлены. Во введении следует сказать о цели и задачах работы, о причинах выбора темы, о её актуальности и значимости. Дать характеристику: состояния разработанности данной темы (вопроса, проблемы) в литературе; принципов, методов и структуры исследования. В основной части необходимо раскрыть саму тему, то есть не только осветить её проблемы и возможные (или имеющиеся уже) пути их решения, но и дать сравнительный анализ существующих концепций, свою интерпретацию, выразить свой собственный подход к проблеме. В реферате следует показать умение решать поставленные задачи не только на основе анализа изученной философской литературы, но и проявить самостоятельность мышления. Раскрывать тему можно по-разному: в историческом плане (от прошлого к настоящему), в логическом плане (по главным, существенным, «узловым» моментам), в актуалистическом плане (через призму настоящего к прошлому и будущему). В заключении следует сделать краткие выводы по изложенному в реферате материалу, наметить пути дальнейшего исследования. Список использованной литературы (библиография) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов с обязательной нумерацией работ в такой последовательности: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. Литература на иностранных языках также в алфавитном порядке дается после литературы на русском языке. Особое внимание следует уделить оформлению цитат и сносок, а именно: необходимо указывать фамилии и инициалы авторов работ, полное название работы (книги, статьи и т.п.), место, где издана работа (включая издательство), год издания, при необходимости указываются страницы. Сноски и ссылки могут быть оформлены в скобках, сразу же после цитаты или пересказа с указанием номера работы по списку использованной литературы и соответствующих страниц этой работы, либо постранично (в конце страницы). При оформлении списка литературы и сносок необходимо руководствоваться рекомендациями существующей системы стандартов. Общий объём реферата зависит от выбранной темы и глубины её рассмотрения, но наиболее приемлемый - 24 страницы через 1,5 интервала, 32 стр. через 2 интервала. В строке должно быть от 60-ти до 70-ти знаков (букв, пробелов, знаков препинания). Число строк не должно превышать 40 через 1,5 интервала и 30 через 2 интервала. Примерная схема отзыва (рецензии) на реферат
Краткая оценка работы рецензентом в целом (допуск к вступительному экзамену в аспирантуру по направлению 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» Критерии оценивания ответов на вступительном экзамене в аспирантуру Ответ сдающего экзамен должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на вопросы билета, а также показывать его умение видеть связь излагаемых вопросов с другими вопросами курса. При оценке ответа надо учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень понимания изученного; 3) умение отвечать на дополнительные вопросы; 4) знание первоисточников. При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями: Отметка «5» ставится, если отвечающий: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильные определения философских понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры; 3) правильно и полно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «4» ставится, если отвечающий: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильные определения философских понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры; 3) не отвечает или не полно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» ставится, если отвечающий: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении философских понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; 3) не отвечает или не полно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «2» ставится, если отвечающий: 1) обнаруживает незнание большей части материала, относящегося к вопросам билета, допускает ошибки в формулировке философских понятий, искажающие их смысл, 2) беспорядочно и неуверенно излагает материал, без его обоснования; 3) не отвечает на дополнительные вопросы. |
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... ... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... | ||
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине Основная... Язык как система. Национальный язык. Формы существования русского национального языка. Современный русский литературный язык как... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | ||
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную... Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... |