Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение»





Скачать 120.7 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение»
Дата публикации29.03.2015
Размер120.7 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»



Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35

от «25» марта 2014 г.
Ректор В. М. Юрьев


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

47.06.01 «ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

ПРОФИЛЬ

«СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии, обсуждена и утверждена на заседании кафедры философии ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 7 от «06» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.

Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое понимание специфики социально-философского подхода к обществу и субъекту социальной активности, знание основ социальной онтологии, включающим в себя сущностные проблемы общественного бытия и его модификаций.
Основные задачи испытания:

 выяснить мотивы поступления и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;

 оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Социальная философия», поступающий должен:

быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой философского мышления;

знать содержание базовых социально-философских категорий;

знать концептуальные, мировоззренческие и методологические проблемы социальной философии, роль социальной философии в структуре философского и гуманитарного знания в целом;

уметь квалифицированно анализировать современные философские проблемы общества;

знать теоретические и методологические основы общественного бытия как целостной и вместе с тем развивающейся системы социальной действительности, сущностные черты социальной реальности, современной социально-философской тематики и проблематики.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в области социальной философии;

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)
Раздел 1. Социальная философия как раздел философского знания

Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Социальная философия и теоретическая социология. Всеобщность социально-философского анализа и комплексность социологического исследования. Социальная философия и идеология.

Происхождение человека. Человек как биосоциальное существо. Онто- и филогенез, соотношение наследуемой и приобретаемой информации, «закон ненаследования приобретенных свойств» и проблема биологического становления Homo Sapiens.. Труд, общение, речь — основные факторы антропосоциогенеза.

Деятельность, поведение, общение — основные функции человеческой активности. Типы и стимулы деятельности. Практика. Структура жизненного опыта человека.

Раздел 2. Социальная онтология

Понятие общества. Системность социальной реальности. Представление о больших системах применительно к обществу. Целостность и системность социума. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.

Социальное пространство и время как формы социального бытия. Понятие социального пространства и его структуры. Развитие социального пространства как условие и результат развития цивилизации. Географический детерминизм (Ш.Монтескье, Л.И.Мечников). Техносфера и техногенез. Понятие ноосферы.

Представление о необратимости социального времени. Понятие социального времени и его мерность. Идеи «золотого века» и счастливого будущего. Понятие «осевого времени» (по К. Ясперсу). «Всеобщий труд» (по К. Марксу) и возможность «преодоления» времени.

Проблема элемента в социальной системе (субъект, личность, общность, объединение и др.). Индивид, личность, индивидуальность. Идея персональное™ и традиция персонализма. Свобода и ответственность личности в обществе. Проблема деятельной сущности человека.

Социальные отношения. Понятие социальных отношений и их типология. Фундаментальные социальные отношения: власть, собственность, равенство, иерархия и др. Отношения социальной дифференциации и интеграции.

Понятие коммуникации. Эволюция средств коммуникации: устное, письменное, печатное и машинно-компьютерное слово. Личные, массовые и специальные коммуникации, их роль в разные периоды жизни человека и человечества (становление четвертой власти). Средства массовой коммуникации в современном обществе.

Социальная деятельность. Понятия освоения и отчуждения. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Деятельность и труд.
Раздел 3. Социальные общности и социальные объединения

Понятие социальной общности. Представление о социальном институте. Структура и функции социального института. Личность, общество, государство. Типы, формы, функции государства. Авторитаризм и демократия. Анархизм и его формы. Роль личности и государства в развитии общества

Возрастные общности: дети, молодежь, зрелый возраст, старики. Проблема «отцов и детей». Феномен молодежных движений.

Половая дифференциация в обществе: общности мужчин и женщин. Представление о феминизме.

Социальный институт семьи. Семья и брак. Исторические формы семьи и брака. Брак и его судьбы в цивилизованном обществе. Ценность семьи и брака. Социально-философский смысл половой морали.

Социально-экономические классы и профессиональная структура общества. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе. Марксистское понимание социально-классовой структуры общества. Эксплуатация и разделение труда. Классовая борьба и классовое сотрудничество. Собственность на средства производства. Определение класса в марксизме. Исторические формы социально-классовых общностей. Представление о кастах и сословиях.

Понятие социальной стратификации. Принципы социальной стратификации. «Творческое меньшинство» и «правящее меньшинство». Теория элит.

Понятие этнических общностей. Этнос и окружающая среда. Проблема этнической дифференциации. Род и племя — формы доцивили-зационных этносов. Народность в традиционных цивилизованных обществах. Нация — новоевропейская форма этнической общности. Связь становления нации с буржуазными экономическими отношениями. Роль государства в конституировании народностей и наций.
Раздел 4. Теоретические модели социальной реальности

Представление о различных моделях социальной реальности. Натурализм и бихевиоризм. Эвристические возможности биологического объяснения применительно к социальным явлениям. Социал-дарвинизм. Применение принципов борьбы за существование, естественного отбора и сотрудничества в исследовании биологического сообщества и в познании человеческого общества. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины. Проблема целенаправленного воздействия на эволюцию человеческого вида. Натуралистическая модель социальной реальности и социобиология.

К.Маркс и историко-материалистическая модель социальной реальности. Роль производительных сил и техники в функционировании и развитии общества. Понятия общественно-экономической формации и способа производства. Общественно-экономическая формация и цивилизация. Базис и надстройка. Общественное бытие и общественное сознание. Активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию. Идеология и общественная психология.

Идеалистическая модель социальной реальности. Царство необходимости и царство свободы. Мировой закон и высший закон. Соборность и общественность в русской социально-философской традиции.

Представление о феноменологической модели социальной реальности. «Феноменологическая социология» (А. Шютц).

Социальное понимание и социальное объяснение. Герменевтика как метод понимания. Логическая структура социального познания. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Классификация социальных фактов.

Методы структурного функционализма и структурно-функционального анализа. Идеи социального организма и социального механизма. Границы детерминистического объяснения общественных явлений.

Социальная дезорганизация. Эволюция и революция. Социальный кризис. Катастрофа. Проблема социально-философского осмысления войны.

Идеи историзма и неоэволюционизма. Понятие историзма, его основные черты, место и роль в социальном познании.
Раздел 5. Философия истории

Предмет философии истории. Философия истории и социальная философия. Мир как данность и мир как становление. Функционирование и развитие общества. История как действительность общественной жизни. Проблема направленности мирового исторического процесса. Знание о будущем общества: однозначно определенное знание и знание о системах, допускающих многообразие сценариев. Смысл истории и подходы к его интерпретации.

Главное и второстепенное в истории. Принципы субординации исторических фактов. Философия истории и футурология. Проблема достоверности познания исторической реальности.

Историософия XX века (А. Тойнби, Н.А. Бердяев, К. Ясперс, П. Сорокин, К. Поппер, Дж. Коллингвуд, Л.П. Карсавин и др.)

Проблема начала человеческой истории. Философский смысл первобытности.

Место истории человечества в истории жизни на Земле. Биологические и космические предпосылки возникновения человека. Понятие антропосоциогенеза.

Проблема роли труда в антропосоциогенезе. Возникновение и структура орудийной деятельности. Труд и становление неравенства.

Проблема происхождения языка. Звуковое общение высших животных и звуковое общение первобытного человека. Речь и жест. Миф и ритуал как синкретические формы духовной жизни первобытного общества.

Становление цивилизации. Традиционное общество. Понятия присваивающего хозяйства и производящего хозяйства. Проблема «неолитической революции». Развитие оседлого образа жизни и сосредоточенных форм расселения людей. Роль этносов в генезисе цивилизаций. Протогосударство и его основные черты. Формирование публичной власти. Легитимизация публичной власти и формирование института права. Возникновение философии как проблема философии истории. Искусство как социальный институт. Ранние синкретические формы идеологии. Развитие социального института образования. Становление религии и конституирование церкви как социального института. Роль церкви в европейской цивилизации. Сакрально-ценностные формы мышления.

Машинная революция и частичный труд. Продукт как товар и труд как товар. Универсальность товарно-денежных отношений. Идеалы «гражданского общества» и «вечная» природа человека.

Человек в информационно-техническом мире. Информационная революция и становление информационного общества. Возникновение машинно-компьютерного слова. Становление индустриальных и постиндустриальных форм духовного производства. Общество массового потребления. Современные бюрократические системы. Либерально-демократический капитализм и экстремистский тоталитаризм.

Экология и глобальные проблемы человечества. Человечество перед лицом глобальных проблем. Эволюция отношений между развитыми и развивающимися странами. Понятие мирового сообщества. Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта в современном мире. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Представление о единстве исторического процесса.

Проблема «конца истории». Теории цивилизационного финализма, циклизма и катастрофизма.

4. Вопросы к вступительному испытанию

  1. Предмет, метод, функции социальной философии.

  2. Проблема специфики социального знания.

  3. Понятие общества. Основные концепции сущности общества в истории философской мысли.

  4. Общество как система. Основные сферы общественной жизни.

  5. Основные типы и этапы общественного развития: проблемы типологии

  6. Человек в системе общественных отношений Понятия индивида, личности и индивидуальности. Исторические типы личности.

  7. Индивид, личность, индивидуальность.

  8. Свобода и ответственность личности в обществе.

  9. Общественные отношения.

  10. Проблема отчуждения. Условия возникновения, формы проявления и перспективы существования.

  11. Проблема социального неравенства. Условия возникновения, формы проявления и перспективы существования.

  12. Социальная структура общества. Способы структурирования общества.

  13. Концепция деятельности как условия формирования и сущностной характеристик социального бытия.

  14. Труд и его роль в общественной жизни. Проблема мотивации к труду.

  15. Власть и властные отношения: специфика, основные черты, функции в обществе.

  16. Понятие политики и политических отношений: специфика, основные черты, функции в обществе. Специфика философского подхода к анализу политической сферы жизни общества

  17. Понятие государства. Проблема возникновения и сущности государства: основные концепции.

  18. Демократия, либерализм и гражданское общество. Концепции их сущности и тенденций развития.

  19. Общественное сознание и его структура. Исторический характер общественного сознания.

  20. Идеология и ее роль в обществе. Основные концепции идеологии в социальной философии.

  21. Социальный институт, его структура и функции.

  22. Социальный институт семьи. Семья и брак.

  23. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества.

  24. Профессиональная идентичность как ценность в цивилизованном обществе.

  25. Этнос и окружающая среда.

  26. Натуралистические представления в социальной философии и геополитические доктрины.

  27. Понятия общественно-экономической формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.

  28. Историософия XX века. Основные подходы.

  29. Понятие цивилизации и процесс ее становления.

  30. Проблема места и роли культуры в жизни общества.

  31. Роль научной рациональности в развитии общества.

  32. Информационная революция и становление информационного общества.

  33. Концепции постиндустриального общества

  34. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

  35. «Восстание масс» (Ортега-и-Гассет) и современное массовое общество.

  36. Экологическая проблема, экологический кризис и угроза глобальной экологической катастрофы.


5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература (учебники и учебные пособия)

Бучило, Н.Ф. Философия: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010 .

Канке В.А. Современная философия: учебник / В.А. Канке .— М. : Омега-Л, 2010.

Нижников С.А. История философии: учебник / С.А. Нижников .— М. : Инфра-М, 2012 .

Философия: учебник / под ред. В.П. Кохановского .— 22-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2013 .

Шрамко, Я.В. Философия: наука или мировоззрение? : // Язык-знание-реальность / Я.В. Шрамко .— М., 2011 .— С.267-286 .
б) дополнительная литература

Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. М., 2004.

Барулин В. С. Социально-философская антропология. М., 2002.

Гашков, С.А. Социальная философия М. Фуко и К. Касториадиса: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания . 2009 .

Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 2001.

Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.

Лысков А.П. Социальная философия. Калининград, 2009.

Мейнике Ф. Возникновение историзма. М., 2004.

Попкова Н.В. Введение в философскую антропологию. Учебное пособие. М., 2010.

Соколов С.В. Социальная философия: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

Рахманов, А.Б. Социальная философия Макса Вебера: метаморфозы и кризисы.— М. : URSS, 2012 .— 559 с.

Тарасов Ю.Н. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Курс лекций для аспирантов. Воронеж, 2005.
в) базы данных, информационно-справочные поисковые системы

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Научная электронная библиотека (РФФИ).

Философская электронная библиотека http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.ht

Библиотека сайта http://www.philosophy.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «История философии» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры философии,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Методы исследования, оценки и классификации письменных источников. История философии как целостное, преемственное и восходящее движение...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 47. 06. 01 «философия, этика и религиоведение» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск