Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки»





Скачать 118.15 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки»
Дата публикации19.10.2014
Размер118.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Германские языки

__________________________________________________________

(наименование программы)


по направлению подготовки
45.06.01 Языкознание и литературоведение

___________________________________________________________

(код, наименование направления подготовки)

Оренбург 2014

1. Введение
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» разработана на основании ГОС ВПО, ФГОС ВПО уровней образования специалитет, магистратура.

Цель вступительного испытания – выявление у поступающих в аспирантуру уровня теоретической и практической подготовки в области германистики.

Вступительное испытание проводится в форме экзамена, включающего в себя вопрос по теории одного из германских языков (английскому или немецкому) и собеседование по реферату.

Вступительный экзамен направлен на решение следующих специфических задач:

  • определение уровня знания лингвистом общих концепций и методологических вопросов современного германского языкознания;

  • оценку сформированности умения анализировать современные языковые процессы с использованием понятийного аппарата по германистике;

  • выявление готовности применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, преподавательских, информационно-поисковых и других задач.

Поступающий на образовательную программу высшего образования – программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» должен:

знать:

- основные этапы и пути развития теории германистики;

- понимать основные закономерности функционирования германских языков;

- обладать знаниями о типах, видах, формах и моделях языковой коммуникации;

- уметь применять полученные знания при выявлении и объяснении языковых фактов и процессов;

- владеть системой знаний об основных этапах становления и развития германистики, современном состоянии науки, приемами анализа научно-методической литературы по соответствующим периодам и отдельным проблемам.

Библиографический список, приведенный в программе, включает наиболее важные работы по германским языкам. При подготовке к вступительному экзамену целесообразно ознакомиться с новейшей литературой по германистике, материалами в сети Интернет.

При оценке ответа учитывается глубина овладения теоретическим материалом, самостоятельность мышления, общая культура речи на родном языке. Ответы на вопросы не должны ограничиваться знанием фактического материала. Поступающему в аспирантуру необходимо показать знание основных понятий и методов, которыми оперирует германистика. В частности, в морфологии необходимо уметь раскрыть сущность таких понятий, как грамматическая категория и различия в ее трактовке, в синтаксисе – уметь охарактеризовать основные синтаксические единицы и принципы их выделения и т. д.

Ответ на теоретический вопрос

При ответе на теоретический вопрос по теоретической грамматике, лексикологии, стилистике современного английского или немецкого языков поступающие в аспирантуру должны продемонстрировать знание специальной литературы (см. список обязательной и дополнительной литературы), умение критически осмыслить существующие точки зрения и четко и аргументировано сформулировать собственную позицию, знание и правильное использование специальной терминологии, владение методами лингвистического анализа, умение иллюстрировать теоретические положения примерами. Поступающий в аспирантуру должен уметь ясно и лингвистически корректно осветить основные этапы развития таких направлений лингвистической науки как семантика, прагматика и когнитивная лингвистика, сложившиеся внутри этих направлений теории; уметь сопоставить позиции разных исследователей, выявить конкретный вклад наиболее авторитетных ученых в разработку основных вопросов и проблем теоретической грамматики и лексикологии. Необходимо продемонстрировать умение ясно и логично строить свой ответ, отвечать по существу на задаваемые в ходе экзамена вопросы.

Ответ на теоретический вопрос предполагает развернутый ответ по проблеме: изложение содержания проблемы во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.

Вступительный реферат по отрасли науки

Вступительный реферат должен представлять собой самостоятельное исследование тех или иных особенностей английского или немецкого языка. Объем реферата не должен превышать 30 страниц, оформленных в соответствии с принятыми правилами (поля, отступ 1,25 и оформление библиографии согласно ГОСТу). На реферат должен быть представлен письменный отзыв предполагаемого научного руководителя.

Тема вступительного реферата определяется во время собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем с учетом профиля избранной специальности. Реферат должен носить исследовательский характер, содержать развернутое обоснование темы, обзор литературы по предмету с соответствующим обобщением и постановкой исследовательской задачи, исследовательскую часть - анализ фактического материала, заключение, суммирующее результаты анализа, правильно оформленный научный аппарат. Названия параграфов должны отражать исследование той или иной составляющей или аспекта рассматриваемой проблемы. В конце каждой главы должны быть краткие выводы.

Целями написания реферата являются:

- демонстрация автором четкого понимания проблемы, знание дискуссионных вопросов, связанных с ней;

- выявление компетентности автора в области предполагаемой научной работы, наличие четко сформулированных конкретных целей этой работы;

- демонстрация автором умения подбирать и анализировать фактический материал, делать обоснованные выводы;

- выяснение актуальности темы и наличия условий, способствующих выполнению намеченной работы в заданный срок; в их число входит и оценка возможности получения недостающего экспериментального материала.

2. Содержание разделов дисциплины
Английский язык

  1. Теоретическая грамматика

  1. Проблема классификации частей речи. Принципы выделения частей речи.

  2. Грамматические категории имени существительного. Именная детерминация. Артикль как основной детерминатив существительного.

  3. Глагол. Грамматическое значение глагола. Морфологическая классификация. Грамматические категории глагола. Система видо-временных форм. Глагол и грамматические категории залога и наклонения. Категория залога. Понятие диатезы. Транзитивность и залог. Категория наклонения и проблема выделения сослагательного в английском языке.

  4. Служебные части речи. Артикль. Союз. Предлог. Грамматическая омонимия в служебных частях речи. Частицы.

  5. Словосочетание. Теория словосочетания в отечественной и зарубежной лингвистике. Типы синтаксических связей в словосочетании.

  6. Основные категории предложения. Предикативность, модальность, утвердительность/отрицательность.

  7. Принципы классификации сложного предложения. Проблема сложносочиненного предложения в английском языке. Сложноподчиненное предложение.

  8. Коммуникативно-прагматический аспект предложения. Понятие коммуникативной интенции. Теория речевых актов. Косвенные речевые акты.

  1. Лексикология

  1. Генетический состав лексики английского языка. Заимствования. Ассимиляция заимствований.

  2. Значение слова. Подходы к определению значения. Значение слова принципы подхода к значению в корпусных исследованиях. Значение и контекст. Типы и функции контекста. Проблема выделения основного значения слова. Природа вариативности и принципы выделения лексико-семантических вариантов слова.

  3. Полисемия и омонимия в английском языке. Иерархия JICB в структуре значения полисемантичного слова. Виды омонимии. Грамматическая омонимия и словесное значение.

  4. Морфологическая и словообразовательная структура английского слова. Корни и аффиксы. Специфика корневого и аффиксального значения. Словообразовательные модели в английском языке.

  5. Фразеологические единицы в английском языке. Классификации и подходы. Виды фразеологических единиц. Природа идиоматического значения. Вопрос о степени идиоматичности фразовых глаголов в английском языке.


Ш. Стилистика


  1. Иерархия стилистических систем (функциональный стиль – жанр – тип текста). Критерии выделения, типологизации и научного описания функциональных стилей.

  2. Стилистическое значение лексических единиц. Стилистически недифференцированный и дифференцированный лексический состав современного немецкого языка

  3. Тропы, их виды и возможные классификации. Текстовые функции тропов.

  4. Теория контекста

  5. Принципы и аспекты лингвостилистической интерпретации текста (композиция и архитектоника, композиционно-речевые формы и т.д.).


Список рекомендуемой литературы
Основная литература:


  1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. М., 2010.

  2. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. М. 2005 (5-ое издание), 2006 (6-е издание), 2007 (7-е издание); (на английском языке).

  3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М., 2002.

  4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

  5. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. СПбГУ, 2003.

  6. Иванова Е.В. Лексикология и Фразеология современного английского языка. Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2011.

  7. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М., 1981.

  8. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. СПб., 1997.

  9. Петрова Е.С. Сопоставительная типология английского и русского языков. Грамматика: СПб: Филологический факультет СПбГУ: М.: Академия, 2011.

  10. Плоткин В.Я. Строй английского языка. М.: Высшая школа, 1989.

  11. Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986 (перепечатка в сб. Новое в лингвистике, - 2001 г.).

  12. Слюсарева Н.А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. М., 1986.

  13. Спорные вопросы английской грамматики / под ред. Бурлаковой В.В., Л., 1988. Разделы А.Г. Поспеловой и Л.П. Чахоян.

  14. R.Quirk, S. Greenbaum и др. A New University Grammar of English. M., 2011.


Дополнительная литература:

  1. Арнольд И.В. Семантика, Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 2010.

  2. Богданов В.В. Предложение и текст в содержательном аспекте. СПб., 2007, часть П, лингвистическая прагматика.

  3. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978.

  4. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  5. Вежбицкая А., Годдард К. Дискурс и культура. // Жанры речи. Вып. 3. Саратов, 2002.

  6. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2008

  7. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. М., 1978.

  8. Поспелова А.Г. Манифестация и механизм речевых приоритетов в английской диалогической речи. СПб., 2000.

  9. Степанов Ю.С.. Имена, предикаты, предложения. М., 1981.

  10. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Зарубежная лингвистика. М., 1999. Вып. 3.

  11. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007

  12. Leech, G. Principles of Pragmatics. L./N.Y., 1981.


3. Содержание разделов дисциплины
Немецкий язык


  1. Теоретическая грамматика

  1. Теория частей речи в немецком языке в трактовке различных исследователей

  2. Грамматические категории существительного в немецком языке

  3. Категория времени глагола

  4. Категория наклонения

  5. Теория предложения в трактовке различных ученых

  6. Проблема односоставного и эллиптического предложения. Проблема сложного предложения.

  7. Функция порядка слов в немецком языке

  8. Основные понятия прагматики. Теория речевых актов



  1. Лексикология

  1. Парадигматические отношения в лексике. Их взаимосвязь.

  2. Проблема ассимиляции заимствований

  3. Основные принципы определения и классификации фразеологизмов

  4. Основные средства и модели словообразования в современном немецком языке

  5. Словосложение в немецком языке



III. Стилистика

  1. Иерархия стилистических систем (функциональный стиль – жанр – тип текста). Критерии выделения, типологизации и научного описания функциональных стилей.

  2. Стилистическое значение лексических единиц. Стилистически недифференцированный и дифференцированный лексический состав современного немецкого языка

  3. Тропы, их виды и возможные классификации. Текстовые функции тропов.

  4. Теория контекста

  5. Принципы и аспекты лингвостилистической интерпретации текста (композиция и архитектоника, композиционно-речевые формы и т.д.).

Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:

  1. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка: Система отношений и система построения. Л., 1973.

  2. Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988.

  3. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. СПб., 1994.

  4. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1983.

  5. Гончарова Е.А., Шишкина И.П. Интерпретация текста. Немецкий язык. – М.: Высшая школа, 2005.

  6. Москальская О.И. Теоретическая грамматика современного немецкого языка. М., 2009.

  7. Степанова М.Д., Фляйшер В. Теоретические основы словообразования в немецком языке. М., 1984.

  8. Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986 (перепечатка в сб. Новое в лингвистике, - 2001 г.).

  9. Чернышева И.И. Фразеология современного немецкого языка. М., 1970.

  10. Филичева Н.И. История немецкого языка. М., 2003.

  11. Эйхбаум Г.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка. СПб., 1996.

  12. Fleischer W. Phraseologie der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig, 1982.

  13. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. Moskau, 1975.

  14. Stepanova M.D., Cernyseva I.I. Lexikologie der deutschen Gegenwartssprache. Moskau, 2003. Teil 1, 3, 4.

Дополнительная литература:


  1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков. М., 1999.

  2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.

  3. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л., 1977.

  4. Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты. Л., 1990.

  5. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.

  6. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л., 1984.

  7. Гулыга Е.В. Теория сложноподчиненного предложения в современном немецком языке. М., 1971.

  8. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. М., 1969.

  9. Москальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса. М., 1974. Москальская О.И. Грамматика текста. М., 1981.

  10. Павлов В.М. Понятие лексемы и проблема отношений синтаксиса и словообразования. Л., 1985.

  11. Сильман Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. Л., 1967.

  12. Сусов И.П. Семантика и прагматика предложения. Калинин, 1980.

  13. Филичева Н.И. О словосочетаниях в современном немецком языке. М., 1969.

  14. Филиппов К.А. Лингвистика Текста. СПб., 2010.

  15. Шендельс Е.И. Многозначность и омонимия в грамматике. М., 1970.

  16. Шишкова Л.В., Смирнова Т.Ю. Синтаксис современного немецкого языка. М., 2003.

  17. Admoni W.G. Der deutsche Sprachbau. M., 1986.

  18. Moskalskaja О. Grammatik der deutschen Sprache. M., 1983.

  19. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig, 1975.

  20. Der Duden in 10 Banden. Band 4: Grammatik der deutschen Gegenwartstsprache. Mannheim; Wien; Zurich, 1984.

  21. Engel U. Syntax der deutschen Gegenwartssprache. 3.Aufl. Berlin, 1994.

  22. Erben J. Deutsche Grammatik: Ein Abriss. Miinchen, 1972. Sanders W. Linguistische Stilistik. Gottingen. 1977. Sandig B. Stilistik der deutschen Sprache. Berlin, 1986

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconРеферат поступающего на образовательную программу высшего образования...

Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconОтражает актуальность научных исследований и собственные научные...
Требования к оформлению и содержанию реферата для поступления на обучение по программам высшего профессионального образования подготовки...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры естественных наук мггу по направлению 05. 06. 01 Науки о Земле профиль...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена по научной специальности 10. 02....
Дисциплина «Германские языки» относится к обязательному циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» по направлению...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру «39. 06. 01 – Социологические науки» подготовлена с учетом требований фгос, предъявляемых...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительных испытаний по специальной дисциплине педагогика...
Цель: определение уровня готовности абитуриента к выполнению научного исследования
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 04 германские языки
Филологические науки (специальность 10. 02. 04 – германские языки) Министерства образования Российской Федерации 2008 г и в соответствии...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих для обучения по...
Данная программа разработана на основе требований, определяемых действующим Федеральным государственным образовательным стандартом...
Программа вступительного испытания для поступающих на образовательную программу высшего образования программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Германские языки» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине научной...
Основную образовательную программу высшего профессионального образования, по которой осуществляется подготовка студентов, в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск