Скачать 120.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 47.06.01 «ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» ПРОФИЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ » КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры философии ТГУ имени Г.Р.Державина. Протокол № 7 от «06» марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия». Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое понимание специфики социально-философского подхода к обществу и субъекту социальной активности, знание основ социальной онтологии, включающим в себя сущностные проблемы общественного бытия и его модификаций. Основные задачи испытания: выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего; оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя; проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия», поступающий должен: быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой философского мышления; знать содержание базовых социально-философских категорий; знать концептуальные, мировоззренческие и методологические проблемы социальной философии, роль социальной философии в структуре философского и гуманитарного знания в целом; уметь квалифицированно анализировать современные философские проблемы общества; знать теоретические и методологические основы общественного бытия как целостной и вместе с тем развивающейся системы социальной действительности, сущностные черты социальной реальности, современной социально-философской тематики и проблематики. Умения и навыки: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в области социальной философии; умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 3. Содержание программы (аннотации тем) Раздел 1. Социальная философия как раздел философского знания Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Социальная философия и теоретическая социология. Всеобщность социально-философского анализа и комплексность социологического исследования. Социальная философия и идеология. Происхождение человека. Человек как биосоциальное существо. Онто- и филогенез, соотношение наследуемой и приобретаемой информации, «закон ненаследования приобретенных свойств» и проблема биологического становления Homo Sapiens.. Труд, общение, речь — основные факторы антропосоциогенеза. Деятельность, поведение, общение — основные функции человеческой активности. Типы и стимулы деятельности. Практика. Структура жизненного опыта человека. Раздел 2. Социальная онтология Понятие общества. Системность социальной реальности. Представление о больших системах применительно к обществу. Целостность и системность социума. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка. Социальное пространство и время как формы социального бытия. Понятие социального пространства и его структуры. Развитие социального пространства как условие и результат развития цивилизации. Географический детерминизм (Ш.Монтескье, Л.И.Мечников). Техносфера и техногенез. Понятие ноосферы. Представление о необратимости социального времени. Понятие социального времени и его мерность. Идеи «золотого века» и счастливого будущего. Понятие «осевого времени» (по К. Ясперсу). «Всеобщий труд» (по К. Марксу) и возможность «преодоления» времени. Проблема элемента в социальной системе (субъект, личность, общность, объединение и др.). Индивид, личность, индивидуальность. Идея персональное™ и традиция персонализма. Свобода и ответственность личности в обществе. Проблема деятельной сущности человека. Социальные отношения. Понятие социальных отношений и их типология. Фундаментальные социальные отношения: власть, собственность, равенство, иерархия и др. Отношения социальной дифференциации и интеграции. Понятие коммуникации. Эволюция средств коммуникации: устное, письменное, печатное и машинно-компьютерное слово. Личные, массовые и специальные коммуникации, их роль в разные периоды жизни человека и человечества (становление четвертой власти). Средства массовой коммуникации в современном обществе. Социальная деятельность. Понятия освоения и отчуждения. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Деятельность и труд. Раздел 3. Социальные общности и социальные объединения Понятие социальной общности. Представление о социальном институте. Структура и функции социального института. Личность, общество, государство. Типы, формы, функции государства. Авторитаризм и демократия. Анархизм и его формы. Роль личности и государства в развитии общества Возрастные общности: дети, молодежь, зрелый возраст, старики. Проблема «отцов и детей». Феномен молодежных движений. Половая дифференциация в обществе: общности мужчин и женщин. Представление о феминизме. Социальный институт семьи. Семья и брак. Исторические формы семьи и брака. Брак и его судьбы в цивилизованном обществе. Ценность семьи и брака. Социально-философский смысл половой морали. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе. Марксистское понимание социально-классовой структуры общества. Эксплуатация и разделение труда. Классовая борьба и классовое сотрудничество. Собственность на средства производства. Определение класса в марксизме. Исторические формы социально-классовых общностей. Представление о кастах и сословиях. Понятие социальной стратификации. Принципы социальной стратификации. «Творческое меньшинство» и «правящее меньшинство». Теория элит. Понятие этнических общностей. Этнос и окружающая среда. Проблема этнической дифференциации. Род и племя — формы доцивили-зационных этносов. Народность в традиционных цивилизованных обществах. Нация — новоевропейская форма этнической общности. Связь становления нации с буржуазными экономическими отношениями. Роль государства в конституировании народностей и наций. Раздел 4. Теоретические модели социальной реальности Представление о различных моделях социальной реальности. Натурализм и бихевиоризм. Эвристические возможности биологического объяснения применительно к социальным явлениям. Социал-дарвинизм. Применение принципов борьбы за существование, естественного отбора и сотрудничества в исследовании биологического сообщества и в познании человеческого общества. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины. Проблема целенаправленного воздействия на эволюцию человеческого вида. Натуралистическая модель социальной реальности и социобиология. К.Маркс и историко-материалистическая модель социальной реальности. Роль производительных сил и техники в функционировании и развитии общества. Понятия общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Базис и надстройка. Общественное бытие и общественное сознание. Активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию. Идеология и общественная психология. Идеалистическая модель социальной реальности. Царство необходимости и царство свободы. Мировой закон и высший закон. Соборность и общественность в русской социально-философской традиции. Представление о феноменологической модели социальной реальности. «Феноменологическая социология» (А. Шютц). Социальное понимание и социальное объяснение. Герменевтика как метод понимания. Логическая структура социального познания. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Классификация социальных фактов. Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Идеи социального организма и социального механизма. Границы детерминистического объяснения общественных явлений. Социальная дезорганизация. Эволюция и революция. Социальный кризис. Катастрофа. Проблема социально-философского осмысления войны. Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие историзма, его основные черты, место и роль в социальном познании. Раздел 5. Философия истории Предмет философии истории. Философия истории и социальная философия. Мир как данность и мир как становление. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема направленности мирового исторического процесса. Знание о будущем общества: однозначно определенное знание и знание о системах, допускающих многообразие сценариев. Смысл истории и подходы к его интерпретации. Главное и второстепенное в истории. Принципы субординации исторических фактов. Философия истории и футурология. Проблема достоверности познания исторической реальности. Историософия XX века (А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс, П. Сорокин, К. Поппер, Дж. Коллингвуд, Л.П. Карсавин и др.) Проблема начала человеческой истории. Философский смысл первобытности. Место истории человечества в истории жизни на Земле. Биологические и космические предпосылки возникновения человека. Понятие антропосоциогенеза. Проблема роли труда в антропосоциогенезе. Возникновение и структура орудийной деятельности. Труд и становление неравенства. Проблема происхождения языка. Звуковое общение высших животных и звуковое общение первобытного человека. Речь и жест. Миф и ритуал как синкретические формы духовной жизни первобытного общества. Становление цивилизации. Традиционное общество. Понятия присваивающего хозяйства и производящего хозяйства. Проблема «неолитической революции». Развитие оседлого образа жизни и сосредоточенных форм расселения людей. Роль этносов в генезисе цивилизаций. Протогосударство и его основные черты. Формирование публичной власти. Легитимизация публичной власти и формирование института права. Возникновение философии как проблема философии истории. Искусство как социальный институт. Ранние синкретические формы идеологии. Развитие социального института образования. Становление религии и конституирование церкви как социального института. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления. Машинная революция и частичный труд. Продукт как товар и труд как товар. Универсальность товарно-денежных отношений. Идеалы «гражданского общества» и «вечная» природа человека. Человек в информационно-техническом мире. Информационная революция и становление информационного общества. Возникновение машинно-компьютерного слова. Становление индустриальных и постиндустриальных форм духовного производства. Общество массового потребления. Современные бюрократические системы. Либерально-демократический капитализм и экстремистский тоталитаризм. Экология и глобальные проблемы человечества. Человечество перед лицом глобальных проблем. Эволюция отношений между развитыми и развивающимися странами. Понятие мирового сообщества. Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта в современном мире. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Представление о единстве исторического процесса. Проблема «конца истории». Теории цивилизационного финализма, циклизма и катастрофизма. 4. Вопросы к вступительному испытанию
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА а) основная литература (учебники и учебные пособия) Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010 . Канке В.А. Современная философия: учебник / В.А. Канке .— М. : Омега-Л, 2010. Нижников С.А. История философии: учебник / С.А. Нижников .— М. : Инфра-М, 2012 . Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского .— 22-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2013 . Шрамко, Я.В. Философия: наука или мировоззрение? : // Язык-знание-реальность / Я.В. Шрамко .— М., 2011 .— С.267-286 . б) дополнительная литература Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. М., 2004. Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 2002. Гашков, С.А. Социальная философия М. Фуко и К. Касториадиса: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания . 2009 . Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 2001. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004. Лысков А.П. Социальная философия. Калининград, 2009. Мейнике Ф. Возникновение историзма. М., 2004. Попкова Н.В. Введение в философскую антропологию. Учебное пособие. М., 2010. Соколов С.В. Социальная философия: Учебное пособие для вузов. М., 2003. Рахманов, А.Б. Социальная философия Макса Вебера: метаморфозы и кризисы.— М. : URSS, 2012 .— 559 с. Тарасов Ю.Н. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Курс лекций для аспирантов. Воронеж, 2005. в) базы данных, информационно-справочные поисковые системы Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Библиотека Гумер http://www.gumer.info/ Научная электронная библиотека (РФФИ). Философская электронная библиотека http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.ht Библиотека сайта http://www.philosophy.ru |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |